Афазия речи – причины и помощь при нарушениях функций языка

Амнестическая афазия — это патология речевой функции, при которой человек затрудняется вербально выражать свои мысли.

Сложности возникают из-за того, что больной забывает названия предметов, наименования, у него сильно снижается словарный запас. В речи преобладают глаголы. Например, о карандаше говори так : “Это предмет, которым рисуют”.Афазия речи – причины и помощь при нарушениях функций языка

Вербальные сложности сильно сказываются на качестве общения, социальных функциях. При этом нарушений артикуляции, интеллекта, слуха нет.

Важно не путать афазию с алалией — отсутствием речи в детском возрасте. Амнестическая афазия является приобретенной патологией, которая в 90% случаев встречается у людей зрелого возраста, до болезни, имеющих нормальное речевое развитие.

Общие сведения

У молодых людей амнестическая афазия характеризуется минимальными потерями для коммуникации. Пожилые пациенты страдают от болезни гораздо сильнее.

Но у всех больных с данным расстройством поражена височно-теменно-затылочная часть полушарий головного мозга. При этом у правшей повреждается — левая часть, у левшей — правая.

Следствием нарушения становится снижение объема памяти, угнетение работы данной части коры головного мозга из-за отмирания нейронов.

Классификация

Определение амнестическая афазия включает в себя 2 разновидности речевых расстройств:

Развивается по причине поражения затылочных и височных отделов головного мозга в левом полушарии. У больного не отмечается снижение лексического запаса, человек забывает, как выглядят предметы, а не их название.

  1. Акустикомнестическую афазию

Поражаются извилины средней височной части и зона слухового аппарата. В результате у пациента снижается объем речевой и слуховой памяти.

В большинстве случаев диагноз амнестическая афазия подразумевает наличие набора проблем у пациента, то есть формы болезни сочетаются друг с другом.

Афазия речи – причины и помощь при нарушениях функций языка

Многие специалисты в России при диагностировании подобных нарушений пользуются классификацией А.Р. Лурия, который выделял гораздо больше разновидностей афазии:

  • Пациенты не воспринимают информацию из письменного текста, не могут полноценно читать и писать, делают множество орфографических и пунктуационных ошибок, создают текст из несвязных по смыслу предложений.
  • У больного возникают сложности с говорением, он испытывает трудности с подбором артикуляционной единицы.
  • Люди затрудняются составлять предложения, фразы из 3 и более слов, в речи перескакивают от одной мысли к другой.

У человека расстроен фонематический слух. Он понимает чужую речь плохо даже на родном, хорошо знакомом языке.

Больной воспринимает речь только короткими фразами и предложениями, не способен анализировать сложные семантические конструкции.

Патогенез

К развитию амнестической афазии приводят множество причин. От болезни не застрахован ни один человек любого возраста и социального положения. Основными виновниками речевой патологии выступают:

  1. удары головой;
  2. травмы черепа в результате падений, ДТП;
  3. оперативные вмешательства в структурах головного мозга;
  4. инфекционные заболевания: менингит, энцефалит, абсцесс головного мозга;
  5. инсульт;
  6. тромбоз;
  7. острое отравление организма ядами;
  8. передозировка лекарственными препаратами;
  9. психические заболевания;
  10. злокачественные, доброкачественные опухоли;
  11. болезнь Альцгеймера;
  12. болезнь Пика;
  13. генетическая предрасположенность к афазии;
  14. ишемические болезни головного мозга, сердца;
  15. гипертония;
  16. эпилепсия;
  17. мигрень.

В группу риска возникновения амнестической афазии входят люди пожилого и старого возраста. Возможность развития синдрома повышают вредные привычки: курение и алкоголь. В редких случаях амнестическая афазия наблюдается при поражении почек, печени, когда организм отравляется невыведенными продуктами метаболизма.

Симптомы

Речевая патология протекает ровно, мягко. Резкие ухудшения состояния наблюдаются крайне редко. Симптомы проявляются смазано. При амнестико-семантической афазии у больного наблюдаются следующие характерные признаки болезни:

  • Пациенты разговаривают медленно, делая длительные паузы между словами, фразами, предложениями.
  • Больные жалуются на невозможность логически выстроить высказывание.
  • Слова, фразы повторяются многократно, человек будто цепляется за уже высказанную мысль и таким образом пытается продолжить высказывание.
  • В речи почти отсутствуют существительные. Для наименования предметов используются перечисления их характеристик по внешнему виду, качествам, отличительным свойствам.
  • Артикуляция, слух страдают редко.
  • Речь экспрессивна, насыщена прилагательными и глаголами.
  • Если больному напомнить название предмета, например, произнести первый слог, то он быстро закончит начатое слово. Но может опять забыть наименование при следующем разговоре.
  • Пациентам сложно удерживать внимание на одной теме, концентрировать взгляд на предмете.
  • Сложности в понимании смысла пословиц, многозначных слов.

Симптомы афазии можно спутать с признаками слабоумия, но на самом деле интеллект больных не страдает. Они не теряют социальных, бытовых навыков, мыслят как здоровые люди, но испытывают сложности в вербальном обращении к окружающим, устных ответах на вопросы.

Афазия речи – причины и помощь при нарушениях функций языка

Диагностика

Поставить диагноз “на глаз”, только после осмотра и беседы с больным человеком невозможно. Причиной сбивчивой речи могут быть не только травмы головного мозга, но и стрессы, особенности психики. Врачу необходимы более веские доказательства поражений черепа, сосудов, отделов мозга.

Для выявления амнестического типа афазии следует пройти аппаратные исследования:

  1. Рентген мозга, черепа;
  2. КТ;
  3. УЗИ, сонографию;
  4. Картирование сосудов;
  5. МРТ головного мозга;
  6. Комплекс лабораторных анализов.

Кроме перечисленных методов диагностики, проверить возможности речевых отделов мозга помогают специальные пробы. Больному предлагают пройти такие тесты:

  • По устному описанию вспомнить название предмета.
  • Найти общее между несколькими предметами, сгруппировать их.
  • Счет от 0 до 10 и обратно.
  • Пение песен.
  • Беседа по сюжетным картинкам, ответы на вопросы: что делают герои иллюстрации, во что одеты.
  • Исследование чтения и письма.
  • Выполнение упражнений из набора артикуляционной гимнастики для оценки работы мимики, мышц речевого аппарата.
  • Расшифровка смысла пословиц, поговорок.

По результатам диагностики определяется место локализации повреждения и назначается курс терапии. Выявление типа поражения — задача невролога. Обращаться за помощью желательно на ранних сроках развития болезни, чтобы коррекционные методы лечения были более эффективны.

Афазия речи – причины и помощь при нарушениях функций языка

Лечение

Выбор способа терапии зависит от типа и причины нарушения. При абсцессах мозга, опухолях лечение амнестической афазии проводится оперативным путем и медикаментозно после проведения операции.

Ликвидация инфекционных факторов требует гормональной, антибактериальной терапии.

Афазия вследствие инсульта лечится длительно, необходимо прибегать к помощи массажиста, проходить курсы неврологической, физиологической реабилитации.

Восстановление когнитивных функций — длительный и трудоемкий процесс. С пациентом обязательно работают неврологи, психологи, психотерапевты, логопеды. Полное выздоровление больных афазией наступает редко, но добиться серьезных положительных результатов возможно, хотя на этой может уйти не один год.

Коррекция

Для реабилитации номинативной функции при амнестической афазии используют поэтапную актуализацию слова через подсказки, картинки. В процессе выполнения заданий больной снова заполняет память существительными, расширяет ее объем, тренирует мозговую активность.

Задания при амнестической афазии разрабатываются индивидуально, исходя из симптомов расстройства, которые проявляются у конкретного пациента. Их суть заключается в следующем:

  1. Больного необходимо научить вычленять существенные признаки предметов.

Если говорить о яблоке, то пациент должен вспомнить, где оно растет, каково по форме, цвету, размеру, вкусу.

  1. Следующий этап — связать мысленный образ и воспоминания о предмете с лексической оболочкой слова. Так восстанавливаются связи между практическим опытом работы с предметом и его называнием в экспрессивной речи.
  2. Самым сложным этапом является объяснение многозначности слова. Дойти до этого уровня реабилитации возможно, если словарный запас пациента удалось вернуть до нормальных объемов.
  3. После наращивания словарного запаса нужно переходить к тренировке ситуативной речи.

Упражнения

Приведем пример простых заданий, которые входят в обязательный минимум коррекционной работы с больными амнестической афазией. Их можно выполнять самостоятельно, без помощи логопеда и психолога:

Пациент показывает части своего тела и называет их. Позже можно усложнить упражнение вопросами: зачем нам ноги, руки, голова, какого цвета волосы, глаза?”.

Больному человеку понадобится помощь для называние предметов, изображенных на иллюстрациях. Можно использовать слайды с подписями.

  • Ответы на вопросы, составление текста;

Серию вопросов предлагайте пациенту после беседы на определенную тему или чтения небольшого произведения.

  • Поиск предметов по их описанию или наименованию;

Называйте вещи, расставленные по комнате или нарисованные на картинке. Задача больного найти их, указать и произнести название.

  • Письменное заполнение анкеты;

Вопросы могут касаться любых тем.

Предложите больному взять предмет положить его на верхнюю полку шкафа, открыть определенную страницу книги, прочитать пятое слово сверху. Придумывая инструкции, насыщайте предложения существительными.

  1. Этот метод работы можно использовать в качестве разминки или отдыха между занятиями.
  2. Начните с простого: пословицы, детские стихи, сказки, басни.
  3. Используйте запоминание самостоятельно прочитанного текста и услышанного от помощника.

Добиться успешного лечения амнестико-семантической афазии возможно.

Большинство пациентов достигают хороших результатов, если ежедневно тратят на занятия со специалистом несколько часов, тщательно следуют рекомендациям по соблюдению режима дня, питания, физическим нагрузкам.

Источник: https://orechi.ru/narusheniya-rechi/amnesticheskaya-afaziya

Афазия — все подробности об опасном нарушении речи

Афазия – это частичное или полное нарушение речи, причиной развития которого служит органическое поражение отдела коры мозга, отвечающего за речевую функцию. При развитии данного заболевания наблюдается утрата способности к пониманию речи и выражению своих мыслей в словах.

Больные люди способны воспринимать звуки, однако речь им напоминает чужой язык. То есть человек слышит слова, однако не может понять их смысл. В некоторых случаях одновременно возникают проблемы с произношением и нарушение понимания смысла речи.

Афазия может сопровождаться легкими симптомами или тяжелыми расстройствами. Если заболевание имеет сложное течение, страдает психическое здоровье человека и нарушается работа опорно-двигательного аппарата. Патология приводит к изменению личности больного, а потому лечение должно осуществляться при участии неврологов, логопедов и психотерапевтов.

Классификация

Афазия речи – причины и помощь при нарушениях функций языка

  1. Сенсорная или афазия Вернике. При этой форме болезни поражается верхняя часть височной доли коры мозга. В данном случае происходит нарушение фонетического слуха, при котором человек путает звуки. В результате он слышит слова, но они остаются для него непонятными. Если заболевание имеет выраженный характер, страдает импрессивная и экспрессивная речь. Также нередко человек теряет способность читать слова вслух или записывать предложение.
  2. Акустико-мнестическая афазия. В этом случае страдает средняя треть височной извилины, что влечет проблемы со слухоречевой памятью. Человек понимает речь окружающих, однако быстро забывает полученную информацию. Способности к чтению сохраняются, больные могут переписывать предоставленные данные. При этом устная речь отличается скудным словарным запасом, человек может пропускать существенные слова или менять их на другие определения.
  3. Афферентная моторная афазия. Данное заболевание возникает при нарушении нижней части постцентральной коры. Человек теряет способность к управлению артикуляционными движениями. Если возникают серьезные проблемы, то больной способен издавать лишь определенные звуки. Нередко человек может говорить лишь некоторые слова, которые часто произносил до развития болезни. Врачебный осмотр показывает изменения в управлении языком. Так, больной не может прикоснуться им к губам или теряет способность надувать щеки.
  4. Эфферентная моторная афазия. Развивается при повреждении зоны Брока, которая находится в нижней области премоторного участка. В этом случае человек старается переключиться с одной формы на другую. При легкой степени заболевания пациент пытается подбирать слова с похожими слогами или пользуется расхожими выражениями для построения своей речи. Во время разговора человек все время делает паузы, пропускает глаголы. В сложных случаях он может издавать только отдельные звуки. Если нарушение сохраняется длительное время, возникают проблемы с чтением и письменной речью.
  5. Оптико-мнестическая афазия. Появляется при нарушении височно-затылочной области, расположенной в левом полушарии мозга. При этом человек теряет связь между словом и его значением. Потому больные вынуждены долго подбирать обозначения явлений или предметов, что негативно отражается на скорости их речи.
  6. Динамическая афазия. Этот вид болезни характеризуется нарушением премоторных областей, которые прилегают к зоне Брока. В результате у человека страдает целостность высказывания, ему сложно самостоятельно построить речь. Люди с таким нарушением дают односложные ответы на вопросы, нередко повторяют последние слова.
Читайте также:  Что такое синдром Костена – лечение болевого синдрома и особенности течения болезни

В иностранной литературе можно отыскать более простую классификацию этой болезни:

  1. Задняя афазия – под этим термином понимают органические поражения заднего отдела одного из полушарий. Речь при таком диагнозе остается достаточно понятной и сохраняет свою плавность.
  2. Неплавная афазия – характеризуется нарушением передней доли определенного полушария. В данном случае страдает произношение слов и предложений.

В зависимости от интенсивности проявлений заболевания выделяют такие виды:

  • тотальная афазия – в этом случае речь пациента полностью нарушена;
  • частичная афазия – присутствуют лишь некоторые элементы нарушений, когда нормальная речь сменяется патологической.

Причины афазии

К возникновению афазии может привести любая болезнь или патологический процесс, провоцирующий раздражение определенной доли мозговой коры или нервных путей. К ним относят следующие отклонения:

  1. Нарушение кровообращения в мозге – оно может иметь острый или хронический характер.
  2. Опухолевые образования в головном мозге.
  3. Травматические повреждения мозга.
  4. Развитие абсцесса в головном мозге.
  5. Демиелинизирующие патологии, для которых характерен распад миелина – этот белок обеспечивает передачу импульсов по нервным волокнам. Подобные нарушения возникают при рассеянном склерозе или энцефаломиелите.
  6. Эпилепсия – патология, для которой характерно появление эпилептогенного очага в мозге. Время от времени в нем внезапно возникает электрический разряд, что приводит к нарушению работы мозга.
  7. Отравление токсическими веществами – это могут быть яды и соли тяжелых металлов.
  8. Дегенеративные патологии – постепенно провоцируют изменение строения мозга. К ним относят болезнь Крейцфельда-Якоба, которая имеет инфекционное происхождение и проявляется в виде развивающегося слабоумия и большого количества неврологических симптомов.

К факторам риска развития афазии обычно относится пожилой возраст, наличие пороков сердца, атеросклероз и гипертония.

Симптомы и течение болезни

Основным признаком афазии, который характерен для всех форм заболевания, является нарушение речи. При этом особенности патологии напрямую зависят от области поражения головного мозга:

  1. Сенсорная афазия характеризуется поражением височной области мозга, причем обычно страдает левая часть. Также могут нарушаться проводящие пути, которые соединяют данный участок с другими составляющими мозга. Данный вид афазии проявляется в виде того, что человек не понимает значения произносимых слов.

Поэтому речь больного теряет связность, его слова становятся несогласованными друг с другом. Еще одним симптомом этого вида афазии является многословность – человек тщетно пытается донести до окружающих свои мысли.

Несмотря на то, что у пациента полностью сохраняется сознание, и он может концентрировать внимание, продуктивный разговор затрудняется по причине речевых нарушений. Нередко такие люди возмущаются, что окружающие их не понимают. Это связано с тем, что они не чувствуют своего дефекта.

  1. Моторная или афазия Брока – для нее характерно нарушение лобной доли или проводящих путей. В результате у человека возникают проблемы при формировании речи. Больной понимает, что хочет сказать, однако испытывает сложности при начале разговора или теряет способность к нормальному связыванию слов.

Для этого вида афазии характерна отрывистая и скудная речь, нередко люди становятся молчаливыми. При начале разговора больным не удается произнести четких слов, однако они понимают свою проблему, а потому стараются молчать.

Это означает, что при моторной афазии человек воспринимает устную речь, однако теряет способность к нормальному построению разговора.

  1. Семантическая афазия – является результатом нарушения работы теменной области мозга или проводящих путей. В этом случае у человека возникают сложности при установлении связей между сложными понятиями. Это означает, что человек может вести беседу, однако не может определить, кем, к примеру, ему приходится брат его отца.
  2. Амнестическая афазия – в этом случае нарушается работа внутренней части височной области мозговой коры. При таком повреждении больной испытывает сложности с называнием предметов. Он может вполне нормально вести беседу, однако не в состоянии назвать предмет, который видит. Такие пациенты могут обозначить предмет лишь в том случае, если собеседник назовет первый слог.

Диагностика

Чтобы поставить правильный диагноз, врач должен уделить особое внимание сбору и анализу анамнеза, ведь такой вид нарушений связан с цереброваскулярными патологиями. При продолжительном течении заболевания, которое влечет за собой изменения личности, в старческом возрасте у человека может развиться болезнь Альцгеймера или Пика.

Если возникает необходимость, врач собирает семейный анамнез и подробно опрашивает близких родственников. Немаловажное значение имеет психическая оценка состояния пациента и проведение неврологического исследования.

Специалиста может интересовать, как давно появились проблемы с речью и какое событие предшествовало их возникновению. Это может быть черепно-мозговая травма, судорожный приступ, нарушение кровообращения в мозге. Чтобы поставить точный диагноз, требуется консультация множества узких специалистов – неврологов, логопедов, психологов.

Так, невролог выявляет нарушения речи и другие признаки – изменение высоты рефлексов, опущение уголка рта, слабость конечностей, асимметрию лица. Логопед должен определить существующие нарушения речи и запланировать мероприятия по ее восстановлению.

Для диагностики афазии также могут применяться следующие исследования:

  1. Электроэнцефалография – с помощью этого метода удается оценить электрическую активность определенных долей мозга. Этот показатель может отклоняться от нормы при самых разных патологиях.
  2. Компьютерная и магнитно-резонансная томография – они позволяют послойно проанализировать строение мозга, определить нарушение строения его ткани. Кроме того, благодаря этим процедурам можно выявить опухолевые образования, гнойники, кровоизлияния, очаги поражения нервной ткани.
  3. Магнитно-резонансная ангиография – с помощью данного исследования можно определить целостность и проходимость мозговых сосудов. Также оно позволяет выявить аневризмы, сужения сосудов и сосудистые мальформации, которые представляют собой своеобразный клубок, состоящий из вен и артерий.

Лечение и коррекция

Пациенту с таким нарушением требуется постоянное внимание врачей и поддержка родственников. При выборе тактики терапии следует принимать во внимание тот факт, что человек не воспринимает речь, поэтому рекомендации нужно доводить до его сведения различными способами. Для этой цели можно использовать жесты, рисунки или воспроизведение аналогичных действий.

Терапия должна включать лечение основного заболевания и проведение занятий с логопедом. Стоит учитывать, что на восстановление речи может понадобится несколько лет. В этот период больной нуждается в поддержке близких людей.

Конечно, лечение афазии не может быть эффективным без устранения основного нарушения, которое привело к ее развитию. Для этого могут проводиться такие мероприятия:

  1. Оперативное удаление опухолевого образования.
  2. Удаление кровоизлияния, если оно локализуется поверхностно и может быть ликвидировано с помощью хирургического вмешательства.
  3. Применение противосудорожных средств, которые помогают предотвращать приступы эпилепсии.
  4. Удаление гнойника из черепной полости, которое осуществляется оперативным путем. После этой процедуры обязательно нужно назначить больному антибактериальные препараты.
  5. Нормализация давления. Также человеку могут быть выписаны средства для улучшения кровообращения в мозге и нормализации обмена веществ при подобных проблемах. Врач может назначить ноотропные препараты и ангиопротекторы.

Тактика занятий с логопедом подбирается в индивидуальном порядке – это зависит от вида патологии. Первые сеансы должны быть посвящены мотивированию пациента к восстановлению речевых функций. Логопеду нужно постараться предотвратить возникновение в его речи стереотипных фраз.

Работа с человеком, страдающим афазией, обязательно должна проводиться в разных направлениях. Очень важно работать над письменной и устной речью. Не меньшее значение имеет стимулирование запоминания и восстановление способности к чтению.

Обычно пациенты с этим нарушением адекватно воспринимают окружающую действительность, однако заболевание может спровоцировать развитие депрессивных состояний или агрессивности.

Человек может потерять интерес к продолжению терапии. В подобных ситуациях нельзя обойтись без помощи психолога. Успешное восстановление невозможно без поддержки близких.

Люди, окружающие больного человека, должны придерживаться определенных правил:

  1. Не стоит в присутствии пациента говорить с другими людьми о его болезни, проблемах и прогнозах на выздоровление.
  2. Очень важно стимулировать человека самостоятельно начинать вести беседу. Нельзя вместо него произносить сложные слова.
  3. Пациент, страдающий этим нарушением, нуждается в постоянной помощи при реализации врачебных рекомендаций. Нужно подобрать доступный метод объяснения предстоящих процедур, контролировать прием лекарственных препаратов.
  4. Такой человек нуждается в регулярном общении. Чтобы замедлить возникновение других речевых отклонений, следует постоянно разговаривать с больным, объяснять ему происходящие события, читать вслух. С помощью телевизора или газет он не сумеет восстановить нарушенную речь.
  5. Важно проявить максимальное терпение, ведь нередко больному приходится объяснять непонятные термины по несколько раз.

Прогноз

На интенсивность симптомов заболевания и прогноз влияет область поражения головного мозга. Особенности протекания патологии напрямую зависят от состояния здоровья человека и его возраста.

Как правило, врачи и логопеды добиваются восстановления определенных речевых функций. Конечно же, лучший прогноз имеют люди молодого возраста. Однако отдельные формы патологии, которые появляются у детей дошкольного возраста, могут спровоцировать крайне серьезные последствия и даже полную утрату речи.

В большой степени дальнейшее состояние человека зависит от занятий с квалифицированным специалистом – логопедом. Не меньшее значение имеет помощь родственников, которые должны оказывать больному моральную поддержку в сложный период восстановления.

Чтобы прогноз был максимально благоприятным, коррекция должна проводиться в течение длительного периода времени. Только благодаря этому удастся обеспечить постепенный выход из афазии.

Профилактика

Чтобы уменьшить вероятность развития афазии, необходимо заниматься профилактикой возникновения инсульта – именно это состояние является основной причиной недуга.

Очень важно своевременно проходить диагностические обследования, которые помогут обнаружить опухоли и прочие образования. Также рекомендуется не допускать получения черепно-мозговых травм, а при появлении малейших отклонений от нормы сразу же обращаться к логопеду.

Афазия – достаточно серьезное речевое нарушение, которое связано с отклонениями в работе головного мозга. Это заболевание может привести к серьезным последствиям для здоровья, а потому так важно как можно раньше приступить к его лечению. Именно поэтому первые же симптомы патологии должны заставить человека или его родственников обратиться к квалифицированному врачу.

Источник: https://www.knigamedika.ru/sim/rech-i-golos/afaziya.html

Афазия

Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Иными словами, у человека (ребёнка или взрослого) речь изначально присутствовала, но в результате каких-то причин была утрачена.

Термин, обозначающий это заболевание, содержит в себе греческие основы: «а» — отрицание, отсутствие и «фазис» — речь. Таким образом, дословный перевод этого слова – «отсутствие речи». Впервые этот термин ввёл французский врач Труссо.

Проблемами афазии занимались многие зарубежные и отечественные неврологи, психологи и логопеды, особенно интенсивно – последние три столетия. Изучение этого заболевания даёт возможность понять основы психических функций человека, устанавливает связь речи и других высших психических процессов.

Читайте также:  Что такое сердечная астма – симптомы и лечение заболевания

Люди, занимающиеся проблемами афазии называют себя афазиологами.

  • Основные причины афазии:
  • — нарушения мозгового кровообращения (ишемический или геморрагический инсульты);
  • — травмы головного мозга (открытые и закрытые);
  • — опухоли головного мозга (доброкачественные и злокачественные);
  • — инфекционные заболевания головного мозга (менингиты и энцефалиты различной этиологии).

Многие думают, что афазия – удел пожилых людей, ведь именно у них чаще всего бывают инсульты. Но, увы… Ко мне обращались мамы с детьми дошкольного возраста, у которых диагностировали ишемический инсульт после проведения прививок или после заболеваний, сопровождавшихся высокой температурой. Случаи, конечно, единичные, но они есть, и это очень печально.

Дети могут утратить речь в результате травм (ранений) головного мозга, это в нашей жизни тоже случается. Да и случаи онкологии головного мозга у детей в последнее время диагностируются всё чаще, я уж не говорю о менингитах и энцефалитах, которые в некоторых районах страны приобретают масштаб эпидемии.

Профессор Ф.Р. Лурия в семидесятых годах XX века разработал классификацию афазий. Он выделил семь её основных форм:

  1. — акустико-гностическая (амнестическая) афазия (поражение задне-височной и теменно-затылочной области коры левого полушария головного мозга);
  2. — акустико-мнестическая афазия (поражение средней височной извилины);
  3. — семантическая афазия (поражение теменно-височно-затылочной области);
  4. — сенсорная афазия (поражение задней трети верхней височной извилины, — зона Вернике);
  5. — афферентная моторная афазия (поражение задних постцентральных отделов двигательного анализатора, нижние теменные отделы);
  6. — эфферентная моторная афазия (поражение заднелобных отделов коры головного мозга, зона Брока);
  7. — динамическая афазия (поражение отделов головного мозга, располагающихся кпереди от зоны Брока, и дополнительной речевой «зоны Пенфилда).
  8. В основу данной классификации были положены два основных принципа:
  1. принцип анализа топически ограниченных поражений мозга;
  2. принцип выделения тех факторов, которые лежат в основе всего комплекса нарушений, возникающих при локальных поражениях мозга.

Центральный её симптомызатруднение в назывании предметов.

Сразу же после инсульта или травмы наблюдается полная утрата понимания речи, чужая речь воспринимается больным как поток нечленораздельных звуков. На более поздних сроках болезни и при менее выраженных расстройствах, наблюдается лишь частичное непонимание речи, подмена точного восприятия слова догадками.

Затруднение в выборе нужного слова из нескольких слов, всплывающих в сознании больного, по мнению А.Р. Лурии, является основным механизмом нарушения называния.

При попытке назвать какой-либо предмет больные обычно перечисляют несколько слов, относящихся к тому же семантическому полю (обобщающему понятию). Например, больному демонстрируется картинка, на которой изображена груша.

Он: «Да, это не яблоко, можно кушать, растёт в саду, но не лимон, не слива, сладко, вкусно. Ззнаю, но не знаю, как сказать…».

При чтение появляются множественные литеральные парафазии, затруднён выбор ударения в слове, в связи с чем усложняется понимание прочитанного, но сам механический процесс чтения сохранен. Письменная речь нарушается в большей степени.

  • Акустико-мнестическая афазия
  • При этой форме афазии присутствуют следующие симптомы:
  • — нарушение понимания речи (обращённой, подтекста, иносказаний, аллегорий);
  • — нарушение устной экспрессивной (спонтанной) речи;
  • — нарушение номинативной функции речи.

При этой форме афазии сохраняется фонематический слух и процессы звукоразличения, а также способность повторять отдельные слова. Но больной не может повторить ряда из трёх-четырёх слов, не связанных между собой по смыслу.

Обычно больной повторяет первое и последнее слово ряда, а в более тяжёлых случаях – лишь одно слово. Нарушение объёма удержания речевой информации приводит к трудностям в понимании фраз, состоящих из пяти-семи и более слов.

Попытки больного назвать предмет выливаются в поиски именно нужного слова-наименования, выбор его путём выбора из ряда других слов того же семантического поля («Это не вилка, не ложка»), или перечислений его функций («Этим режут, чистят»). При этом у больного остаются сохранными чтение и письмо, он может написать и прочесть слово (НОЖ).

Центральным фактором этой форма афазии А.Р. Лурия считал нарушение оперативной памяти. Образы слов в памяти больного фиксируются, но они «забиваются» последующей информацией, возникает феномен ретроактивного торможения: свежие следы считываются лучше, чем прежде полученные.

При этом звучащее слово не вызывает в памяти нужных предметных образов или графического образа слова. Это говорит о нарушении взаимодействия зрительного и слухового анализаторов. Присутствует и значительное сужение объёма акустического восприятия.

Центральный дефект этой формы афазиинарушение понимания логических и грамматических конструкций.

В основе этой формы афазии лежат не речевые дефекты, а нарушение процессов восприятия. Грубого нарушения экспрессивной речи при этой форме афазии обычно не бывает. Страдает распознавание и понимание значений лексико-грамматических конструкций.

Эти больные могут говорить, используя простые предложения, они могут понимать просто выстроенную обращённую речь, но всякое усложнение грамматики речи ведёт к полному непониманию. Инструкцию: «Дайте тетрадь и ручку» они выполняют правильно, а фразу «Покажите ручкой тетрадь» — не понимают и не могут выполнить задания.

Больные полностью теряются, когда слышат фразы типа: «Коля отправился в магазин после того, как мама сказала, что в доме закончились продукты».

Восприятие отдельных предметов у больных не затруднено, но пространственные отношения, взаимодействия с другими предметами больной понять не может. Отсюда – полное непонимание при изучении географической карты, при определении времени по часам, при счётных операциях.

К слову сказать, у таких больных нет нарушений письма и чтения. Но их письменная речь бедна, в ней используются стереотипы синтаксических форм и грамматических конструкций, почти не присутствуют сложносочиненные и сложноподчинённые предложения, до минимума сведено употребление прилагательных.

  1. Сенсорная афазия
  2. Синдром сенсорной афазии подразумевает:
  3. — нарушение всех видов устной экспрессивной речи;
  4. — нарушение чтения;
  5. — нарушение письма,
  6. — нарушение устного счёта;
  7. — нарушение оценки и воспроизведения ритма (ритмических постукиваний);
  8. — нарушение эмоциональной сферы (больные тревожны, их эмоциональные реакции неустойчивы)
  9. Центральный дефект этой формы афазии — нарушение фонематического слуха.

Он выражается в дефектном акустическом восприятии звукового состава слова, при котором становится невозможным звукоразличение. В речи – большое количество парафазий (замена одного звука на другой): стол – стон, огурец – окулет,картина – гардина и т.д.

Речь состоит из набора не связанных между собой элементов речи или их частей. Грубо нарушена способность повторения слов: больные не могут правильно повторить звуки, слова.

По тому же принципу нарушается и называние предметов: зная предмет и его назначение, они не могут найти его правильную звуковую структуру (форму).

Больные с этой формой афазии общительны, трудности в произнесении слов они возмещают мимикой, жестами, интонацией, они отличаются многословием (логорреей). Речь бессвязна по грамматическому оформлению.

Грубо нарушено повторение: больные практически не могут правильно повторить ни звуки, ни слова. Очень часто наблюдается логоррея (многословие). Речь таких больных эмоционально окрашена, богато интонирована.

Центральный дефект: нарушение адресации нервных импульсов, которые в норме обеспечивают силу, амплитуду и направленность движений артикуляционных органов (губ, языка, нижней челюсти).

В речи больного происходит замена одних звуков – другими, близкими по месту и способу образования. Больной не может быстро и без напряжения артикулировать отдельные звуки, слова и предложения, при попытке говорить он долго и безуспешно ищет нужную артикуляционную позу.

Автоматизированные формы речи: пение, чтение стихов, возгласы («Ах, чёрт возьми»), остаются более или менее уцелевшими (сохранён непроизвольный уровень реализации речи). Трудности начинаются, когда нужно осознанно произнести или повторить звук, слово, фразу.

При этой форме афазии нарушаются все функции речи, её виды и формы.

Степень нарушения письменной речи и чтения зависит от тяжести апраксии артикуляционного аппарата.

Восстановление в процессе логопедической работы способности правильно артикулировать звуки приводит и к восстановлению чтения и письма.

В некоторых случаях наблюдается парадокс: полное отсутствие у больного устной речи, но некоторая сохранность письменной речи, которая служит средством общения с окружающими.

Эфферентная моторная афазия

Центральным механизмом это формы афазии является патологическая инертность раз возникших стереотипов, появляющихся из-за нарушения смены иннерваций, обеспечивающих своевременное переключение с одной серии артикуляционных движений на другую.

В речи больных – многочисленные персеверации, которые затрудняют или делают совсем невозможной устную речь. Произнесение отдельных звуков речи сохранено, речь нарушается при переходе к серийному произнесению звуков, слов.

Дефекты переключения, персеверации идут на фоне нарушения ударения, ритмико-мелодической структуры речи, интонации.

У больных плохо модулированный голос, речь скандированная, равноударная, изобилует штампами, стереотипами, несентенциональными выражениями, ненормативной лексикой.

При этой форме афазии сильно нарушается конструкция фразы, в ней присутствуют грубые аграмматизмы, порой конструкция фразы носит форму «телеграфного стиля». Неизменно бывают нарушения чтения (алексия) и письма (аграфия).

  • Больные с эфферентной моторной афазией могут произносить автоматизированные ряды (прямой порядковый счёт), а вот обратный счёт (от 10 до 0) им недоступен.
  • Динамическая афазия
  • Центральными дефектами динамической афазии являются:
  •  нарушение активной, продуктивной речи;
  • — нарушение предикативности глагола.

Динамическая афазия — самая загадочная: у больного сохранны сенсорные и моторные механизмы речи, но при этом отсутствует способность к разговорной речи. Наблюдается либо полное отсутствие спонтанной (самостоятельной) речи, либо — неудачные попытки участия в диалоге.

Больные не могут построить сколько-нибудь понятную и правильно выстроенную фразу.

Вместе с тем, больные с этой формой афазии способны говорить, у них нет нарушений артикулем и фонем, сохранна речевая память; они отлично повторяют звуки, слова, предложения, называют предметы.

В двигательной сфере, при отсутствии параличей и парезов, имеется гипомимия, общая скованность и замедленность движений. У этих больных отмечается снижение общей активности и «тусклое» проявление эмоций. Остаются сохранными письмо и чтение.

Нарушения в использовании предиката, — главного организатора фразы, нарушение программирования внутренней речи, нарушения общей и речевой активности – это главные признаки динамической афазии. Кроме этого, наблюдается пропуск субъекта, местоимений, избыточное употребление вводных слов и союзов. В речи больных много фраз-шаблонов, высказывания носят «рубленный» характер.

Источник: http://xn—-8sbhee6acfvbl4aa.xn--p1ai/index.php/vidy-rechevyh-narusheniy/80-afaziya.html

Афазии: причины и механизмы речевых расстройств

Афазия – расстройство высшей психической деятельности, проявляющееся в отсутствии или нарушении у человека речевой функции. При этом речевая возможность в полном объеме была сформирована и присутствовала у этого больного до момента старта аномалии.

Этот аспект является отличительной характеристикой синдрома от алалии – полного неимения или грубого недоразвития речевой функции, зафиксированного в юном возрасте.

В противоположность диазартрии – дефектов произносительной стороны, при афазии двигательный потенциал мышечной массы речевого аппарата не вовлечен в патологический процесс и не поврежден.

Практически во всех случаях афазия соседствует с иными видами когнитивных патологий: аграфией – утратой способности к написанию при сбережении интеллектуального потенциала и алексией – трудностями при декодировании написанных символов.

При афазии фиксируются изъяны в различных видах речевой деятельности индивидуума. Трудности у человека часто связаны с утратой способности к верному пониманию лексических и грамматических конструкций родного языка.

У человека с афазией отсутствует способность выделять сочетания звуков, которые несут смысловую нагрузку.

Читайте также:  Геморрой – внутренний и внешний – как избавиться от заболевания и способы профилактики

Проблемы с фонематическим слухом приводят к тому, что человек воспринимает обращенную к нему речь на родном языке, как бессмысленное сочетание непонятных и незнакомых звуков.

Фиксируются также аномалии при инициации речи. Больной затрудняется или вовсе не может подобрать подходящие слова для выражения мыслей.

Он не может правильно с точки зрения грамматики составить фразу. Человек с афазией меняет требуемые фонемы на похожие с ними сочетания звуков.

Также происходит замена слов, что делает высказывания человека недоступными для восприятия и понимания для окружения.

В целом для лиц, страдающих афазией, свойственна бедность словарного запаса, простота, блеклость и невыразительность приводимых описаний. Страдающие расстройством особы практически никогда не используют прилагательные и наречия. В их высказываниях не встречается метафор, эпитетов, сравнений. Они не понимают смысла пословиц, поговорок, афоризмов.

Также уменьшается беглость речи человека. Высказывания даются больным с огромным трудом. Он делает значительные паузы для подбора нужного слова.

Афазия: причины речевых расстройств

Во всех без исключения случаях, данная аномалия выступает следствием органического повреждения структур головного мозга, отвечающих за обеспечение речевой деятельности.

Тяжелая речевая дисфункция часто возникает после испытанных травматических воздействий на зону черепа. После травм структурных отделов головы ухудшение речи происходит стремительно.

Афазия может стартовать на фоне присутствия у субъекта доброкачественных или злокачественных новообразований в отделах мозга. Если афазия вызвана опухолями головного мозга и соседних образований, то ухудшение способностей к речи развивается у индивидуума постепенно.

Нередко причиной этого речевого расстройства выступают тяжелые сбои в мозговом кровообращении, наблюдаемые при гипертензивном внутримозговом кровоизлиянии или при ишемическом инсульте. В таких ситуациях патологический симптомокомплекс формируется молниеносно. При этом определяются довольно тяжелые проблемы в речевых возможностях.

Причиной афазии также являются воспалительные заболевания головного мозга. Чаще всего возникновение речевых расстройств является результатом вирусных и микробных энцефалитов. Афазия может быть следствием лейкоэнцефалита Шильдера – дегенеративно-демиелинизирующего поражения структур мозга.

Еще одна причина появления речевых расстройств – хронические патологии центральной нервной системы, имеющие прогрессирующий характер. Афазия фиксируется при деменции альцгеймеровского типа и при болезни Пика.

У небольшого количества пациентов речевые нарушения выступают следствием проведенных хирургических вмешательств, затронувших отделы мозга.

В группе риска развития афазии присутствуют люди, перешагнувшие шестидесятилетний рубеж. Вероятность возникновения сложностей в говорении присутствует у лиц, в семейном анамнезе которых были зафиксированы случаи афазии.

Провокатором этой патологии может быть атеросклероз – хроническое заболевание, при котором в просветах кровеносных русел откладывается холестерин по типу атероматозных бляшек. Не менее рискуют особы, страдающие артериальной гипертензией – гипертонической болезнью.

Нередко афазии определяются у людей, имеющих ревматические пороки сердечной мышцы и ее клапанов. Высокая угроза развития расстройств речи присутствует у особ, которые перенесли транзиторные ишемические атаки.

Тяжесть речевых расстройств напрямую зависит от локализации поврежденного участка и размеров очага поражения.

На исход синдрома также влияет предшествующее болезни состояние организма человека.

Более быстрое возобновление речевой функции характерно для больных молодого возраста, что объясняется лучшими компенсаторными возможностями их организма в сравнении с потенциалом пожилых лиц.

Афазии: виды и симптомы

На сегодня существуют разнообразные методы классификации расстройств говорения.  Самой распространенной методикой систематизации афазий является нижеследующая модель.

Афазия Брока

Эфферентная моторная афазия определяется у людей, у которых пострадавшей зоной стал участок Брока – задняя и нижняя область лобных долей конечного мозга в доминантном полушарии.

Для этого вида нарушений говорения характерен резкий стремительный старт. Эфферентная моторная афазия в большинстве случаем – последствие следствием левостороннего ишемического инсульта.

Расстройство часто соседствует с параличом мышц и стойким нарушением чувствительности правой половины тела.

Источник: http://mozg.me/sindromi/narusheniya-vyshih-psihicheskih-funktsij/afazii.html

Моторная афазия — причины, признаки, коррекция

Моторная афазия — системное расстройство речи. Оно возникает на фоне локального поражения левого полушария или подкорки. Частая причина такой патологии — опухоль или травма головного мозга. Лечение заболевания зависит от вида моторной афазии, степени поражения и возраста пациента.

Виды моторной афазии

Выделяется несколько типов моторной афазии. Такое отклонение может быть эфферентным, афферентным и динамическим. Каждый из них имеет свои причины возникновения и особенности течения патологического процесса.

Афферентная моторная афазия

Афферентная моторная афазия — кинестетическое расстройство уже сформированной речи. Оно возникает на фоне поражения артикуляторной области постцентральной извилины.

Причины афферентной моторной афазии

Патологический процесс может иметь токсический, ишемический, воспалительный и посттравматический характер. Основные причины развития афферентной моторной афазии:

  1. Инсульт. Это одна из самых частых причин развития речевой дисфункции. Во время ишемического инсульта наблюдается гибель нейронов в пораженной области. Основная причина — нарушение нормального кровообращения, которое приводит к спазму питающей церебральной артерии. При геморрагическом типе инсульта наблюдается излияние крови и сдавливание тканей.
  2. Черепно-мозговые травмы. Ушиб головного мозга приводит к травмированию нейронов, которые необходимы для нормального восприятия афферентной информации от артикулярных органов. В результате формируется внутримозговая гематома, увеличивается посттравматический отек и сдавливаются нейроны.
  3. Опухолевый процесс в мозгу. Астроцитомы, глиомы и медуллобластомы в теменной зоне становятся причиной разрушения нейронов. По мере роста внутримозговой опухоли речевые нарушения будут становиться более выраженными.

Афферентная моторная афазия может возникать на фоне болезни Альцгеймера, болезни Пика и лейкодистрофии. При этих патологических процессах наблюдаются атрофические изменения в коре. Речевая дисфункция такого типа может наблюдаться при прогрессирующей деменции.

Симптомы афферентной моторной афазии

Пациент с афферентной моторной афазией имеет проблемы со звукопроизношением. Возможна частичная или полная их замена. В особо запущенных случаях пациент не могут произнести ни единого членораздельного звука.

При легкой патологии наблюдается замена звуков близкими артикуляциями. Часто возникают проблемы со чтением и письмом, так как больной не может проговаривать слова через себя. При афферентной моторной афазии больному становится проблематично облизать или надуть губы. Формируются литеральные парафазии.

Лечение афферентной моторной афазии

Изначально врач должен установить причину патологического процесса. Для устранения инфекционно-воспалительных процессов используется антибактериальные и противовирусные лекарственные препараты. В случае инсульта показано дифференцированное сосудистой лечение.

При травматических или опухолевых процессах необходимо обследование у нейрохирурга. При необходимости проводится нейрохирургическая терапия. Устранение афазии начинается на раннем восстановительном периоде. Оно предполагает проведение логопедических занятий и прием медикаментов.

Виды растормаживающих упражнений:

  • повторение стихов;
  • проговаривание фраз;
  • сопряженное и отраженное произнесение автоматизированных рядов.

Все занятия проводятся с мимическим сопровождением со стороны учителя. Он садится напротив пациента и в утрированном виде демонстрирует постановку губ, языка и щек.

Цель медикаментозного лечения — нормализация кровообращения и метаболических процессов в пораженных участков. Назначается прием ноотропных, вазоактивных и нейтопротекторынз лекарства. При необходимости проводится психотерапия или беседы с психологом.

Эфферентная моторная афазия

Эфферентная моторная афазия возникает на фоне повреждения премоторной зоны церебральной коры. При такой отклонении наблюдается диспросодия и проблемы с переходом между артикуляционными позами.

Причины эфферентной моторной афазии

Распространенная причина эфферентной моторной афазии — нарушение мозгового кровообращение. Оно может быть как острым, так и хроническим. Такое состояние наблюдается при атеросклерозе, тромбоэмболии и спазме. Отклонения наблюдаются в передней ветви средней мозговой артерии.

Заболевания, провоцирующие развитие эфферентной моторной афазии:

  • черепно-мозговые травмы;
  • опухоль;
  • эпилепсия;
  • дегенеративные процессы.

К числу инфекционно-воспалительных патологических процессов относится абсцесс головного мозга, энцефалит. Опасность медленных инфекций центральной нервной системы заключается в длительном латентном периоде.

Злокачественные новообразования прорастают в ткани, доброкачественные — сдавливают их по мере своего роста. Под дегенеративными процессами чаще всего подразумевается рассеянный склероз, при котором наблюдаются демиелинизация нервных волокон.

Симптомы эфферентной моторной афазии

При эфферентной моторной афазии возникают персеверации и частые повторы слов. Наблюдаются следующие симптомы:

  • дефекты переключения;
  • проблемы с интонацией и ударениями;
  • нарушение конструкции фраз;
  • преобладание глаголов в инфинитиве и существительных в именительном падеже;
  • длительные паузы.

Лечение эфферентной моторной афазии

Изначально проводится лечение причиной патологии. Коррекция самого речевого отклонения проводится на стадии реабилитации. Назначаются логопедические занятия. Они помогут восстановить звуко-буквенный анализ, а также устранить трудности артикуляционного переключения. Длительность такого лечения зависит от тяжести состояния пациента.

Прием медикаментов необходим для улучшения метаболизма нейронов. Назначается комбинированное лечение. Рекомендуется прием следующих групп препаратов:

  • нейропротекторы;
  • витамины;
  • ноотропы;
  • вазоактивные лекарства.

Большое значение имеет психологическая помощь и поддержка пациента во время проведения терапии. В некоторых случаях требуются консультации психотерапевта.

Профилактика аффертной и эффертной моторной афазии

Специальных профилактических мер для предупреждения развития афазии нет. В первую очередь необходимо устранить все возможные факторы риска. Профилактика заключается в следующих аспектах:

  • правильное и сбалансированное питание;
  • здоровый и активный образ жизни;
  • отказ от временных привычек;
  • своевременное лечение заболеваний.

В профилактических целях рекомендуется проходить обследования сердечно-сосудистой системы. Особенно осторожными нужно быть пациентам с артериальной гипертензией.

Динамическая моторная афазия

Динамическая афазия заключается в нарушении или отсутствии уже сформировавшейся речи на фоне невозможности формирования внутренней речи. Такое отклонение возникает при поражении префронтальной области левого полушария у правшей, и наоборот у левшей. При динамической форме возникают нарушения не только устной, но и письменной речи.

Причины динамической афазии

Существует большое количество факторов риска риска, которые могут спровоцировать развитие такого патологического состояния. Основные из них:

  • генетическая предрасположенность;
  • артериальная гипертензия;
  • травмы или оперативные вмешательства на головном мозге;
  • пожилой возраст;
  • атеросклероз;
  • ревматические поражения сердца.

Частая причина динамической афазии — сосудистые заболевания головного мозга. Заболевание также наблюдается на основе хронических заболеваний нервной системы.

Симптомы динамической афазии

При динамической афазии пациенту становится трудно формировать активные высказывания. Он перестает задавать вопросы и не обращается с просьбами. Стимуляция речевой активности постоянно происходит извне. В особо запущенных случаях активная речь полностью отсутствует.

Иногда наблюдается автоматические повторение высказываний или движений собеседника. Артикуляция некоторых звуков сохраняется. Часто пациенты общаются односложно, а если ответ более развернут, то он будет носить стереотипный характер.

Лечение динамической афазии

Для устранения симптомов динамической афазии назначается проведение комплексного лечения. Оно заключается в приеме медикаментов, физиотерапевтической воздействии, работы с логопедом и психологом.

Чем раньше будет начата восстановительная терапия, тем эффективнее она будет. Назначаем следующих групп препаратов:

  • витамины;
  • антиоксиданты;
  • ноотропы;
  • церебропротекторы.

Логопед составляет индивидуальный план лечения. Длительность терапии зависит от запущенности патологического состояния. В среднем необходимо около 3 лет. Корректируется не только коммуникативная функция, но и самоконтроль за ней. Пациент должен осознавать свои грамматические ошибки и пытаться их исправить.

Нейропсихическое лечение заключается в улучшение психологического состояния, снижении количества ошибок и заторможенности речи.

Моторная афазия — дисфункция речи. Лечение зависит от типа патологического процесса и причины, что его спровоцировала. Своевременная терапия позволяет избежать осложнений.

Источник: https://logoprav.ru/defekty/motornaya-afaziya

Ссылка на основную публикацию