Социотерапия в работе с детьми и молодежью

Социотерапия в работе с детьми и молодежью

Социотерапия в работе с детьми и молодежью

Социотерапия в работе с детьми и молодежью

Социотерапия в работе с детьми и молодежью

Социотерапия в работе с детьми и молодежью

Социотерапия в работе с детьми и молодежью

Социотерапия в работе с детьми и молодежью

Социотерапия в работе с детьми и молодежью

Социотерапия в работе с детьми и молодежью

Социотерапия в работе с детьми и молодежью

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Социальные технологии работы с молодежью

2 слайд Описание слайда:

Молодежь — это группа лиц от 14 до 30 лет. Как часть социума молодежь подвержена большинству социальных воздействий и испытывает те же трудности, что и взрослое население в самоопределении, профориентации, трудоустройстве, образовании, обеспечении жильем, социальными гарантиями, медицинском обслуживании и страховании.

3 слайд Описание слайда:

Основными целями социальной работы с молодежью являются: создание системы социального обслуживания; выявление факторов, обусловливающих развитие асоциального поведения несовершеннолетних и молодежи; оказание экстренной помощи несовершеннолетним и молодежи, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации; увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы; создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненных кризис, может сохранять чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих; достижение такого результата, когда у клиента отпадает необходимость в помощи социального работника

4 слайд Описание слайда:

Методы и технологии социальной работы с молодежью можно разделить на: Индивидуальная социальная работа – вид практики, применяемой при работе с индивидами и семьями в решении их психологических, межличностных, социально-экономических проблем путем личного взаимодействия с клиентом (основной формой является консультирование). В ходе индивидуальной работы оказывается помощь по налаживанию контактов с социальными ведомствами (врачи, юристы, социальные службы).

5 слайд Описание слайда:

Групповая социальная работа – метод работы, используемый с целью оказания клиенту помощи через передачу группового опыта. Групповая работа может реализовываться в формах клубной и кружковой работы, что предполагает формирование устойчивого состава молодых людей, наличие определенного пространства и фиксированного времени.

6 слайд Описание слайда:

Общинная социальная работа — данное направление призвано максимально содействовать установлению и поддержанию социальных связей, вовлечению жителей и учреждений конкретной территории в решении острых молодежных проблем.

7 слайд Описание слайда:

Наряду с традиционными методами социальной работы с молодежью, формируются и новые к которым относится «мобильная социальная работа».  Появление данного метода связано с необходимостью влияния и контроля за той частью молодежи, которая несклонна обращаться ни в молодежные центры, ни в органы социальной защиты и вместе с тем предрасположена к проявлению девиантного поведения и агрессивности.

8 слайд Описание слайда:

Своим происхождением мобильная социальная работа обязана энтузиастам из США, которые на улицах крупных городов и местах «тусовок» молодежных группировок осуществляли поисковую деятельность по социальной помощи и адаптации данной категории молодежи. Таким образом, социальная работа переместилась из различных ведомств, центров непосредственно на улицы.

9 слайд Описание слайда:

К технологиям социальной работы с молодежью относят: Социальная терапия — это отрасль научного знания, ориентированная на решение социально-терапевтических проблем через преодоление аномалий смысло-жизненных ориентаций, социальных ценностей субъектов общественной жизни (в том числе молодежи), их представления о справедливости и несправедливости. Консультирование — установление контакта путем вербальной коммуникации, выявление проблем клиента, содействие и взаимодействие в поиске их решения; Арт — терапия — «терапия искусством» через вовлечение молодого человека в культурно-досуговые мероприятия, посещение различных культурно-досуговых учреждений;

10 слайд Описание слайда:

Музыкотерапия — социализация индивида путем, обращения к какой — либо музыкальной культуре, субкультуре, посещение концертов, слетов, смотров-конкурсов, тематических дискотек регулярное прослушивание музыкальных композиий; Библиотерапия — воздействие на сознание индивида в процессе формирования смысло-жизненных ориентаций через подбор специальной литературы; Социально-педагогические технологии — активное участие социального работника (педагога) в воспитании клиента и формировании его смысло-жизненных ориентаций;

11 слайд Описание слайда:

Творческие технологии — вовлечение молодых людей коллективную творческую и созидательную деятельность, содействие развитию индивидуального творчества; Логотерапия — (от греч.

logos — слово, therapeia — уход, лечение) лечение словом.

Социальная логотерапия занимается изучением методов, средств, способов влияния (взаимовлиянии) на представления людей о социальных процессах, смысле жизни, социальных ценностях.

12 слайд Описание слайда:

Алгоритм технологии социальной работы с молодежью. I этап – сбор информации о проблеме молодого человека, находящегося в трудной жизненной ситуации. II этап – разработка критериев и показателей развития социальных умений и навыков молодого человека, имеющего трудную жизненную ситуацию.

13 слайд Описание слайда:

III этап – подбор методов социальной диагностики, позволяющих изучить восприятие проблемы клиентом и его ближайшим окружением (семьей, друзьями, учебным или производственным коллективом), установить степень развитости тех или иных социально и личностно значимых качеств, умений и навыков, влияние факторов на этот процесс.

14 слайд Описание слайда:

IV этап – анализ результатов социальной диагностики и постановка социального диагноза, определение прогноза по преодолению выявленных причин проблемы или трудности клиента.

V этап – отбор частных лично-ориентированных технологий социальной работы, их адаптации в соответствии с потребностями клиента.

VI этап – оценка результатов применения технологий социальной работы и определение их эффективности в решении проблем клиента.

15 слайд Описание слайда:

Центр социально-психологической помощи молодежи, предназначенный для оказания медико-психолого-педагогической помощи молодежи, переживающей кризисные состояния, находящейся в конфликтных ситуациях в микро- и макросредах, профилактики и предупреждения девиантного, деликвентного и суицидального поведения у данной категория населения. Предполагается, что центр состоит из двух отделов: отдел социально-правовой помощи, в который входят приют, гостиница, школа социотерапии, кабинет профориентации, производственный комплекс, культурно-спортивный комплекс, биржа труда, бюро решения, юридическая консультация, и отдел психолого-медико-педагогической помощи, в который входят диагностико-психологическнй пункт, консультативный пункт для родителей, консультативный пункт для учащихся, кабинет анонимного приема, кризисный стационар, лекторий и пункт занятия досуга;

16 слайд Описание слайда:

Центр информации для молодежи, предназначенный для оказания информационных и методических услуг органам исполнительной власти по делам молодежи, организациям и учреждениям, работающим с молодежью, различным группам молодых людей.

Кроме организации методического обеспечения для решения юридических, коммуникативных, личностных, профессиональных, досуговых, образовательных, жилищных и других проблем молодежи центр занимается анализом информации о процессах, происходящих в молодежной среде, и об информационных потребностях молодежи;

17 слайд Описание слайда:

Центр ресоциализации несовершеннолетних и молодежи, вернувшихся из мест заключения, который оказывает консультативную, социально-правовую, профориентационную и психологическую помощь молодежи, оказавшейся в дезадаптированном состоянии, Задачи Центра — оказание помощи криминогенным категориям молодежи, утратившим социально-полезные связи, находящимся в состоянии дезадаптации, с целью «вживления» их в социосферу, предотвращения рецидива; оказание помощи в трудоустройстве, профориентации и переподготовке молодежи, вернувшейся из мест лишения свободы; консультации по юридическим, медицинским и социальным вопросам, выявление актуальных проблем и кризисных ситуаций, приведших к дезадаптированному состоянию, поиск путей выхода из них; ликвидация конфликтов и выработка совместно с подопечным установок с целью выхода из кризисного состояния. В составе Центра должны быть отдел консультирования по телефону («телефон доверия»), кабинет психологической разгрузки, школа профориентации и профподготовки, отдел индивидуальной работы с криминогенным контингентом, консультационный пункт;

18 слайд Описание слайда:

Консультационный центр для подростков и молодежи, предназначенный для оказания квалифицированной, экстренной, анонимной, бесплатной психологической помощи по телефону.

Основные задачи Центра; обеспечение доступности и современности квалифицированной социально-психологической помощи подросткам и молодежи независимо от их социального статуса и места жительства; помощь абонентам, переживающим актуальные конфликты и находящимся в иных психотравмирующих ситуациях, актуализация их творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и физических ресурсов для выхода из кризисного состояния; проведение психологического телефонного консультирования детей, подростков, молодежи, родителей и воспитателей по психологическим проблемам социализации и развития личности молодого человека; информационное консультирование абонентов с целью установления их связи с другими социальными службами и специалистами (психотерапевтами, психологами, педагогами, сексопатологами, юристами, социальными работниками и др.); выявление настроений, конфликтных ситуаций и «болевых точек» в молодежной среде, актуальных тенденций в молодежной среде, молодежной субкультуре;

19 слайд Описание слайда:

Телефон доверия как форма работы со студентами Телефон доверия, по сути, выполняет функцию, известную в психологии, как «лечение разговором». Это та же беседа с психологом, только находящимся не рядом, а на другом конце трубки.

Телефон доверия обрел популярность еще и потому, что он, лучше других способов психологической помощи имитирует разговор «с самим собой».

Телефон психологической службы доверия – это абсолютно анонимная бесплатная услуга, не предполагающая присутст- вия рядом с вами постороннего.

20 слайд Описание слайда:

В настоящее время технологи позволяют не ограничиваться психологической консульта- цией только лишь по телефону. Современная молодежь чаще пользуется сервисами интернета (ISQ, Скайп и социальные сети). Так что возможность психологической помощи значительно расширяется.

21 слайд Описание слайда:

Задачами телефона доверия являются: Помощь в решении личностных проблем студенческой молодежи. Выявление наркозависимых, созависимых в молодежной среде. Профилактика наркомании и других видов зависимостей в молодежной среде.

Направление молодых людей к специалистам в случае необходимости особого сопровождения, лечения или реабилитации. Создание базы практики для студентов юридического факультета и факультета социальных технологий и педагогики, которые станут телефонными консультантами-волонтерами.

Разработка индивидуальной программы для обучения волонтеров-консультантов.

22 слайд Описание слайда:

Главными правилами для студенческого «Телефона доверия» являются: конфиденциальность, принятие, анонимность, доступность, последовательность и четкость.

Организацией процесса консультирования занимаются волонтеры, которые должны обладать следующими знаниями и умениями в медицине, психологии, физиологии, психотерапии кризисных состояний.

Волонтеры должны обладать навыками конструктивного общения по телефону, грамотной речью, внимательностью.

23 слайд Описание слайда:

Задание Подготовьте доклады об основных методах и технологиях, используемых в социальной работе с молодежью. Выделите традиционные и инновационные методы, охарактеризуйте их «плюсы» и «минусы».

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/tehnologiya-socialnoy-raboti-s-molodezhyu-927690.html

Технологии социальной работы с молодежью

Денисова Н. С., Гизатова И. А. Технологии социальной работы с молодежью [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3177/ (дата обращения: 14.03.2020).

Молодежь – одна из самых существенных групп общества, которая всегда находится в деятельности всей социальной жизни общества. Без молодежи невозможно развитие страны, общества.

Молодежь — это группа лиц от 14 до 30 лет. Она всегда являлась активной группой населения максимально подверженной влиянию разнообразных факторов внешней социальной среды.

Как часть социума молодежь подвержена большинству социальных воздействий и испытывает те же трудности, что и взрослое население в самоопределении, профориентации, трудоустройстве, образовании, обеспечении жильем, социальными гарантиями, медицинском обслуживании и страховании. [1. c. 34-37]

Термин «социальная работа с молодежью» еще не оформился в системе социальной работы в России. Однако специфические социальные проблемы молодежи заставляют говорить о необходимости формирования технологий социальной работы, пригодных для решения этих проблем.

Из наиболее беспокоящих общество проблем к ним следует отнести проблему распространения наркомании, СПИДа, проституцию, повышение криминальной активности молодежи, в том числе несовершеннолетних.

Читайте также:  Аллергия на комаров – как уменьшить отёки и правила терапии

Проблема построения технологий социальной работы с молодежью усугубляется тем, что, как правило, молодые россияне являются недобровольными клиентами социальных служб. Культура обращения в социальную службу для решения своих проблем в среде российской молодежи еще не сформирована.

Все это вместе взятое заставляет обратить особенное внимание на конструирование социальной работы с молодежью.

Изучение реальных потребностей молодежи в социальных услугах выступает ключевым элементом при формировании системы их социального обслуживания.

Согласно исследованиям молодежь нуждается, прежде всего, в бирже труда, пунктах правовой защиты и юридического консультирования, работе телефона доверия и далее — в сексологической консультации, центре помощи молодой семье, общежитии — приюте для подростков, оказавшихся в конфликтной ситуации дома.

При этом молодые рабочие отдают предпочтение пунктам правовой защиты и юридического консультирования, молодежной бирже труда, центру помощи молодой семье; учащиеся — телефону доверия, сексологической консультации, бирже труда.

Социальная работа с молодежью должна носить общественно-государственный характер и быть направлена на активизацию действий и развитие партнерства ее основных субъектов: органов государственной власти, местного самоуправления, институтов гражданского общества, коммерческих и некоммерческих организаций, самой молодежи по обеспечению эффективной реализации государственных и общественных интересов в процессе социального становления и самореализации молодежи. [2. c. 35]

При организации социальной работы с молодежью на различных уровнях важно активно использовать накопленный опыт социальной помощи различным группам населения. Любая социальная деятельность (и социальная работа в том числе) обладает такими компонентами, как цель, средства, условия.

Целью социальной работы с молодежью как деятельности является оптимизация механизмов реализации жизненных сил и социальной субъектности индивида или социальной группы. Для возникновения разных видов и форм социальной работы существуют различные основания.

Одним из таких оснований выступают сферы социальной практики, и в этом случае можно говорить о социальной работе с молодежью в образовании, здравоохранении, сфере досуга и т.д.

; другим – социально-психологические особенности клиентов социальной работы – молодежь в целом, группы социального риска, лица, склонные к суициду, и т.д.; третьим – характер и другие основания. Во всех случаях будет происходить конкретизация цели социальной работы (от профилактики до коррекции).

То же относится к условиям – для каждого вида социальной работы с молодежью, включая различные уровни (от федерального до местного), политические, экономические, социально-психологические и этнонациональные особенности будут конкретизироваться.

Средства в данном случае рассматриваются как социальный институт в широком смысле. Социальная служба является необъемлемым звеном целостной (федеральной, региональной, муниципальной и пр.) модели организации социальной работы с молодежью, через нее осуществляется информационное и ресурсное обеспечение системы социальной поддержки молодежи на разных уровнях.[3. c. 206]

Основными целями социальной работы с молодежью являются:

  • создание системы социального обслуживания молодежи как государственно-общественной целостной системы социально-психологического сопровождения человека;
  • выявление факторов, обусловливающих развитие асоциального поведения несовершеннолетних и молодежи;
  • оказание экстренной помощи несовершеннолетним и молодежи, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации;
  • увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
  • создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненных кризис, может сохранять чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;
  • достижение такого результата, когда у клиента отпадает необходимость в помощи социального работника (конечная цель).[4. c. 240]
  1. Неотъемлемой частью социальной работы с молодежью являются методы и технологии.
  2. Методы и технологии социальной работы с молодежью можно разделить на:
  1. Индивидуальная социальная работа – вид практики, применяемой при работе с индивидами и семьями в решении их психологических, межличностных, социально-экономических проблем путем личного взаимодействия с клиентом (основной формой является консультирование). В ходе индивидуальной работы оказывается помощь по налаживанию контактов с социальными ведомствами (врачи, юристы, социальные службы).

  2. Групповая социальная работа – метод работы, используемый с целью оказания клиенту помощи через передачу группового опыта. Групповая работа может реализовываться в формах клубной и кружковой работы, что предполагает формирование устойчивого состава молодых людей, наличие определенного пространства и фиксированного времени.

  3. Общинная социальная работа — данное направление призвано максимально содействовать установлению и поддержанию социальных связей, вовлечению жителей и учреждений конкретной территории в решении острых молодежных проблем.

Наряду с традиционными методами социальной работы с молодежью, формируются и новые к которым относится «мобильная социальная работа».

Появление данного метода связано с необходимостью влияния и контроля за той частью молодежи, которая несклонна обращаться ни в молодежные центры, ни в органы социальной защиты и вместе с тем предрасположена к проявлению девиантного поведения и агрессивности. Как правило, к этой категории относятся представители различных субкультур.

Принцип и цель социальной работы состоит в установлении доверительных взаимоотношений и солидарного взаимодействия с целью активного проникновения в мир молодежи, склонной к правонарушениям.

Своим происхождением мобильная социальная работа обязана энтузиастам из США, которые на улицах крупных городов и местах «тусовок» молодежных группировок осуществляли поисковую деятельность по социальной помощи и адаптации данной категории молодежи.

Таким образом, социальная работа переместилась из различных ведомств, центров непосредственно на улицы. Увеличение числа бездомных среди молодежи, склонной к противоправному поведению обусловило быстрое распространение социальной работы на улицах практически на всем европейском пространстве.

Одной из форм мобильной социальной работы является «уличная социальная работа», которая предполагает общение с молодежью не в стенах различных ведомств и учреждений, молодежных центров и консультативных пунктов, а непосредственно в среде обитания молодежи. Уличная социальная работа может встречаться в различных формах: предоставление различных альтернативных способов проведения свободного времени, организация спортивных мероприятия, работа автобусов, где собираются проститутки, наркоманы. [5. c. 125-127]

К технологиям социальной работы с молодежью относят:

  1. Социальная терапия — это отрасль научного знания, ориентированная на решение социально-терапевтических проблем через преодоление аномалий смысло-жизненных ориентаций, социальных ценностей субъектов общественной жизни (в том числе молодежи), их представления о справедливости и несправедливости.

  2. Консультирование — установление контакта путем вербальной коммуникации, выявление проблем клиента, содействие и взаимодействие в поиске их решения;

  3. Арт-терапия — «терапия искусством» через вовлечение молодого человека в культурно-досуговые мероприятия, посещение различных культурно-досуговых учреждений;

  4. Музыкотерапия — социализация индивида путем, обращения к какой — либо музыкальной культуре, субкультуре, посещение концертов, слетов, смотров-конкурсов, тематических дискотек регулярное прослушивание музыкальных композиий;

  5. Библиотерапия — воздействие на сознание индивида в процессе формирования смысло-жизненных ориентаций через подбор специальной литературы;

  6. Социально-педагогические технологии — активное участие социального работника (педагога) в воспитании клиента и формировании его смысло-жизненных ориентаций;

  7. Творческие технологии — вовлечение молодых людей коллективную творческую и созидательную деятельность, содействие развитию индивидуального творчества;

  8. Логотерапия — (от греч. logos — слово, therapeia — уход, лечение) лечение словом. Социальная логотерапия занимается изучением методов, средств, способов влияния (взаимовлиянии) на представления людей о социальных процессах, смысле жизни, социальных ценностях.[4. c. 235]

Сегодня необходимо создавать в социуме условия и механизмы оптимальной социализации молодежи и перехода к новому уровню социальной работы – от отдельных центров и традиционных технологий к государственной межведомственной политике социального обслуживания, созданию системы социальных служб с разветвленной инфраструктурой.

В настоящее время вопросы социальной поддержки молодежи встали по-новому, основной упор делается на формирование механизмов ее самореализации и проявления жизненного потенциала.

Это, в свою очередь, требует новых управленческих и организационно-технологический решений на всех уровнях, новой нормативно-правовой базы и специализированной подготовки и переподготовки кадров, что предполагает разработку модели социальной поддержки молодежи на уровне региона.

Литература:

  1. Курбатов В.И. Социальная работа: учеб. пособие. – М.: изд-во Дашков и К. 2007 г.

  2. Безрукова О.Н. Социология молодежи: Учебно-методическое пособие. Факультет социологии СПбГУ /О.Н. Безрукова. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004 г.

  3. Григорьев С.И. Социальная работа с молодежью: учебник для студентов вузов /С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова. – М.: Гордарики, 2006 г.

  4. Зайнышева И.Г. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. Высших учебных заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002 г.

  5. С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова «Социальная работа с молодежью». Издательство «Гардарики» г. Москва, 2006г.

    Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3177/

    Технология социальной работы с детьми и подростками

    Поведение ребёнка искажается, если он не чувствует себя в безопасности и защищённым, если он не получает достаточной ласки от матери либо нужной для его социального развития свободы вследствие гиперопеки или иной причины излишних запретов. Длительное влияние указанных дефицитов, — деприваций, — вызывает у детей и подростков патологические ситуационные реакции на внешние раздражители. К основным видам детских патологических реакций относятся:

    •  — постоянный протест и оппозиция;
    •  — отказ от любых предложений («Не хочу, не буду»);
    •  — имитация (симуляция болезни, дефекта, припадка);
    •  — гипер- и псевдокомпенсация страхов, одиночества, чувства слабости;
    •  — эмансипация от семьи (отвержение семейных ценностей, побеги);
    •  — группировка в подростковые кланы;
    •  — уход в сверхценные увлечения;
    •  — ранние сексуальные отклонения.

    Психика детей пластична, поэтому восполнение деприваций приводит к нормализации поведения ребёнка. Типичная методика социальной терапии детей с патологическими ситуационными реакциями – лечение обстановкой.

    В случаях связи нарушений поведения детей с задержкой психического развитиявследствие патологии центральной нервной системы, используют коррекционные методы абилитации, развивающие личность ребёнка: музыкотерапию, песочную терапию, арт-терапию, телесно-ориентированную терапию.

    Наряду с этим практикуют методы развития социальных контактов в Т-группах по выработке навыков общения.

    У детей-сирот и детей, лишённых попечения родителей, с раннего детства подвергшихся социальной депривации, наблюдается задержка психического развития социального происхождения.

    В этих случаях применяют аналогичные развивающие программы и программы развивающих занятий с имитацией семейных отношений и семейных ролей путём моделирования ситуаций и драмотерапии.

    Коррекцию развития детей, дезадаптация которых имеет социальные причины, проводят в форме восстановительных Т-групп, имеющих стабильный состав. Развивающаяся структура и иерархия группы  формируют социальные качества личности.

    Для детей-жертв насилия, проявляющих посттравматические стрессовые расстройства как ответные реакции на травмирующие события, используют специальные коррекционные программы в закрытых восстановительных Т-группах с неизменным составом. Программы включают групповые беседы на темы внутрисемейных отношений.

    В ходе бесед дети постепенно рассказывают о своих переживаниях, делятся ими с другими детьми, испытавшими подобные стрессы. Среди арт-терапевтических методов наилучшим считают проективный рисунок, с помощью которого дети выражают свои тревоги и избавляются от них.

    Читайте также:  Минеральные соли для ванны – какие полезнее для кожи

    Проективный характер имеют и включённые в программы методы психодрамы и игротерапии, основанные на самовыражении ребёнка и адекватном разрешении им проблемных ситуаций. Используют песочную терапию, кукольный театр с сюжетно-ролевыми играми, игры, направленные на коррекцию страхов.

    Полезны групповые методики телесно-ориентированной терапии. В индивидуальных занятиях с детьми, у которых посттравматические стрессовые расстройства проявляются более сильно, применяют когнитивную терапию, с той разницей, что ребёнок не сам записывает свои переживания, а это делает специалист.

    Терапевтические программы, сочетающие когнитивную терапию и кризисный подход, предполагают совместную деятельность с ребёнком в соответствии с его интересами.

    У подростков отклонения поведения, вызванные социальными факторами, имеют более стойкий характер, потому что формируются более стабильные, чем у детей, поведенческие стереотипы (привычки), которые подкрепляются системой искажённых представлений о взаимоотношениях между людьми. В ряде случаев можно говорить о начальных стадиях формирования дефицитарной или деформированной личности. Подросток болезненно реагирует на попытки взрослых воспитывать его. Он претендует на роль взрослого, на уважительное отношение к себе.

    В связи с этим лечение обстановкой в применении к подросткам – недостаточная терапевтическая мера. Этот метод сочетают с психолого-социальной коррекцией в форме групповых бесед на основные темы бытия и взаимоотношений, волнующие подростков (семья, дружба, верность, любовь, известность, любимые книги, любимый образ – объект для подражания).

    Эффективны групповые игры-занятия в Т-группах по выработке навыков общения. Положительно воздействие всех направлений, составляющих этот методологический подход. Широко используют кризисный подход, создающий возможности самостоятельно справиться со своими проблемами.

    Практикуют групповые формы гештальт-терапии, раскрепощающие подростка, дающие ему новые способы самовыражения.

    Примеры таких форм: программа «Марафон», — система игр в условиях погружения и самообеспечения; лодочные и пешие походы «Отцы и дети», где здоровые подростки с девиацией поведения играют роли инструкторов и кураторов подростков с ранним детским аутизмом либо глухих подростков.

    В работе с подростками из неблагополучных семей используют программы формирования базисных копинг-стратегий – системы обучения здоровому жизненному стилю, формирующие стремление и навыки преодолевать жизненные трудности, справляться со стрессом без злоупотребления алкоголем и наркотиками, находить позитивные решения проблемных ситуаций. Программы создают мотивацию на успех. К ним относится, в частности, моделирование разных способов преодоления стресса, направленное на обнаружение наилучшего для себя управления им.

    В работе с подростками из неблагополучных семей используют также социокультурные методы социальной профилактики в подростковых спортивных и творческих клубах.

    Для подростков, имеющих физические или психические отклонения, разработаны программы творческой реабилитации, содействующие самовыражению в различных видах творчества.

    Они предусматривают широкую демонстрацию созданных произведений, их обсуждение в средствах массовой информации, на творческих семинарах и смотрах. Тем самым у авторов воспитывают чувство востребованности, причастности к обществу.

    Цель программ — препятствовать обособлению необычных подростков от социальной среды.

    Важную функцию выполняют телефоны доверия для детей и подростков, с помощью которых предупреждают случаи семейного насилия, асоциальные поступки, суициды, побеги из дома, агрессивные действия.

    Для предупреждения наркомании и правонарушений среди подростков и молодёжи, которые объединены в группы с девиантной субкультурой, — совокупностью своеобразных ценностей, норм и правил, — предрасполагающих к девиантному поведению, используют технологии мобильной социальной работы с молодёжью.

    Цель этой деятельности — управление поведением неформальных объединений подростков и молодёжи. Она предусматривает внедрение (установление взаимодействий с группами), терапию с использованием кризисного подхода, терапию с использованием лидерства.

    Её разновидностью является уличная социальная работа, которая проводится в местах «тусовок» молодёжных групп и ночёвок бездомной молодёжи.

    Групповую мобильную работу дополняют организацией массовой социокультурной деятельности, отвлекающей и канализирующей активность и агрессию этой части молодёжи. Молодёжь вовлекают в спортивные секции и соревнования по различным видам борьбы, создают команды по регби, мини-футболу.

    Организуют фестивали рокеров, «фанатов», уличных музыкантов и певцов; конкурсы по отбору лучших исполнителей. Эти мероприятия позволяют преобразовать времяпровождение групп в целесообразную и контролируемую форму.

    Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 51;

    Источник: https://studopedia.net/14_37190_tehnologiya-sotsialnoy-raboti-s-detmi-i-podrostkami.html

    Технологии социальной работы с подростками и молодежью

    Социальная технология— это способ реализации конкретного сложного процесса, путем расчленения его на систему исследовательских взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются однозначно.

    Подростковый возраст— этап 10 — 11 до 15 лет, соответствующий началу перехода от детства к юности.

    Относится к числу критических периодов возрастного развития, связанных с кардинальными изменениями в сфере сознания, деятельности и системе взаимоотношений индивида.

    Характеризуется бурным ростом, формированием организма в процессе полового созревания, что сказывается на психофизиологических особенностях подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростка составляет общение в рамках различных видов деятельности.

    Для подростков характерны активное стремление приобщиться к миру взрослых, ориентация поведения на его нормы и ценности, развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, к своим возможностям и способностям.

    При отсутствии условий для индивидуализации и позитивной реализации своих новых возможностей самоутверждение подростка может принимать уродливые формы и приводить к отклоняющемуся поведению.

    Молодежьбольшая общественная группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и тем, что их социально-экономическое и общественно-политическое положение, их духовный мир находится в состоянии становления, формирования, (это молодые люди в возрасте 16-30 /35?/ лет).

    Можно говорить о двух моделях социальной работы с молодежью:

    Интегративная модель— это социальная работа в широком смысле, которая должна способствовать социализации молодежи. В этом аспекте социальная работа практически соотносится с таким видом профессиональной деятельности как социальная педагогика.

    • Реализация данной модели возможна лишь посредством государственно-общественного затратного механизма, предполагающего выделение значительных финансовых, а также людских и материальных ресурсов, что возможно только в условиях распределительного ведения народного хозяйства.
    • Однако в силу чрезмерно большого объема средств, которые должны быть выделены на полноценную реализацию такого типа социальной работы, большинство стран с рыночной экономикой избирает Дефицитную модельразвития социальной работы, ориентированную в первую очередь на социально уязвимые слои населения, группы риска, инвалидов и одиноких, а также детей и подростков.
    • Структура социальных служб системы органов по делам молодежи:
    • Центр социально-психологической помощи молодежи,предназначенный для оказания медико-психолого-педагогической помощи молодежи, переживающей кризисные состояния, находящейся в конфликтных ситуациях в микро- и макросредах, профилактики и предупреждения девиантного, делинквентного и суицидального поведения у данной категории населения.

    Предполагается, что центр состоит из двух отделов: отдел социально-правовой помощи, в который входит приют, гостиница, школа социотерапии, кабинет профориентации, производственный комплекс, культурно-спортивный комплекс, биржа труда, бюро решения, юридическая консультация, и отдел психолого-медико-педагогической помощи, в который входят диагностико-психологический пункт, консультативный пункт для родителей, консультативный пункт для учащихся, кабинет анонимного приема, кризисный стационар, лекторий и пункт занятия досуга.

    Центр информирования для молодежи,предназначенный для оказания информационных и методических услуг органам исполнительной власти по делам молодежи, организациям и учреждениям работающим с молодежью, различным группам молодых людей.

    Кроме организации методического обеспечения для решения юридических, коммуникативных, личностных, профессиональных, досуговых, образовательных, жилищных и других проблем молодежи центр занимается анализом информации и процессах, происходящих в молодежной среде, и об информационных потребностях молодежи.

    1. Центр ресоциализации несовершеннолетних и молодежи, вернувшихся из мест заключения,который оказывает консультативную, социально-правовую, профориентационную и психологическую помощь молодежи, оказавшейся в дезадаптированном состоянии.
    2. Задачи Центра — оказание помощи криминогенным категориям молодежи, утратившим социально-полезные связи, находящимся в состоянии дезадаптации, с целью «вживления» их в социосферу, предотвращение рецидива; оказание помощи в трудоустройстве, профриентации и переподготовке молодежи, вернувшейся из мест лишения свободы; консультации по юридическим, медицинским и социальным вопросам, выявление актуальных проблем и кризисных ситуаций, приведших к дезадаптированному состоянию, поиск путей выхода из них; ликвидация конфликтов и выработка совместно с подопечными установок с целью выхода из кризисного состояния.
    3. В составе Центра должны быть отдел консультирования по телефону («телефон доверия»), кабинет психологической разгрузки, школа профориентации и профподготовки, отдел индивидуальной работы с криминогенным контингентом, консультационный пункт.
    4. Консультационный центр для подростков и молодежи, предназначенный для оказания квалифицированной, экстренной, анонимной, бесплатной психологической помощи по телефону.
    5. Основные задачи Центра:
    6. — обеспечение доступности и своевременности квалифицированной социально-психологической помощи подросткам и молодежи независимо от их социального статуса и места жительства;
    7. — помощь абонентам, переживающим актуальные конфликты и находящимся в иных психотравмирующих ситуациях, актуализация их творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и физических ресурсов для выхода из кризисного состояния;
    8. — проведение психологического телефонного консультирования детей, подростков, молодежи, родителей и воспитателей по психологическим проблемам социализации и развития личности молодого человека;
    9. — информационное консультирование абонентов с целью установления их связи с другими социальными службами и специалистами (психотерапевтами, психологами, педагогами, сексопатологами, юристами, социальными работниками и др.);
    10. — выявление настроений, конфликтных ситуаций и «болевых точек» в молодежной среде, актуальных тенденций в молодежной среде, молодежной субкультуре.
    11. Приют для подростков,предназначенный для обеспечения временных (бытовых, психологических, эмоциональных) условий жизнедеятельности несовершеннолетнего, отчужденного по объективным или субъективным причинам от благоприятных условий развития личности в семье, воспитательном учреждении, обществе.
    12. Для достижения этих целей приют:
    13. — обеспечивает доступность, своевременность и эффективность помощи несовершеннолетним;
    14. — на основе диагностических бесед составляет социально-психологические характеристики личности детей и подростков, поступивших в приют;
    15. — обеспечивает квалифицированное и разностороннее (психологическое, педагогическое, медицинское, юридическое и др.
    16. — консультирование несовершеннолетнего в зависимости от конкретных причин социальной дискомфортности;
    17. — проводит с проживающими индивидуальные диагностические беседы с целью выяснения актуальных для них проблем и степени психологического стресса, оказания всемерной помощи для их разрешения, педагогической коррекции, медико-социальной адаптации и реабилитации;
    18. — предоставляет проживающим бесплатное питание;
    19. — содействует (выступает экспертом) в принятии юридического решения об изменении или создании новых условий дальнейшей жизнедеятельности несовершеннолетних в семье, на работе, в учебно-воспитательных учреждениях;
    20. — привлекает к сотрудничеству отечественные и зарубежные организации, индивидуальных лиц, способных оказать моральную, методическую или финансовую поддержку, а также ходатайствует о принятии мер общественного, административного и материального воздействия по отношению к родителям и другим лицам, ущемляющим и нарушающим права и интересы несовершеннолетних, проявляющим по отношению к ним жестокость, а также различные действия, провоцирующие асоциальное поведение, побеги из дома, интернатного учреждения, суицидальные попытки.
    21. Психологическая сущность социальной дезадаптации детей и подростков может быть раскрыта, если будет известно, какие психологические закономерности характерны для данного явления, какие составляющие его образуют.
    22. Начинают работу с психологических, педагогических, социальных причин, как факторов деформации личности, обусловливающих дальнейшую дезадаптацию, а не сосредоточивать все внимание только на борьбе (при этом заведомо бесплодной) с ее многочисленными последствиями.
    Читайте также:  Продукты питания с антиоксидантами против свободных радикалов

    Главное направление — непосредственное общение с дезадаптированными подростками. Создание атмосферы реального сотрудничества и партнерства в отношениях с несовершеннолетними. Приступая к работе с трудными подростками нельзя проявлять прямолинейность.

    Предложение любой помощи со стороны социального работника должно «перевесить» негативное, недоверчивое отношение к нему подростка. Следует учитывать состояние подростка.

    Следует учитывать состояние подростка, продуцируя и реализуя те потребности, которые обусловлены его сегодняшними пристрастиями и предпочтениями.

    • Социальные работники создают вначале своеобразный костяк своих единомышленников среди трудных подростков и вовлекая всех в общую деятельность.
    • Социальный работник обязан постоянно поддерживать доверительные отношения с трудными подростками, расширяя арсенал своих средств воздействия.
    • Социальный работник может не только инициировать многие социальные начинания, но и пробудить инициативу самого подростка, направленную на изменение в самом себе, желание работать над этим.
    • Технология основывается на таких положениях:
    • 1) Личностно-ориентированный индивидуальный подход с оценкой ключевых семейных проблем подростка, обучения, общения, сферы интересов, потребностей.
    • 2) Разработка дифференцированных программ помощи и поддержки, коррекционных и реабилитационных программ, адекватных индивидуально-психологическим и возрастным особенностям подростков.
    • 3) Организация работы с ними в аспекте социальной педагогики, коррекционной и реабилитационной деятельности.
    • 4) Разработка и создание целостной системы оказания помощи, исключающей изоляцию детей и подростков в режиме комплексности.
    • Подростки, имеющие различные отклонения в развитии, нуждаются в формировании у них механизмов сознательной регуляции поведения взаимодействия с окружающими, коррекции эмоциональных состояний.

    Соответствие выбранной для такого ребенка программы развития его реальным достижениям контролируется. Обеспечивается пространственная и временная организация реабилитационной среды.

    Наиболее адекватной технологией можно считать аналитико-преобразуюший метод:перевоспитывающая корректировка личности ребенка, осуществляемая в следующей последовательности:

    1. Психологическая квалификация личностных деформаций подростка, выявление их внутренних механизмов, определение уровней психических изменений, мотивационно-потребностной и ценностно-смысловой сферы. В результате такой квалификации возможны новое восприятие некоторых практических проблем подростка и предложение своих подходов к решению проблем конкретного подростка.

    2. Установление на основе проведенного анализа конкретных задач и сфер, в отношении которых показаны профилактические, дидактические и коррекционные воздействия. Иногда нужны лишь смена обстановки, включение в новую систему отношений. Этот этап работы — это определение того, какие особенности психики данного подростка будут соответствовать представлениям об эффективном влиянии извне.

    3. Нахождение, разработка и апробация тактических приемов диагностических и коррекционных методик, оптимальных условий, способствующих их реализации. Этот этап одновременно является проверкой предварительных гипотез и выводов, сделанных на первых двух этапах.

    1. Начало профилактической работы с трудновоспитуемыми и другими подростками из групп риска подразумевает изучение причин деформации личности и их истоков; затем социальный работник сосредоточивает свои усилия на том, чтобы воспрепятствовать перерастанию многочисленных последствий дезадаптации в социально-психологические патологии.
    2. С самого начала нужно учитывать особенности подросткового возраста.
    3. К учреждениям социального обслуживания по делам молодежи с полным основанием можно отнести: — комплексный центр социального обслуживания молодежи;
    4. — социально-психологический центр по оказанию медико-психологической помощи молодежи, переживающей кризисные состояния и находящейся в конфликтных ситуациях;
    5. — центр профилактики и предупреждения девиантного и суицидального поведения у данной категории молодежи;
    6. — социальную службу для молодежи;
    7. — социальный центр молодежи;
    8. — центр социальной поддержки молодежи;
    9. — центр экстренной, анонимной, бесплатной психологической помощи молодежи по телефону;
    10. — молодежный центр планирования семьи;
    11. — центр правовой помощи молодежи;
    12. — центр информации молодежи, предназначенный для оказания информационных и методических услуг органам исполнительной власти по делам молодежи, организациям и учреждениям, работающим с молодежью, различным группам молодежи;
    13. — подростково-молодежный клуб;
    14. — комплекс социально-досуговых центров для детей и молодежи;
    15. — клуб для детей, подростков и молодежи;
    16. — оздоровительно-образовательное учреждение;
    17. — молодежная биржа труда и многие другие учреждения, предоставляющие социальные услуги.
    18. Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

    Источник: https://zdamsam.ru/a50578.html

    3.10.2. Социальная работа с молодежью

    Можно говорить о двух моделях социальной работы с молоде­жью – интегративной и дефицитной. Интегративная модель – это социальная работа в широком смысле, которая должна способст­вовать социализации молодежи. В этом аспекте социальная работа практически соотносится с таким видом профессиональной дея­тельности, как социальная педагогика.

    В силу чрезмерно большого объема средств, которые должны быть выделены на полно­ценную реализацию такого типа социальной работы, большинство стран с рыночной экономикой избирает дефицитную модель разви­тия социальной работы, ориентированную, в первую очередь, на социально уязвимые слои населения, группы риска, инвалидов и одиноких, а также детей и подростков.

    Под социальной работой с молодежью понимается профессиональ­ная деятельность по оказанию помощи как отдельному молодому чело­веку, так и группам молодых людей в целях улучшения или восстановле­ния их способности к социальному функционированию; создание условий, благоприятствующих достижению этих целей в обществе, а также работа с молодыми людьми, по месту житель­ства или в трудовых коллективах. Основной задачей социальной работы при этом является выработка у молодежи способности само­стоятельно решать свои проблемы, адаптироваться к новым соци­ально-экономическим условиям рыночной экономики, получать на­выки самостоятельной жизни и участвовать в самоуправлении.

    • Существует следующая структура социальных служб системы органов по делам молодежи:
    • · центр социально-психологической помощи молодежи;
    • · центр информации для молодежи;
    • · центр ресоциализации несовершеннолетних, вер­нувшихся из мест заключения;
    • · приют для подростков.
    • Центр социально-психологической помощи молодежи, предназна­чен для оказания медико-психологической помощи молодежи, переживающей кризисные состояния. Центр состоит из двух отделов:
    • · отдела социально-правовой помощи, в который входят приют, гостиница, школа социотерапии, кабинет профоориентации, производственный комплекс, культурно-спортивный комплекс, бир­жа труда, юридическая консультация;
    • · отдела пси­холого-медико-педагогической помощи, в который входят диагностико-психологический пункт, консультативный пункт для родителей, консультативный пункт для учащихся, кабинет анонимного приема, кризисный стационар, лекторий и пункт занятия досуга.

    Центр информации для молодежи предназначен для оказа­ния информационных и методических услуг органам исполнительной власти по делам молодежи, организациям и учреждениям, ра­ботающим с молодежью, различным группам молодых людей. Для решения юридиче­ских, коммуникативных, личностных, профессиональных, досуговых, образовательных, жилищных и других проблем молодежи центр занимается анализом информации о процессах, происходящих в молодежной среде.

    Центр ресоциализации несовершеннолетних, вер­нувшихся из мест заключения, оказывает консультатив­ную, социально-правовую, профориентационную и психологиче­скую помощь молодежи, оказавшейся в дезадаптированном состоя­нии. Центр помогает криминогенным категори­ям молодежи, находящимся в состоянии дезадаптации, с целью «вживления» их в социосферу. В составе центра могут быть:

    1. · отдел консультирования по телефону («телефон доверия»);
    2. · кабинет психологической разгрузки;
    3. · школа профориентации и профподготовки;
    4. · отдел индивиду­альной работы с криминогенным контингентом;
    5. · консультацион­ный пункт.
    6. Консультационный центр для подростков и молодежи предна­значен для оказания квалифицированной, экстренной, ано­нимной, бесплатной психологической помощи по телефону. Ос­новные задачи центра:
    7. · обеспечение доступности квалифицированной социально-психологической помощи подросткам и молодежи не­зависимо от их социального статуса и места жительства;
    8. · помощь переживающим конфликты и находящимся в иных психотравмирующих ситуациях, актуали­зация их творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и физических ресурсов для выхода из кризисного состояния;
    9. · проведение психологического телефонного консультирования детей, подростков, молодежи, родителей и воспитателей по психологическим проблемам;
    10. · информационное консультирование с целью установ­ления связи с другими социальными службами и специали­стами (психотерапевтами, психологами, педагогами, сексо­патологами, юристами и др.);
    11. · выявление настроений «болевых то­чек» в молодежной среде, актуальных тенденций в молодежной субкультуре;

    Приют для подростков предназначен для обеспечения вре­менных условий жизнедеятельности несовершеннолетним, отчужденным по объ­ективным или субъективным причинам от благоприятных условий в семье, воспитательном учреждении, обществе.

    На основе диагностических бесед в приюте специалисты составляют социально-психо­логические характеристики личности детей и подростков, по­ступивших в него, обеспечивают квалифицированное и разностороннее (психоло­гическое, педагогическое, медицинское, юридическое и др.

    ) консультирование несовершеннолетних в зависимости от кон­кретных причин.

    Здесь проводится индивидуальные диагностические беседы с целью выявления сте­пени психологического стресса, необходимости педагогической коррекции, медико-соци­альной адаптации и реабилитации.

    Приют предоставляет проживающим бесплатное питание, содействует (выступает экспертом) в принятии юридического решения об изменении или создании новых условий дальней­шей жизнедеятельности несовершеннолетних в семье, привлекает к сотрудничеству отечественные и зарубежные органи­зации с целью оказания моральной, мето­дической или финансовой поддержки.

    «Молодежные» проблемы при всей их специфике невозможно решить в отрыве от системы поддержки семьи, образования и здра­воохранения, охраны общественного порядка, развития культуры, спорта и туризма.

    Сравнительный анализ организации деятельности социальных служб для молодежи с зарубежными аналогами позволяет сделать вывод:

    · основное внимание в социальной работы с молодежью должно быть уделено разработке законодательного обеспечения социальной защиты молодежи как в области организации соответствующих служб, так и в области предотвращения негативного влия­ния на молодежь окружающей среды, характеризующейся жестокостью, насилием, распространением алкоголизма, нар­комании и т.п.;

    · приоритет в создании социальных служб для молодежи в связи с «неразвитостью гражданского общества» в России должен быть отдан государственным структурам с одновременной поддержкой обществен­ных формирований и молодежных инициатив.

    В этих условиях актуально использовать новейшие зарубежные технологии в области социальной работы с молоде­жью, которые получили обобщающее называние «мобильная со­циальная работа с молодежью».

    Сущность мобильной социальной работы – контроль за той частью молодежи, которая не склонна обращаться ни в молодеж­ные центры, ни в консультационные пункты, проявляет предраспо­ложенность к девиантному поведению и агрессивности.

    Как прави­ло, это рокеры, футбольные болельщики, представители радикальных группировок, наркоманы.

    Принцип мобильной соци­альной работы – установление взаимоотношений и взаимодейст­вий с ними с целью проникновения в мир молодежи, склонной к правонарушениям.

    Таким образом, социальная работа переместилась из различных центров, ведомств и консультаци­онных пунктов непосредственно на улицы. В настоящее время существуют разнообразные формы мо­бильной социальной работы, в частности организация спортив­ных мероприятий, предоставляющих возможность контролиро­вать агрессию (американский футбол, бокс, восточные едино­борства и др.).

    В социальной работе с молодежью необходимо учитывать осо­бенности мужской социализации, связанной с проявлением аг­рессии. В этом аспекте заслуживает внимания опыт организации деятельности социальных работников по «сублимации» агрессив­ности в молодежной среде, т.е. ее преобразования в целесообразную и контролируемую адаптивную форму.

    Другое направление социальной работы – апробация новых методов поддержки девушек и молодых женщин, оказавшихся в кризисных ситуациях.

    Источник: http://libraryno.ru/3-10-2-social-naya-rabota-s-molodezh-yu-tehn_soc_rab/

    Ссылка на основную публикацию