Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:
Социальные технологии работы с молодежью
2 слайд Описание слайда:
Молодежь — это группа лиц от 14 до 30 лет. Как часть социума молодежь подвержена большинству социальных воздействий и испытывает те же трудности, что и взрослое население в самоопределении, профориентации, трудоустройстве, образовании, обеспечении жильем, социальными гарантиями, медицинском обслуживании и страховании.
3 слайд Описание слайда:
Основными целями социальной работы с молодежью являются: создание системы социального обслуживания; выявление факторов, обусловливающих развитие асоциального поведения несовершеннолетних и молодежи; оказание экстренной помощи несовершеннолетним и молодежи, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации; увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы; создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненных кризис, может сохранять чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих; достижение такого результата, когда у клиента отпадает необходимость в помощи социального работника
4 слайд Описание слайда:
Методы и технологии социальной работы с молодежью можно разделить на: Индивидуальная социальная работа – вид практики, применяемой при работе с индивидами и семьями в решении их психологических, межличностных, социально-экономических проблем путем личного взаимодействия с клиентом (основной формой является консультирование). В ходе индивидуальной работы оказывается помощь по налаживанию контактов с социальными ведомствами (врачи, юристы, социальные службы).
5 слайд Описание слайда:
Групповая социальная работа – метод работы, используемый с целью оказания клиенту помощи через передачу группового опыта. Групповая работа может реализовываться в формах клубной и кружковой работы, что предполагает формирование устойчивого состава молодых людей, наличие определенного пространства и фиксированного времени.
6 слайд Описание слайда:
Общинная социальная работа — данное направление призвано максимально содействовать установлению и поддержанию социальных связей, вовлечению жителей и учреждений конкретной территории в решении острых молодежных проблем.
7 слайд Описание слайда:
Наряду с традиционными методами социальной работы с молодежью, формируются и новые к которым относится «мобильная социальная работа». Появление данного метода связано с необходимостью влияния и контроля за той частью молодежи, которая несклонна обращаться ни в молодежные центры, ни в органы социальной защиты и вместе с тем предрасположена к проявлению девиантного поведения и агрессивности.
8 слайд Описание слайда:
Своим происхождением мобильная социальная работа обязана энтузиастам из США, которые на улицах крупных городов и местах «тусовок» молодежных группировок осуществляли поисковую деятельность по социальной помощи и адаптации данной категории молодежи. Таким образом, социальная работа переместилась из различных ведомств, центров непосредственно на улицы.
9 слайд Описание слайда:
К технологиям социальной работы с молодежью относят: Социальная терапия — это отрасль научного знания, ориентированная на решение социально-терапевтических проблем через преодоление аномалий смысло-жизненных ориентаций, социальных ценностей субъектов общественной жизни (в том числе молодежи), их представления о справедливости и несправедливости. Консультирование — установление контакта путем вербальной коммуникации, выявление проблем клиента, содействие и взаимодействие в поиске их решения; Арт — терапия — «терапия искусством» через вовлечение молодого человека в культурно-досуговые мероприятия, посещение различных культурно-досуговых учреждений;
10 слайд Описание слайда:
Музыкотерапия — социализация индивида путем, обращения к какой — либо музыкальной культуре, субкультуре, посещение концертов, слетов, смотров-конкурсов, тематических дискотек регулярное прослушивание музыкальных композиий; Библиотерапия — воздействие на сознание индивида в процессе формирования смысло-жизненных ориентаций через подбор специальной литературы; Социально-педагогические технологии — активное участие социального работника (педагога) в воспитании клиента и формировании его смысло-жизненных ориентаций;
11 слайд Описание слайда:
Творческие технологии — вовлечение молодых людей коллективную творческую и созидательную деятельность, содействие развитию индивидуального творчества; Логотерапия — (от греч.
logos — слово, therapeia — уход, лечение) лечение словом.
Социальная логотерапия занимается изучением методов, средств, способов влияния (взаимовлиянии) на представления людей о социальных процессах, смысле жизни, социальных ценностях.
12 слайд Описание слайда:
Алгоритм технологии социальной работы с молодежью. I этап – сбор информации о проблеме молодого человека, находящегося в трудной жизненной ситуации. II этап – разработка критериев и показателей развития социальных умений и навыков молодого человека, имеющего трудную жизненную ситуацию.
13 слайд Описание слайда:
III этап – подбор методов социальной диагностики, позволяющих изучить восприятие проблемы клиентом и его ближайшим окружением (семьей, друзьями, учебным или производственным коллективом), установить степень развитости тех или иных социально и личностно значимых качеств, умений и навыков, влияние факторов на этот процесс.
14 слайд Описание слайда:
IV этап – анализ результатов социальной диагностики и постановка социального диагноза, определение прогноза по преодолению выявленных причин проблемы или трудности клиента.
V этап – отбор частных лично-ориентированных технологий социальной работы, их адаптации в соответствии с потребностями клиента.
VI этап – оценка результатов применения технологий социальной работы и определение их эффективности в решении проблем клиента.
15 слайд Описание слайда:
Центр социально-психологической помощи молодежи, предназначенный для оказания медико-психолого-педагогической помощи молодежи, переживающей кризисные состояния, находящейся в конфликтных ситуациях в микро- и макросредах, профилактики и предупреждения девиантного, деликвентного и суицидального поведения у данной категория населения. Предполагается, что центр состоит из двух отделов: отдел социально-правовой помощи, в который входят приют, гостиница, школа социотерапии, кабинет профориентации, производственный комплекс, культурно-спортивный комплекс, биржа труда, бюро решения, юридическая консультация, и отдел психолого-медико-педагогической помощи, в который входят диагностико-психологическнй пункт, консультативный пункт для родителей, консультативный пункт для учащихся, кабинет анонимного приема, кризисный стационар, лекторий и пункт занятия досуга;
16 слайд Описание слайда:
Центр информации для молодежи, предназначенный для оказания информационных и методических услуг органам исполнительной власти по делам молодежи, организациям и учреждениям, работающим с молодежью, различным группам молодых людей.
Кроме организации методического обеспечения для решения юридических, коммуникативных, личностных, профессиональных, досуговых, образовательных, жилищных и других проблем молодежи центр занимается анализом информации о процессах, происходящих в молодежной среде, и об информационных потребностях молодежи;
17 слайд Описание слайда:
Центр ресоциализации несовершеннолетних и молодежи, вернувшихся из мест заключения, который оказывает консультативную, социально-правовую, профориентационную и психологическую помощь молодежи, оказавшейся в дезадаптированном состоянии, Задачи Центра — оказание помощи криминогенным категориям молодежи, утратившим социально-полезные связи, находящимся в состоянии дезадаптации, с целью «вживления» их в социосферу, предотвращения рецидива; оказание помощи в трудоустройстве, профориентации и переподготовке молодежи, вернувшейся из мест лишения свободы; консультации по юридическим, медицинским и социальным вопросам, выявление актуальных проблем и кризисных ситуаций, приведших к дезадаптированному состоянию, поиск путей выхода из них; ликвидация конфликтов и выработка совместно с подопечным установок с целью выхода из кризисного состояния. В составе Центра должны быть отдел консультирования по телефону («телефон доверия»), кабинет психологической разгрузки, школа профориентации и профподготовки, отдел индивидуальной работы с криминогенным контингентом, консультационный пункт;
18 слайд Описание слайда:
Консультационный центр для подростков и молодежи, предназначенный для оказания квалифицированной, экстренной, анонимной, бесплатной психологической помощи по телефону.
Основные задачи Центра; обеспечение доступности и современности квалифицированной социально-психологической помощи подросткам и молодежи независимо от их социального статуса и места жительства; помощь абонентам, переживающим актуальные конфликты и находящимся в иных психотравмирующих ситуациях, актуализация их творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и физических ресурсов для выхода из кризисного состояния; проведение психологического телефонного консультирования детей, подростков, молодежи, родителей и воспитателей по психологическим проблемам социализации и развития личности молодого человека; информационное консультирование абонентов с целью установления их связи с другими социальными службами и специалистами (психотерапевтами, психологами, педагогами, сексопатологами, юристами, социальными работниками и др.); выявление настроений, конфликтных ситуаций и «болевых точек» в молодежной среде, актуальных тенденций в молодежной среде, молодежной субкультуре;
19 слайд Описание слайда:
Телефон доверия как форма работы со студентами Телефон доверия, по сути, выполняет функцию, известную в психологии, как «лечение разговором». Это та же беседа с психологом, только находящимся не рядом, а на другом конце трубки.
Телефон доверия обрел популярность еще и потому, что он, лучше других способов психологической помощи имитирует разговор «с самим собой».
Телефон психологической службы доверия – это абсолютно анонимная бесплатная услуга, не предполагающая присутст- вия рядом с вами постороннего.
20 слайд Описание слайда:
В настоящее время технологи позволяют не ограничиваться психологической консульта- цией только лишь по телефону. Современная молодежь чаще пользуется сервисами интернета (ISQ, Скайп и социальные сети). Так что возможность психологической помощи значительно расширяется.
21 слайд Описание слайда:
Задачами телефона доверия являются: Помощь в решении личностных проблем студенческой молодежи. Выявление наркозависимых, созависимых в молодежной среде. Профилактика наркомании и других видов зависимостей в молодежной среде.
Направление молодых людей к специалистам в случае необходимости особого сопровождения, лечения или реабилитации. Создание базы практики для студентов юридического факультета и факультета социальных технологий и педагогики, которые станут телефонными консультантами-волонтерами.
Разработка индивидуальной программы для обучения волонтеров-консультантов.
22 слайд Описание слайда:
Главными правилами для студенческого «Телефона доверия» являются: конфиденциальность, принятие, анонимность, доступность, последовательность и четкость.
Организацией процесса консультирования занимаются волонтеры, которые должны обладать следующими знаниями и умениями в медицине, психологии, физиологии, психотерапии кризисных состояний.
Волонтеры должны обладать навыками конструктивного общения по телефону, грамотной речью, внимательностью.
23 слайд Описание слайда:
Задание Подготовьте доклады об основных методах и технологиях, используемых в социальной работе с молодежью. Выделите традиционные и инновационные методы, охарактеризуйте их «плюсы» и «минусы».
Общая информация
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Источник: https://infourok.ru/tehnologiya-socialnoy-raboti-s-molodezhyu-927690.html
Технологии социальной работы с молодежью
Денисова Н. С., Гизатова И. А. Технологии социальной работы с молодежью [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3177/ (дата обращения: 14.03.2020).
Молодежь – одна из самых существенных групп общества, которая всегда находится в деятельности всей социальной жизни общества. Без молодежи невозможно развитие страны, общества.
Молодежь — это группа лиц от 14 до 30 лет. Она всегда являлась активной группой населения максимально подверженной влиянию разнообразных факторов внешней социальной среды.
Как часть социума молодежь подвержена большинству социальных воздействий и испытывает те же трудности, что и взрослое население в самоопределении, профориентации, трудоустройстве, образовании, обеспечении жильем, социальными гарантиями, медицинском обслуживании и страховании. [1. c. 34-37]
Термин «социальная работа с молодежью» еще не оформился в системе социальной работы в России. Однако специфические социальные проблемы молодежи заставляют говорить о необходимости формирования технологий социальной работы, пригодных для решения этих проблем.
Из наиболее беспокоящих общество проблем к ним следует отнести проблему распространения наркомании, СПИДа, проституцию, повышение криминальной активности молодежи, в том числе несовершеннолетних.
Проблема построения технологий социальной работы с молодежью усугубляется тем, что, как правило, молодые россияне являются недобровольными клиентами социальных служб. Культура обращения в социальную службу для решения своих проблем в среде российской молодежи еще не сформирована.
Все это вместе взятое заставляет обратить особенное внимание на конструирование социальной работы с молодежью.
Изучение реальных потребностей молодежи в социальных услугах выступает ключевым элементом при формировании системы их социального обслуживания.
Согласно исследованиям молодежь нуждается, прежде всего, в бирже труда, пунктах правовой защиты и юридического консультирования, работе телефона доверия и далее — в сексологической консультации, центре помощи молодой семье, общежитии — приюте для подростков, оказавшихся в конфликтной ситуации дома.
При этом молодые рабочие отдают предпочтение пунктам правовой защиты и юридического консультирования, молодежной бирже труда, центру помощи молодой семье; учащиеся — телефону доверия, сексологической консультации, бирже труда.
Социальная работа с молодежью должна носить общественно-государственный характер и быть направлена на активизацию действий и развитие партнерства ее основных субъектов: органов государственной власти, местного самоуправления, институтов гражданского общества, коммерческих и некоммерческих организаций, самой молодежи по обеспечению эффективной реализации государственных и общественных интересов в процессе социального становления и самореализации молодежи. [2. c. 35]
При организации социальной работы с молодежью на различных уровнях важно активно использовать накопленный опыт социальной помощи различным группам населения. Любая социальная деятельность (и социальная работа в том числе) обладает такими компонентами, как цель, средства, условия.
Целью социальной работы с молодежью как деятельности является оптимизация механизмов реализации жизненных сил и социальной субъектности индивида или социальной группы. Для возникновения разных видов и форм социальной работы существуют различные основания.
Одним из таких оснований выступают сферы социальной практики, и в этом случае можно говорить о социальной работе с молодежью в образовании, здравоохранении, сфере досуга и т.д.
; другим – социально-психологические особенности клиентов социальной работы – молодежь в целом, группы социального риска, лица, склонные к суициду, и т.д.; третьим – характер и другие основания. Во всех случаях будет происходить конкретизация цели социальной работы (от профилактики до коррекции).
То же относится к условиям – для каждого вида социальной работы с молодежью, включая различные уровни (от федерального до местного), политические, экономические, социально-психологические и этнонациональные особенности будут конкретизироваться.
Средства в данном случае рассматриваются как социальный институт в широком смысле. Социальная служба является необъемлемым звеном целостной (федеральной, региональной, муниципальной и пр.) модели организации социальной работы с молодежью, через нее осуществляется информационное и ресурсное обеспечение системы социальной поддержки молодежи на разных уровнях.[3. c. 206]
Основными целями социальной работы с молодежью являются:
- создание системы социального обслуживания молодежи как государственно-общественной целостной системы социально-психологического сопровождения человека;
- выявление факторов, обусловливающих развитие асоциального поведения несовершеннолетних и молодежи;
- оказание экстренной помощи несовершеннолетним и молодежи, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации;
- увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
- создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненных кризис, может сохранять чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;
- достижение такого результата, когда у клиента отпадает необходимость в помощи социального работника (конечная цель).[4. c. 240]
- Неотъемлемой частью социальной работы с молодежью являются методы и технологии.
- Методы и технологии социальной работы с молодежью можно разделить на:
-
Индивидуальная социальная работа – вид практики, применяемой при работе с индивидами и семьями в решении их психологических, межличностных, социально-экономических проблем путем личного взаимодействия с клиентом (основной формой является консультирование). В ходе индивидуальной работы оказывается помощь по налаживанию контактов с социальными ведомствами (врачи, юристы, социальные службы).
-
Групповая социальная работа – метод работы, используемый с целью оказания клиенту помощи через передачу группового опыта. Групповая работа может реализовываться в формах клубной и кружковой работы, что предполагает формирование устойчивого состава молодых людей, наличие определенного пространства и фиксированного времени.
-
Общинная социальная работа — данное направление призвано максимально содействовать установлению и поддержанию социальных связей, вовлечению жителей и учреждений конкретной территории в решении острых молодежных проблем.
Наряду с традиционными методами социальной работы с молодежью, формируются и новые к которым относится «мобильная социальная работа».
Появление данного метода связано с необходимостью влияния и контроля за той частью молодежи, которая несклонна обращаться ни в молодежные центры, ни в органы социальной защиты и вместе с тем предрасположена к проявлению девиантного поведения и агрессивности. Как правило, к этой категории относятся представители различных субкультур.
Принцип и цель социальной работы состоит в установлении доверительных взаимоотношений и солидарного взаимодействия с целью активного проникновения в мир молодежи, склонной к правонарушениям.
Своим происхождением мобильная социальная работа обязана энтузиастам из США, которые на улицах крупных городов и местах «тусовок» молодежных группировок осуществляли поисковую деятельность по социальной помощи и адаптации данной категории молодежи.
Таким образом, социальная работа переместилась из различных ведомств, центров непосредственно на улицы. Увеличение числа бездомных среди молодежи, склонной к противоправному поведению обусловило быстрое распространение социальной работы на улицах практически на всем европейском пространстве.
Одной из форм мобильной социальной работы является «уличная социальная работа», которая предполагает общение с молодежью не в стенах различных ведомств и учреждений, молодежных центров и консультативных пунктов, а непосредственно в среде обитания молодежи. Уличная социальная работа может встречаться в различных формах: предоставление различных альтернативных способов проведения свободного времени, организация спортивных мероприятия, работа автобусов, где собираются проститутки, наркоманы. [5. c. 125-127]
К технологиям социальной работы с молодежью относят:
-
Социальная терапия — это отрасль научного знания, ориентированная на решение социально-терапевтических проблем через преодоление аномалий смысло-жизненных ориентаций, социальных ценностей субъектов общественной жизни (в том числе молодежи), их представления о справедливости и несправедливости.
-
Консультирование — установление контакта путем вербальной коммуникации, выявление проблем клиента, содействие и взаимодействие в поиске их решения;
-
Арт-терапия — «терапия искусством» через вовлечение молодого человека в культурно-досуговые мероприятия, посещение различных культурно-досуговых учреждений;
-
Музыкотерапия — социализация индивида путем, обращения к какой — либо музыкальной культуре, субкультуре, посещение концертов, слетов, смотров-конкурсов, тематических дискотек регулярное прослушивание музыкальных композиий;
-
Библиотерапия — воздействие на сознание индивида в процессе формирования смысло-жизненных ориентаций через подбор специальной литературы;
-
Социально-педагогические технологии — активное участие социального работника (педагога) в воспитании клиента и формировании его смысло-жизненных ориентаций;
-
Творческие технологии — вовлечение молодых людей коллективную творческую и созидательную деятельность, содействие развитию индивидуального творчества;
-
Логотерапия — (от греч. logos — слово, therapeia — уход, лечение) лечение словом. Социальная логотерапия занимается изучением методов, средств, способов влияния (взаимовлиянии) на представления людей о социальных процессах, смысле жизни, социальных ценностях.[4. c. 235]
Сегодня необходимо создавать в социуме условия и механизмы оптимальной социализации молодежи и перехода к новому уровню социальной работы – от отдельных центров и традиционных технологий к государственной межведомственной политике социального обслуживания, созданию системы социальных служб с разветвленной инфраструктурой.
В настоящее время вопросы социальной поддержки молодежи встали по-новому, основной упор делается на формирование механизмов ее самореализации и проявления жизненного потенциала.
Это, в свою очередь, требует новых управленческих и организационно-технологический решений на всех уровнях, новой нормативно-правовой базы и специализированной подготовки и переподготовки кадров, что предполагает разработку модели социальной поддержки молодежи на уровне региона.
Литература:
-
Курбатов В.И. Социальная работа: учеб. пособие. – М.: изд-во Дашков и К. 2007 г.
-
Безрукова О.Н. Социология молодежи: Учебно-методическое пособие. Факультет социологии СПбГУ /О.Н. Безрукова. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004 г.
-
Григорьев С.И. Социальная работа с молодежью: учебник для студентов вузов /С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова. – М.: Гордарики, 2006 г.
-
Зайнышева И.Г. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. Высших учебных заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002 г.
-
С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова «Социальная работа с молодежью». Издательство «Гардарики» г. Москва, 2006г.
Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3177/
Технология социальной работы с детьми и подростками
Поведение ребёнка искажается, если он не чувствует себя в безопасности и защищённым, если он не получает достаточной ласки от матери либо нужной для его социального развития свободы вследствие гиперопеки или иной причины излишних запретов. Длительное влияние указанных дефицитов, — деприваций, — вызывает у детей и подростков патологические ситуационные реакции на внешние раздражители. К основным видам детских патологических реакций относятся:
- — постоянный протест и оппозиция;
- — отказ от любых предложений («Не хочу, не буду»);
- — имитация (симуляция болезни, дефекта, припадка);
- — гипер- и псевдокомпенсация страхов, одиночества, чувства слабости;
- — эмансипация от семьи (отвержение семейных ценностей, побеги);
- — группировка в подростковые кланы;
- — уход в сверхценные увлечения;
- — ранние сексуальные отклонения.
Психика детей пластична, поэтому восполнение деприваций приводит к нормализации поведения ребёнка. Типичная методика социальной терапии детей с патологическими ситуационными реакциями – лечение обстановкой.
В случаях связи нарушений поведения детей с задержкой психического развитиявследствие патологии центральной нервной системы, используют коррекционные методы абилитации, развивающие личность ребёнка: музыкотерапию, песочную терапию, арт-терапию, телесно-ориентированную терапию.
Наряду с этим практикуют методы развития социальных контактов в Т-группах по выработке навыков общения.
У детей-сирот и детей, лишённых попечения родителей, с раннего детства подвергшихся социальной депривации, наблюдается задержка психического развития социального происхождения.
В этих случаях применяют аналогичные развивающие программы и программы развивающих занятий с имитацией семейных отношений и семейных ролей путём моделирования ситуаций и драмотерапии.
Коррекцию развития детей, дезадаптация которых имеет социальные причины, проводят в форме восстановительных Т-групп, имеющих стабильный состав. Развивающаяся структура и иерархия группы формируют социальные качества личности.
Для детей-жертв насилия, проявляющих посттравматические стрессовые расстройства как ответные реакции на травмирующие события, используют специальные коррекционные программы в закрытых восстановительных Т-группах с неизменным составом. Программы включают групповые беседы на темы внутрисемейных отношений.
В ходе бесед дети постепенно рассказывают о своих переживаниях, делятся ими с другими детьми, испытавшими подобные стрессы. Среди арт-терапевтических методов наилучшим считают проективный рисунок, с помощью которого дети выражают свои тревоги и избавляются от них.
Проективный характер имеют и включённые в программы методы психодрамы и игротерапии, основанные на самовыражении ребёнка и адекватном разрешении им проблемных ситуаций. Используют песочную терапию, кукольный театр с сюжетно-ролевыми играми, игры, направленные на коррекцию страхов.
Полезны групповые методики телесно-ориентированной терапии. В индивидуальных занятиях с детьми, у которых посттравматические стрессовые расстройства проявляются более сильно, применяют когнитивную терапию, с той разницей, что ребёнок не сам записывает свои переживания, а это делает специалист.
Терапевтические программы, сочетающие когнитивную терапию и кризисный подход, предполагают совместную деятельность с ребёнком в соответствии с его интересами.
У подростков отклонения поведения, вызванные социальными факторами, имеют более стойкий характер, потому что формируются более стабильные, чем у детей, поведенческие стереотипы (привычки), которые подкрепляются системой искажённых представлений о взаимоотношениях между людьми. В ряде случаев можно говорить о начальных стадиях формирования дефицитарной или деформированной личности. Подросток болезненно реагирует на попытки взрослых воспитывать его. Он претендует на роль взрослого, на уважительное отношение к себе.
В связи с этим лечение обстановкой в применении к подросткам – недостаточная терапевтическая мера. Этот метод сочетают с психолого-социальной коррекцией в форме групповых бесед на основные темы бытия и взаимоотношений, волнующие подростков (семья, дружба, верность, любовь, известность, любимые книги, любимый образ – объект для подражания).
Эффективны групповые игры-занятия в Т-группах по выработке навыков общения. Положительно воздействие всех направлений, составляющих этот методологический подход. Широко используют кризисный подход, создающий возможности самостоятельно справиться со своими проблемами.
Практикуют групповые формы гештальт-терапии, раскрепощающие подростка, дающие ему новые способы самовыражения.
Примеры таких форм: программа «Марафон», — система игр в условиях погружения и самообеспечения; лодочные и пешие походы «Отцы и дети», где здоровые подростки с девиацией поведения играют роли инструкторов и кураторов подростков с ранним детским аутизмом либо глухих подростков.
В работе с подростками из неблагополучных семей используют программы формирования базисных копинг-стратегий – системы обучения здоровому жизненному стилю, формирующие стремление и навыки преодолевать жизненные трудности, справляться со стрессом без злоупотребления алкоголем и наркотиками, находить позитивные решения проблемных ситуаций. Программы создают мотивацию на успех. К ним относится, в частности, моделирование разных способов преодоления стресса, направленное на обнаружение наилучшего для себя управления им.
В работе с подростками из неблагополучных семей используют также социокультурные методы социальной профилактики в подростковых спортивных и творческих клубах.
Для подростков, имеющих физические или психические отклонения, разработаны программы творческой реабилитации, содействующие самовыражению в различных видах творчества.
Они предусматривают широкую демонстрацию созданных произведений, их обсуждение в средствах массовой информации, на творческих семинарах и смотрах. Тем самым у авторов воспитывают чувство востребованности, причастности к обществу.
Цель программ — препятствовать обособлению необычных подростков от социальной среды.
Важную функцию выполняют телефоны доверия для детей и подростков, с помощью которых предупреждают случаи семейного насилия, асоциальные поступки, суициды, побеги из дома, агрессивные действия.
Для предупреждения наркомании и правонарушений среди подростков и молодёжи, которые объединены в группы с девиантной субкультурой, — совокупностью своеобразных ценностей, норм и правил, — предрасполагающих к девиантному поведению, используют технологии мобильной социальной работы с молодёжью.
Цель этой деятельности — управление поведением неформальных объединений подростков и молодёжи. Она предусматривает внедрение (установление взаимодействий с группами), терапию с использованием кризисного подхода, терапию с использованием лидерства.
Её разновидностью является уличная социальная работа, которая проводится в местах «тусовок» молодёжных групп и ночёвок бездомной молодёжи.
Групповую мобильную работу дополняют организацией массовой социокультурной деятельности, отвлекающей и канализирующей активность и агрессию этой части молодёжи. Молодёжь вовлекают в спортивные секции и соревнования по различным видам борьбы, создают команды по регби, мини-футболу.
Организуют фестивали рокеров, «фанатов», уличных музыкантов и певцов; конкурсы по отбору лучших исполнителей. Эти мероприятия позволяют преобразовать времяпровождение групп в целесообразную и контролируемую форму.
Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 51;
Источник: https://studopedia.net/14_37190_tehnologiya-sotsialnoy-raboti-s-detmi-i-podrostkami.html
Технологии социальной работы с подростками и молодежью
Социальная технология— это способ реализации конкретного сложного процесса, путем расчленения его на систему исследовательских взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются однозначно.
Подростковый возраст— этап 10 — 11 до 15 лет, соответствующий началу перехода от детства к юности.
Относится к числу критических периодов возрастного развития, связанных с кардинальными изменениями в сфере сознания, деятельности и системе взаимоотношений индивида.
Характеризуется бурным ростом, формированием организма в процессе полового созревания, что сказывается на психофизиологических особенностях подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростка составляет общение в рамках различных видов деятельности.
Для подростков характерны активное стремление приобщиться к миру взрослых, ориентация поведения на его нормы и ценности, развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, к своим возможностям и способностям.
При отсутствии условий для индивидуализации и позитивной реализации своих новых возможностей самоутверждение подростка может принимать уродливые формы и приводить к отклоняющемуся поведению.
Молодежь —большая общественная группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и тем, что их социально-экономическое и общественно-политическое положение, их духовный мир находится в состоянии становления, формирования, (это молодые люди в возрасте 16-30 /35?/ лет).
Можно говорить о двух моделях социальной работы с молодежью:
Интегративная модель— это социальная работа в широком смысле, которая должна способствовать социализации молодежи. В этом аспекте социальная работа практически соотносится с таким видом профессиональной деятельности как социальная педагогика.
- Реализация данной модели возможна лишь посредством государственно-общественного затратного механизма, предполагающего выделение значительных финансовых, а также людских и материальных ресурсов, что возможно только в условиях распределительного ведения народного хозяйства.
- Однако в силу чрезмерно большого объема средств, которые должны быть выделены на полноценную реализацию такого типа социальной работы, большинство стран с рыночной экономикой избирает Дефицитную модельразвития социальной работы, ориентированную в первую очередь на социально уязвимые слои населения, группы риска, инвалидов и одиноких, а также детей и подростков.
- Структура социальных служб системы органов по делам молодежи:
- Центр социально-психологической помощи молодежи,предназначенный для оказания медико-психолого-педагогической помощи молодежи, переживающей кризисные состояния, находящейся в конфликтных ситуациях в микро- и макросредах, профилактики и предупреждения девиантного, делинквентного и суицидального поведения у данной категории населения.
Предполагается, что центр состоит из двух отделов: отдел социально-правовой помощи, в который входит приют, гостиница, школа социотерапии, кабинет профориентации, производственный комплекс, культурно-спортивный комплекс, биржа труда, бюро решения, юридическая консультация, и отдел психолого-медико-педагогической помощи, в который входят диагностико-психологический пункт, консультативный пункт для родителей, консультативный пункт для учащихся, кабинет анонимного приема, кризисный стационар, лекторий и пункт занятия досуга.
Центр информирования для молодежи,предназначенный для оказания информационных и методических услуг органам исполнительной власти по делам молодежи, организациям и учреждениям работающим с молодежью, различным группам молодых людей.
Кроме организации методического обеспечения для решения юридических, коммуникативных, личностных, профессиональных, досуговых, образовательных, жилищных и других проблем молодежи центр занимается анализом информации и процессах, происходящих в молодежной среде, и об информационных потребностях молодежи.
- Центр ресоциализации несовершеннолетних и молодежи, вернувшихся из мест заключения,который оказывает консультативную, социально-правовую, профориентационную и психологическую помощь молодежи, оказавшейся в дезадаптированном состоянии.
- Задачи Центра — оказание помощи криминогенным категориям молодежи, утратившим социально-полезные связи, находящимся в состоянии дезадаптации, с целью «вживления» их в социосферу, предотвращение рецидива; оказание помощи в трудоустройстве, профриентации и переподготовке молодежи, вернувшейся из мест лишения свободы; консультации по юридическим, медицинским и социальным вопросам, выявление актуальных проблем и кризисных ситуаций, приведших к дезадаптированному состоянию, поиск путей выхода из них; ликвидация конфликтов и выработка совместно с подопечными установок с целью выхода из кризисного состояния.
- В составе Центра должны быть отдел консультирования по телефону («телефон доверия»), кабинет психологической разгрузки, школа профориентации и профподготовки, отдел индивидуальной работы с криминогенным контингентом, консультационный пункт.
- Консультационный центр для подростков и молодежи, предназначенный для оказания квалифицированной, экстренной, анонимной, бесплатной психологической помощи по телефону.
- Основные задачи Центра:
- — обеспечение доступности и своевременности квалифицированной социально-психологической помощи подросткам и молодежи независимо от их социального статуса и места жительства;
- — помощь абонентам, переживающим актуальные конфликты и находящимся в иных психотравмирующих ситуациях, актуализация их творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и физических ресурсов для выхода из кризисного состояния;
- — проведение психологического телефонного консультирования детей, подростков, молодежи, родителей и воспитателей по психологическим проблемам социализации и развития личности молодого человека;
- — информационное консультирование абонентов с целью установления их связи с другими социальными службами и специалистами (психотерапевтами, психологами, педагогами, сексопатологами, юристами, социальными работниками и др.);
- — выявление настроений, конфликтных ситуаций и «болевых точек» в молодежной среде, актуальных тенденций в молодежной среде, молодежной субкультуре.
- Приют для подростков,предназначенный для обеспечения временных (бытовых, психологических, эмоциональных) условий жизнедеятельности несовершеннолетнего, отчужденного по объективным или субъективным причинам от благоприятных условий развития личности в семье, воспитательном учреждении, обществе.
- Для достижения этих целей приют:
- — обеспечивает доступность, своевременность и эффективность помощи несовершеннолетним;
- — на основе диагностических бесед составляет социально-психологические характеристики личности детей и подростков, поступивших в приют;
- — обеспечивает квалифицированное и разностороннее (психологическое, педагогическое, медицинское, юридическое и др.
- — консультирование несовершеннолетнего в зависимости от конкретных причин социальной дискомфортности;
- — проводит с проживающими индивидуальные диагностические беседы с целью выяснения актуальных для них проблем и степени психологического стресса, оказания всемерной помощи для их разрешения, педагогической коррекции, медико-социальной адаптации и реабилитации;
- — предоставляет проживающим бесплатное питание;
- — содействует (выступает экспертом) в принятии юридического решения об изменении или создании новых условий дальнейшей жизнедеятельности несовершеннолетних в семье, на работе, в учебно-воспитательных учреждениях;
- — привлекает к сотрудничеству отечественные и зарубежные организации, индивидуальных лиц, способных оказать моральную, методическую или финансовую поддержку, а также ходатайствует о принятии мер общественного, административного и материального воздействия по отношению к родителям и другим лицам, ущемляющим и нарушающим права и интересы несовершеннолетних, проявляющим по отношению к ним жестокость, а также различные действия, провоцирующие асоциальное поведение, побеги из дома, интернатного учреждения, суицидальные попытки.
- Психологическая сущность социальной дезадаптации детей и подростков может быть раскрыта, если будет известно, какие психологические закономерности характерны для данного явления, какие составляющие его образуют.
- Начинают работу с психологических, педагогических, социальных причин, как факторов деформации личности, обусловливающих дальнейшую дезадаптацию, а не сосредоточивать все внимание только на борьбе (при этом заведомо бесплодной) с ее многочисленными последствиями.
Главное направление — непосредственное общение с дезадаптированными подростками. Создание атмосферы реального сотрудничества и партнерства в отношениях с несовершеннолетними. Приступая к работе с трудными подростками нельзя проявлять прямолинейность.
Предложение любой помощи со стороны социального работника должно «перевесить» негативное, недоверчивое отношение к нему подростка. Следует учитывать состояние подростка.
Следует учитывать состояние подростка, продуцируя и реализуя те потребности, которые обусловлены его сегодняшними пристрастиями и предпочтениями.
- Социальные работники создают вначале своеобразный костяк своих единомышленников среди трудных подростков и вовлекая всех в общую деятельность.
- Социальный работник обязан постоянно поддерживать доверительные отношения с трудными подростками, расширяя арсенал своих средств воздействия.
- Социальный работник может не только инициировать многие социальные начинания, но и пробудить инициативу самого подростка, направленную на изменение в самом себе, желание работать над этим.
- Технология основывается на таких положениях:
- 1) Личностно-ориентированный индивидуальный подход с оценкой ключевых семейных проблем подростка, обучения, общения, сферы интересов, потребностей.
- 2) Разработка дифференцированных программ помощи и поддержки, коррекционных и реабилитационных программ, адекватных индивидуально-психологическим и возрастным особенностям подростков.
- 3) Организация работы с ними в аспекте социальной педагогики, коррекционной и реабилитационной деятельности.
- 4) Разработка и создание целостной системы оказания помощи, исключающей изоляцию детей и подростков в режиме комплексности.
- Подростки, имеющие различные отклонения в развитии, нуждаются в формировании у них механизмов сознательной регуляции поведения взаимодействия с окружающими, коррекции эмоциональных состояний.
Соответствие выбранной для такого ребенка программы развития его реальным достижениям контролируется. Обеспечивается пространственная и временная организация реабилитационной среды.
Наиболее адекватной технологией можно считать аналитико-преобразуюший метод:перевоспитывающая корректировка личности ребенка, осуществляемая в следующей последовательности:
1. Психологическая квалификация личностных деформаций подростка, выявление их внутренних механизмов, определение уровней психических изменений, мотивационно-потребностной и ценностно-смысловой сферы. В результате такой квалификации возможны новое восприятие некоторых практических проблем подростка и предложение своих подходов к решению проблем конкретного подростка.
2. Установление на основе проведенного анализа конкретных задач и сфер, в отношении которых показаны профилактические, дидактические и коррекционные воздействия. Иногда нужны лишь смена обстановки, включение в новую систему отношений. Этот этап работы — это определение того, какие особенности психики данного подростка будут соответствовать представлениям об эффективном влиянии извне.
3. Нахождение, разработка и апробация тактических приемов диагностических и коррекционных методик, оптимальных условий, способствующих их реализации. Этот этап одновременно является проверкой предварительных гипотез и выводов, сделанных на первых двух этапах.
- Начало профилактической работы с трудновоспитуемыми и другими подростками из групп риска подразумевает изучение причин деформации личности и их истоков; затем социальный работник сосредоточивает свои усилия на том, чтобы воспрепятствовать перерастанию многочисленных последствий дезадаптации в социально-психологические патологии.
- С самого начала нужно учитывать особенности подросткового возраста.
- К учреждениям социального обслуживания по делам молодежи с полным основанием можно отнести: — комплексный центр социального обслуживания молодежи;
- — социально-психологический центр по оказанию медико-психологической помощи молодежи, переживающей кризисные состояния и находящейся в конфликтных ситуациях;
- — центр профилактики и предупреждения девиантного и суицидального поведения у данной категории молодежи;
- — социальную службу для молодежи;
- — социальный центр молодежи;
- — центр социальной поддержки молодежи;
- — центр экстренной, анонимной, бесплатной психологической помощи молодежи по телефону;
- — молодежный центр планирования семьи;
- — центр правовой помощи молодежи;
- — центр информации молодежи, предназначенный для оказания информационных и методических услуг органам исполнительной власти по делам молодежи, организациям и учреждениям, работающим с молодежью, различным группам молодежи;
- — подростково-молодежный клуб;
- — комплекс социально-досуговых центров для детей и молодежи;
- — клуб для детей, подростков и молодежи;
- — оздоровительно-образовательное учреждение;
- — молодежная биржа труда и многие другие учреждения, предоставляющие социальные услуги.
- Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
Источник: https://zdamsam.ru/a50578.html
3.10.2. Социальная работа с молодежью
Можно говорить о двух моделях социальной работы с молодежью – интегративной и дефицитной. Интегративная модель – это социальная работа в широком смысле, которая должна способствовать социализации молодежи. В этом аспекте социальная работа практически соотносится с таким видом профессиональной деятельности, как социальная педагогика.
В силу чрезмерно большого объема средств, которые должны быть выделены на полноценную реализацию такого типа социальной работы, большинство стран с рыночной экономикой избирает дефицитную модель развития социальной работы, ориентированную, в первую очередь, на социально уязвимые слои населения, группы риска, инвалидов и одиноких, а также детей и подростков.
Под социальной работой с молодежью понимается профессиональная деятельность по оказанию помощи как отдельному молодому человеку, так и группам молодых людей в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию; создание условий, благоприятствующих достижению этих целей в обществе, а также работа с молодыми людьми, по месту жительства или в трудовых коллективах. Основной задачей социальной работы при этом является выработка у молодежи способности самостоятельно решать свои проблемы, адаптироваться к новым социально-экономическим условиям рыночной экономики, получать навыки самостоятельной жизни и участвовать в самоуправлении.
- Существует следующая структура социальных служб системы органов по делам молодежи:
- · центр социально-психологической помощи молодежи;
- · центр информации для молодежи;
- · центр ресоциализации несовершеннолетних, вернувшихся из мест заключения;
- · приют для подростков.
- Центр социально-психологической помощи молодежи, предназначен для оказания медико-психологической помощи молодежи, переживающей кризисные состояния. Центр состоит из двух отделов:
- · отдела социально-правовой помощи, в который входят приют, гостиница, школа социотерапии, кабинет профоориентации, производственный комплекс, культурно-спортивный комплекс, биржа труда, юридическая консультация;
- · отдела психолого-медико-педагогической помощи, в который входят диагностико-психологический пункт, консультативный пункт для родителей, консультативный пункт для учащихся, кабинет анонимного приема, кризисный стационар, лекторий и пункт занятия досуга.
Центр информации для молодежи предназначен для оказания информационных и методических услуг органам исполнительной власти по делам молодежи, организациям и учреждениям, работающим с молодежью, различным группам молодых людей. Для решения юридических, коммуникативных, личностных, профессиональных, досуговых, образовательных, жилищных и других проблем молодежи центр занимается анализом информации о процессах, происходящих в молодежной среде.
Центр ресоциализации несовершеннолетних, вернувшихся из мест заключения, оказывает консультативную, социально-правовую, профориентационную и психологическую помощь молодежи, оказавшейся в дезадаптированном состоянии. Центр помогает криминогенным категориям молодежи, находящимся в состоянии дезадаптации, с целью «вживления» их в социосферу. В составе центра могут быть:
- · отдел консультирования по телефону («телефон доверия»);
- · кабинет психологической разгрузки;
- · школа профориентации и профподготовки;
- · отдел индивидуальной работы с криминогенным контингентом;
- · консультационный пункт.
- Консультационный центр для подростков и молодежи предназначен для оказания квалифицированной, экстренной, анонимной, бесплатной психологической помощи по телефону. Основные задачи центра:
- · обеспечение доступности квалифицированной социально-психологической помощи подросткам и молодежи независимо от их социального статуса и места жительства;
- · помощь переживающим конфликты и находящимся в иных психотравмирующих ситуациях, актуализация их творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и физических ресурсов для выхода из кризисного состояния;
- · проведение психологического телефонного консультирования детей, подростков, молодежи, родителей и воспитателей по психологическим проблемам;
- · информационное консультирование с целью установления связи с другими социальными службами и специалистами (психотерапевтами, психологами, педагогами, сексопатологами, юристами и др.);
- · выявление настроений «болевых точек» в молодежной среде, актуальных тенденций в молодежной субкультуре;
Приют для подростков предназначен для обеспечения временных условий жизнедеятельности несовершеннолетним, отчужденным по объективным или субъективным причинам от благоприятных условий в семье, воспитательном учреждении, обществе.
На основе диагностических бесед в приюте специалисты составляют социально-психологические характеристики личности детей и подростков, поступивших в него, обеспечивают квалифицированное и разностороннее (психологическое, педагогическое, медицинское, юридическое и др.
) консультирование несовершеннолетних в зависимости от конкретных причин.
Здесь проводится индивидуальные диагностические беседы с целью выявления степени психологического стресса, необходимости педагогической коррекции, медико-социальной адаптации и реабилитации.
Приют предоставляет проживающим бесплатное питание, содействует (выступает экспертом) в принятии юридического решения об изменении или создании новых условий дальнейшей жизнедеятельности несовершеннолетних в семье, привлекает к сотрудничеству отечественные и зарубежные организации с целью оказания моральной, методической или финансовой поддержки.
«Молодежные» проблемы при всей их специфике невозможно решить в отрыве от системы поддержки семьи, образования и здравоохранения, охраны общественного порядка, развития культуры, спорта и туризма.
Сравнительный анализ организации деятельности социальных служб для молодежи с зарубежными аналогами позволяет сделать вывод:
· основное внимание в социальной работы с молодежью должно быть уделено разработке законодательного обеспечения социальной защиты молодежи как в области организации соответствующих служб, так и в области предотвращения негативного влияния на молодежь окружающей среды, характеризующейся жестокостью, насилием, распространением алкоголизма, наркомании и т.п.;
· приоритет в создании социальных служб для молодежи в связи с «неразвитостью гражданского общества» в России должен быть отдан государственным структурам с одновременной поддержкой общественных формирований и молодежных инициатив.
В этих условиях актуально использовать новейшие зарубежные технологии в области социальной работы с молодежью, которые получили обобщающее называние «мобильная социальная работа с молодежью».
Сущность мобильной социальной работы – контроль за той частью молодежи, которая не склонна обращаться ни в молодежные центры, ни в консультационные пункты, проявляет предрасположенность к девиантному поведению и агрессивности.
Как правило, это рокеры, футбольные болельщики, представители радикальных группировок, наркоманы.
Принцип мобильной социальной работы – установление взаимоотношений и взаимодействий с ними с целью проникновения в мир молодежи, склонной к правонарушениям.
Таким образом, социальная работа переместилась из различных центров, ведомств и консультационных пунктов непосредственно на улицы. В настоящее время существуют разнообразные формы мобильной социальной работы, в частности организация спортивных мероприятий, предоставляющих возможность контролировать агрессию (американский футбол, бокс, восточные единоборства и др.).
В социальной работе с молодежью необходимо учитывать особенности мужской социализации, связанной с проявлением агрессии. В этом аспекте заслуживает внимания опыт организации деятельности социальных работников по «сублимации» агрессивности в молодежной среде, т.е. ее преобразования в целесообразную и контролируемую адаптивную форму.
Другое направление социальной работы – апробация новых методов поддержки девушек и молодых женщин, оказавшихся в кризисных ситуациях.
Источник: http://libraryno.ru/3-10-2-social-naya-rabota-s-molodezh-yu-tehn_soc_rab/