Терапия людей с синдромом аспергера – поведенческая и логопедическая

…Um, dois, três, quatro – в просторном спортивном зале мальчик под счёт тренера меняет боевые стойки, отрабатывая удары ногами. По команде начинает отжиматься от пола.

Потом сам считает до десяти, переходя с португальского на английский, и параллельно выполняет уклонения. Мальчика зовут Тимофей, ему 8 лет.

В мае его ждёт аттестация на первый пояс по Капоэйра – бразильскому боевому искусству с элементами акробатики и танца.

Терапия людей с синдромом Аспергера – поведенческая и логопедическая

Тимофей и его тренер / Фото Романа Лукьянчикова

Тимофей самый обычный ребёнок: ему нравятся «Звездные войны» и «Гарри Поттер», он увлекается робототехникой, рисованием, музыкой и даже играл в детском театре. С оценками в школе у него тоже всё в порядке, вот только почти нет друзей. Мальчику сложно идти на контакт с ровесниками, и он не может заниматься в стандартном классе на 30 человек.

У Тимофея синдром Аспергера. Это высокофункциональный аутизм – состояние психики, при котором человеку трудно коммуницировать с окружающими, различать намёки в речи и проявлять эмпатию.

Люди с расстройством аутистического спектра (РАС) могут показаться замкнутыми или малообщительными, но из-за особенности психики им реально сложно заговорить с незнакомым человеком, попросить о помощи или долго находиться в людных местах.

«Всё ты можешь». Какие бывают формы аутизма и как живут люди с этим расстройством?

Ему нужно помогать, чтобы он поделился с другим ребёнком

«Тимофей дружит, но никогда не просит позвать кого-то из детей домой. Он общается с ними на общей территории, например, в школе. Мы ходим в театр, там есть мальчики и девочки, он с ними там общается и всё, – рассказывает мама ребёнка Екатерина Симчук.

Екатерина – мама двоих детей. Почти каждый её день расписан по часам: помимо школы у старшего сына много дополнительных занятий, направленных на развитие необходимых ему навыков, включая социальное взаимодействие.

Терапия людей с синдромом Аспергера – поведенческая и логопедическая

Екатерина Симчук / Фото Романа Лукьянчикова

«Сейчас Тимофей постарше и говорит: «Я не хочу, чтобы эти дети играли моими игрушками». У него своя территория. Он даже тем, что в школу приносит, не всегда делится. Ему нужно помогать, чтобы он поделился с другим ребёнком. Эта проблема до сих пор у нас есть, с ней очень сложно.

Даже когда Тимофей приходит на площадку, и там новые детки, он с трудом к ним подходит и не знает, как себя повести. Вместо того, чтобы сказать «дай, пожалуйста, посмотреть твою игрушку», скажет «дай игрушку». То есть не соблюдает правил взаимосвязи, которой ждут дети.

Он не возьмёт чужого без разрешения, но и не может сказать какие-то слова, вызывающие у детей положительные эмоции, чтобы они пошли с ним на контакт».

Тимофей ходит в частную школу, в его классе всего 10 человек. Занятия в большом коллективе ему не подойдут, ребёнок пока только учится воспринимать общие инструкции.

При этом у мальчика нет проблем с успеваемостью, контрольные работы по математике он частенько решает быстрее всех. Кроме того, Тимофей – перфекционист, ему нравится, чтобы его игрушки и вещи аккуратно лежали на своих местах.

Если порядок кто-то нарушает, мальчик может начать сильно нервничать, но потом восстановит всё, как было.

Терапия людей с синдромом Аспергера – поведенческая и логопедическая

Екатерина с детьми / Фото Романа Лукьянчикова

«Он очень быстро запоминает, если ему объяснить индивидуально. Соответственно, если Тимофей в школе пролетал в облаках, учитель просит меня дома с ним проработать темы.

Ему сложно понять, когда говорят: «я на каникулах ничего не повторял и всё забыл”. У Тимы такого нет, если ему один раз что-то объяснить, он запомнит навсегда.

Но как только увидит, что на него никто не обращает внимания, займётся своими делами», – говорит Екатерина.

Три раза в неделю у Тимофея тренировки в центре казахстанской федерации капоэйра. Мальчик занимается индивидуально с тренером и посещает групповые занятия.

На тренировках ребёнок не только физически развивается, но и регулярно покидает зону комфорта, выполняя динамичные задания в разном порядке.

В самом начале он боялся высоты, но команды тренера бескомпромиссны, и Тимофей висит на турнике или отрабатывает удары, стоя на кубиках.

Диагностика и коррекция

Расстройство аутистического спектра бывает разных форм, зависимость от которых выражается в склонности к однотипным действиям, повышенной возбудимости, замкнутости, вспышках гнева, слабой обучаемости и проблемах с координацией. При этом каждый случай индивидуален, и его нужно правильно диагностировать, с чем на постсоветском пространстве пока проблемы. Врачи иногда путают аутизм с ДЦП, отсталостью в развитии и не только.

Кто и как работает с детьми с аутизмом в Казахстане? Методики, подходы, диагностика

«До трёх лет у Тимофея не было никаких проблем. Он развивался нормально, всё по графику, как у обычных детей.

Но, когда мы отдали его в детский сад, и он оказался в обществе сверстников, воспитатель сказала мне, что он играет сам, никому не даёт свои игрушки и ни с кем не хочет идти на контакт. Даже когда воспитатель подходил к нему и что-то просил, он не отвечал, хотя умел говорить.

Она даже удивилась, когда увидела, как мы с ним разговариваем, и сказала, что не знала, что наш ребёнок умеет говорить.Для Тимофея смена обстановки была шокирующей, и тогда все его проблемы вылезли наружу.

До этого его в основном окружали взрослые, которые всё за него делали. А тут он пришёл в детский сад, где дети его о чём-то спрашивали и пытались вовлечь в игру. Соответственно, он не знал, что делать», – вспоминает Екатерина.

Терапия людей с синдромом Аспергера – поведенческая и логопедическая

Тимофей на тренировке / Фото Романа Лукьянчикова

После того случая Екатерина начала водить сына по врачам, в основном к невропатологам, но они ничего не смогли толком сказать. Безуспешным был и приём в Институте мозга в Санкт-Петербурге.

Общаясь со взрослыми, Тимофей спокойно отвечал на вопросы, демонстрируя свои знания, и врачи говорили, что с ним всё нормально.

Заметить изменения в его поведения помогли бы наблюдения за Тимофеем в небольшой детской группе, но такого варианта больница не предусматривает. Впервые аутизм Тимофею диагностировали в Украине.

«Мы прошли комплексное обследование в специальном центре. Тимофею определили уровень IQ, мы сделали МРТ и ЭЭГ. Нам сказали, что академические навыки у него завышены, и он знает больше, чем другой ребёнок в его возрасте.

Но социальная сфера у него как у пятилетнего ребёнка, даже может быть четырёхлетнего, – рассказывает Екатерина, – В садике нам говорили, что ребёнок необычный, и его нужно перевести на домашнее обучение или в какой-то специализированный сад.

Но знакомые специалисты наоборот сказали, что у него нет агрессивного поведения и он, просто говоря, положительный человек, который лишь развивается немножко по-другому. Ему нужно идти в социум, и чем больше людей, тем больше он увидит моделей поведения, которые сможет перенять и реализовывать в жизни”.

Запомнил? Делай

Семья Тимофея переехала в Алматы из Санкт-Петербурга, а до этого жила в Нижнем Новгороде. Переезды связаны с работой супруга Екатерины. В Казахстане семья живет два года. Развивающий центр для мальчика Екатерина стала искать, едва приехав в Алматы.

Вариантов было немного, в основном платные центры, где работают только с маленькими детьми. В Санкт-Петербурге Тимофей ходил на индивидуальные занятия по АВА-терапии – поведенческой методике для коррекции аутизма, но ему не хватало обучения в социуме.

Терапия людей с синдромом Аспергера – поведенческая и логопедическая

«Когда мы нашли в интернете контакты центра «Асыл Мирас» и туда записались, нас пригласили на диагностику. Мы рассказали о наших потребностях в обучении, и нам предложили социальные занятия, где собираются несколько детей. По сути, это было то дополнение, которого нам недоставало.

В центре берут детей любого возраста, – говорит Екатерина, – В «Асыл Мирас» Тимофея пригласили в театр. Ему дали роль в знакомой сказке про «Колобка». Помня, как в ней ведут себя герои, он выдал такой результат, как будто учился актерскому мастерству годами. Получается, в нём это было заложено, а мы как родители просто этого не нащупали.

Мы его всячески подготавливали, сценарий проигрывали, где нужно петь, в каком месте стих рассказать или станцевать».

Помимо театрального кружка в центре развития при Фонде Булата Утемуратова Тимофей увлёкся рисованием. В центре висят две его картины, попавшие на выставку.Другое увлечение мальчика – музыка. В музыкальной школе родителям сказали, что у ребёнка отличный слух, и он быстро подбирает мелодию на пианино. Единственное, ему нужно научиться усидчивости.

Что делать родителям, узнавшим, что у ребёнка аутизм?

Узнав, что у сына синдром Аспергера, Екатерина начала искать информацию об аутизме в интернете, но статьи с общим описанием всех признаков РАС её только запутали.

В них говорилось, что такие дети не разговаривают, либо речь шла о более сложных формах расстройств аутистического спектра.

Потом украинские специалисты посоветовали Екатерине пройти специальные курсы для родителей детей с аутизмом, например, Юлии Эрц. Но они платные, хотя кое-что есть в свободном доступе.

«Можно сходить в «Асыл Мирас», у них тоже есть ознакомительные курсы, К примеру, чтобы сейчас попасть на социальные занятия, родители две недели обучались. На занятиях специалисты рассказывают, что такое аутизм и почему это не болезнь, объясняют, что это особенность развития ребёнка, и просто дать таблетку и вылечить ребёнка невозможно.

Он до конца жизни остаётся таким и в этом нет ничего плохого. Он другой, у него иное развитие, мышление. Я бы сказала, у высокофункциональных аутистов даже выше уровень мышления по усвоению информации, чем у обычного человека. Я не только за своим ребёнком наблюдала, но и другими детьми в центре.

Нужно понимать, что мы не сделаем их такими, как мы, но можем вывести их на такой уровень, чтобы они могли взаимодействовать с этим миром».

Терапия людей с синдромом Аспергера – поведенческая и логопедическая

Тимофей с мамой / Фото Романа Лукьянчикова

По словам Екатерины, важно с самого начала объяснить себе и членам семьи, что ребёнок с РАС не изгой и не плохой, просто для его развития нужно приложить чуть больше усилий. В таком случае терпение, труд и желание помочь своему ребёнку дадут результаты.

«Я видела детей с разными формами аутистических расстройств, и они выходили на очень хороший уровень. Самое главное научить ребёнка самостоятельно жить в этом мире, самому пойти хлеб купить или позвонить в скорую помощь, если ему плохо. Ему надо объяснить, что он должен сам решать бытовые задачи и, соответственно, быть таким же обычным человеком, как и все».

Как правильно общаться с ребёнком с РАС?

У детей с расстройствами аутистического спектра могут вызывать раздражение резкие звуки или прикосновения незнакомых людей. Такие дети не любят, когда их обнимают чужие, и при них не стоит кричать.

Это самое главное. На самом деле, ребёнок с РАС ничем не отличается от любого другого ребёнка, даже если мы говорим о более сложных формах расстройства, чем синдром Аспергера, к нему просто надо найти подход.

5 правил общения с людьми с расстройствами аутистического спектра

«Представьте, что такой ребёнок потерялся. Как с ним коммуницировать? Достаточно просто присесть на его уровень, заглянуть в лицо, только не пытайтесь насильно смотреть в глаза, и расспросить, что произошло, откуда он. Спокойно, тихо и дружелюбно.

Увидев вас и поняв, что вы к нему обращаетесь, он пойдёт на контакт. А если вы начнете дёргать ребёнка или пытаться куда-то его насильно вести, он может замкнуться. И даже если он разговаривает, не скажет, как его зовут и где он живёт.

Вообще таких детей в первую очередь учат запоминать домашний адрес и телефон, как зовут родителей и где их можно найти» – говорит Екатерина.

Терапия людей с синдромом Аспергера – поведенческая и логопедическая

Расстройства аутистического спектра было сложно диагностировать, не было ни распространённых методик, ни врачей, которые хотели бы этим заниматься и понимали, как. Ситуация изменилась, и теперь родители, замечая за ребёнком «странности», могут ему помочь куда быстрее чем 10 или 20 лет назад. Главное, сделать это как можно раньше, а также немного набраться сил и терпения.

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

Источник: https://informburo.kz/stati/chto-delat-esli-u-rebyonka-diagnostirovali-ras-rasskazyvaet-mama-malchika-s-sindromom-aspergera-.html

Синдром Аспергера у детей: симптомы, фото и диагностика

  • Психотерапевт высшей категории Олег Викторович
  • 23148
  • Дата обновления: Февраль 2020
Читайте также:  Что такое зеркальные нейроны – самые распространенные мифы

Синдром Аспергера у детей представляет собой нарушение развития, которое проявляется в трудностях социального взаимодействия, но с сохранением нормальных когнитивных способностей. Болезнь часто ошибочно принимается за аутизм. Эти заболевания имеют значительные различия, поэтому важно правильно поставить диагноз, обнаружив нарушения поведения у ребенка.

Что такое синдром Аспергера?

Терапия людей с синдромом Аспергера – поведенческая и логопедическая

Патология проявляется в раннем возрасте и остается с человеком на всю жизнь, но по мере взросления проявления и признаки синдрома Аспергера сглаживаются

Синдромом называется комплекс симптомов, присущих тому или иному нарушению. Синдром Аспергера относится к пяти общим нарушениям развития и существенно осложняет жизнь человеку, поэтому должен быть выявлен своевременно.

Лечение направлено на смягчение симптоматики, универсальной схемы терапии нет, она подбирается индивидуально для каждого пациента.

При синдроме Аспергера у детей наблюдаются трудности во взаимодействии с другими людьми, серьезные проблемы из-за непонимания в школьной деятельности, проблемы в контактировании с семьей.

Справка! По международной классификации болезней нарушение обозначается кодом F84.5, и относится к расстройствам психологического развития. Психиатры часто используют другую классификацию, согласно которой синдром Аспергера относят к расстройствам аутистического спектра.

При синдроме Аспергера у детей симптомы во многом напоминают аутизм, что часто становится причиной неправильной постановки диагноза. Главное отличие этих двух психологических нарушений – это нормальные когнитивные способности и отсутствие отставания в развитии при синдроме Аспергера.

Если малыши с аутизмом часто испытывают речевые проблемы, при синдроме Аспергера таких нарушений не наблюдается, кроме эхолалии в раннем возрасте.

По статистике, с синдромом чаще сталкиваются дети мужского пола. Патология впервые проявляется в раннем возрасте, диагностировать нарушение можно в среднем в 4-6 лет. На 10000 здоровых детей приходится около 20 человек с этим нарушением, и мужчин среди них в два раза больше, чем женщин.

Синдром остается с человеком на всю жизнь, поэтому важно своевременно выявить нарушение и начать лечение для дальнейшей адаптации ребенка в социуме.

Как правило, по мере взросления проявления и признаки синдрома Аспергера у детей сглаживаются, и во взрослом возрасте могут быть слабо выражены, однако болезнь накладывает отпечаток на всю жизнь человека, осложняя взаимодействие с окружающими людьми.

Причины нарушения

Терапия людей с синдромом Аспергера – поведенческая и логопедическая

У детей со значительным недовесом при рождении в дальнейшем существует риск развития синдрома Аспергера

Точные причины развития этой патологии неизвестны. Предположительно, синдром может быть обусловлен:

  • генетическими мутациями;
  • генетической предрасположенностью;
  • возрастом родителей;
  • биологическими нарушениями.

Некоторые врачи склоняются к тому, что болезнь является следствием генетической мутации. Это объясняет, почему у совершенно здоровых людей могут рождаться дети с этим нарушением. Генетическая предрасположенность также остается под вопросом, однако примерно в 40% случаев у родителей больного ребенка выявляются какие-либо нарушения, включая и сам синдром Аспергера.

Достаточно противоречивой является теория о том, что возраст родителей влияет на риск развития расстройств аутистического спектра у малыша, однако она не была ни подтверждена, ни опровергнута. Согласно этой теории, чем старше родители, тем выше риск рождения ребенка с таким нарушением.

Кроме того, важная роль отводится течению беременности (сильный токсикоз, преждевременные роды), и весу рожденного ребенка. Так, у детей со значительным недовесом существует риск этого заболевания.

Тем не менее большинство врачей относят старший возраст родителей и недовес малыша к факторам риска, а не причинам развития болезни.

При синдрома Аспергера имеют место биологические нарушения в головном мозге, однако их роль в развитии расстройств аутистического спектра также точно не изучена. Так, существует мнение, что причиной нарушения является аномальная миграция клеток и развитие нейронных связей между лобными долями мозга и лимбической системой. Эти отделы отвечают за способность испытывать яркие эмоции.

Как проявляется синдром?

Симптомы этого расстройства аутистического спектра можно поделить на несколько крупных групп:

  • социальные нарушения;
  • коммуникативные нарушения;
  • поведенческие нарушения;
  • нарушения моторики;
  • нарушения воображения и эмпатии.

Как видно, когнитивные нарушения в перечень основных проявлений синдрома не входят. У детей с синдромом Аспергера зачастую не выявляется нарушений умственного развития. Речевые нарушения проявляются только эхолалией, других дефектов при синдроме Аспергера не выявляется.

Необходимо подробнее рассмотреть проявления и признаки синдрома Аспергера у детей, чтобы суметь своевременно выявить нарушение и обратиться за помощью к специалисту.

Социальные нарушения

Терапия людей с синдромом Аспергера – поведенческая и логопедическая

Большой проблемой для детей с этим синдромом становятся насмешки сверстников

Дети с синдромом Аспергера испытывают сильные трудности при общении со сверстниками. В первую очередь, проблема проявляется в вопросах этикета, которому дети не следуют. При общении со сверстниками серьезную проблему составляет невозможность нормально реагировать на дружеское поддразнивание и невозможность отличить такой стиль общения от оскорблений.

Детям с таким расстройством сложно дается резкая смена деятельности, однако они не испытывают трудностей с длительной монотонной работой.

Обратите внимание! При синдроме Аспергера человек хочет общаться с другими людьми, однако не может наладить контакт, что особенно остро проявляется у ребенка в возрасте 4-6 лет, когда наиболее важно социальное взаимодействие и общение со сверстниками.

Серьезной проблемой для малышей с этим синдромом становятся насмешки. Из-за специфики их выражения эмоций, они часто подвергаются травле от сверстников, что может еще больше усугубить ситуацию и ухудшить и без того слабые навыки социального взаимодействия.

Проблемы с коммуникацией

Коммуникативные нарушения проявляются следующими признаками:

  • проблема с определением скрытого смысла прочитанного или сказанного другим человеком;
  • непонимание юмора;
  • сложности с восприятием идиом;
  • дети плохо воспринимают факты и используют их в контексте;
  • проблемы с ведением диалога.

При всем этом, у детей достаточно обширный словарный запас, что может еще больше осложнять общение, так как проблемы с пониманием и восприятием конкретных фактов могут маскироваться за красноречием и длинными витиеватыми фразами.

Юмор и идиомы очень сложно воспринимаются детьми с синдромом Аспергера. Такие дети не распознают невербальных сигналов при общении, например, изменение мимики или жестикуляцию. Кроме того, у людей с таким нарушением наблюдаются проблемы в ведении диалога.

Дети часто не могут поддержать беседу, поэтому общение превращается в монотонный монолог без эмоциональной окраски, так как ребенок просто не дает собеседнику вставить слово. Другая крайность – крайне скудная речь в общении с другим человеком.

Ребенок изъясняется короткими предложениями, по возможности старается свести беседу к минимуму, ограничившись короткими фразами.

Иногда дети наоборот, говоря много и очень быстро, что затрудняет понимание их речи. Малыши в 3-4 года с синдромом Аспергера демонстрируют эхолалию, то есть автоматически повторяют слова собеседника, не осознавая их смысл.

Поведенческие нарушения

Терапия людей с синдромом Аспергера – поведенческая и логопедическая

Дети с синдромом Аспергера отличаются зацикленностью на чем-то определенном, поэтому круг их интересов довольно узок

Распознать нарушение можно по специфическому поведению, склонности к зацикливанию на определенной теме и узкой сфере интересов у ребенка. Типичные проявления поведенческих нарушений:

  • необходимость самостимуляции;
  • склонность к упорядочиванию и структурированию;
  • ограниченность интересов.

Самостимуляция проявляется в необходимости совершения таких действий, как раскачивание, кивание, хлопанье, махи руками. Эти действия имеют особое значение для ребенка, позволяя ему удерживать внимание, контролировать эмоции либо успокаиваться.

Дети с таким нарушением испытывают потребность в упорядочивании и структурировании всего в свой жизни. Им необходим строгий порядок, что проявляется в особенностях организации своего пространства. Типичным проявлением такой необходимости является раскладывание конструктора по цветам.

При этом если что-то нарушает порядок, установленный малышом, ребенок испытывает сильную тревогу и необходимость снова все вернуть на свои места. Необходимость порядка также проявляется в том, что малышу нужно принимать пищу в одно и то же время, гулять и отходить ко сну по расписанию.

При этом любые изменения в привычном порядке вызывают тревогу и сильное расстройство.

Дети с синдромом Аспергера отличаются зацикленностью на определенном предмете, поэтому круг их интересов достаточно ограничен.

В юном возрасте пациенты проявляют интерес к типично-детским объектам – динозаврам, НЛО, железным дорогам и автомобилям. При этом интерес сохраняется в течение нескольких недель, а затем сменяется другим увлечением.

Как правило, новое увлечение полностью поглощает все внимание ребенка еще на несколько недель.

Координация движений

Одним из сопутствующих симптомов расстройства выступает некоторая неуклюжесть и нарушение координации движений. Детям с такой патологией сложно дается выполнение действий на развитие мелкой моторики пальцев рук.

В более старшем возрасте неуклюжесть распространяется на занятия спортом. Ребенку сложно освоить езду на велосипеде, справиться с дверным замком или открыть небольшую жестяную коробку.

Неуклюжесть проявляется в походке – дети часто раскачиваются или шаркают ногами при ходьбе.

У некоторых больных очень неразборчивый почерк, в то время как другие дети могут испытывать трудности с таким простым действием, как завязывание шнурков.

Воображение и эмпатия

Дети с синдромом Аспергера не лишены художественного воображения полностью, однако часто испытывают трудности в моделировании ситуаций. Серьезную проблему составляет полное отсутствие эмпатии, что по сути и является причиной коммуникативных нарушений. Ребенку сложно почувствовать и понять эмоции и чувства другого человека, что вызывает сложности при общении с другими людьми.

Осложнения и последствия

Терапия людей с синдромом Аспергера – поведенческая и логопедическая

Склонность к депрессии – одно из осложнений у ребенка при синдроме Аспергера

Синдром Аспергера должен быть своевременно выявлен. Важно направить максимум усилий, чтобы сгладить симптоматику нарушения и повысить коммуникативные навыки человека.

Как правило, с возрастом симптоматика сглаживается. Повторное обследование взрослого человека часто не подтверждает диагноз, однако коммуникативные отношения и проблемы социального взаимодействия остаются и могут сильно осложнять жизнь.

Некоторые пациенты с таким синдром достаточно успешно адаптируются в социуме с возрастом, покидают родительский дом и заводят детей.

Среди потенциальных последствий синдрома:

  • тревожные расстройства;
  • фобии;
  • неврозы;
  • склонность к депрессии;
  • суицид.

Минимизировать такие осложнения позволяет ранняя диагностика и лечение синдрома Аспергера у детей.

Диагностика

Диагностировать болезнь удается в возрасте 2,5 лет и старше. Как правило, яркая симптоматика проявляется у детей начиная с 4 лет, когда ребенок начинает пытаться взаимодействовать с окружающими.

Диагноз ставится на основании ряда тестов, однако ни одно из рекомендованных исследований не может стопроцентно отличить синдром Аспергера от других расстройств аутистического спектра у детей.

Диагноз ставится с помощью тестов и опросников, однако дополнительно следует сделать ЭЭГ и МРТ головного мозга для исключения органических патологий.

Особенности лечения

Терапия людей с синдромом Аспергера – поведенческая и логопедическая

Назначенную врачом дозу употребляют утром или вечером раз в сутки, на усвоение препарата пища не влияет

Лечение синдрома Аспергера у детей включает медикаментозную и немедикаментозную терапию. Медикаментозное лечение направлено на устранение сопутствующих нарушений (невроз, депрессия). В терапии применяют атипичные нейролептики, антидепрессанты третьего поколения. К примеру, для уменьшения поведенческих нарушений нередко используют препараты Золофт, Прозак.

Основное направление лечения – это немедикаментозная терапия. При этом нарушении показаны:

  • когнитивно-поведенческая терапия;
  • лечебная физкультура;
  • соблюдение режима дня.

Работа с психотерапевтом позволяет малышу научиться заводить друзей и лучше понимать других людей. Как правило, своевременное выявление этого нарушения и адекватная терапия позволяют лучше управлять своими эмоциями.

Родителям следует много времени уделять ребенку и правильно общаться с малышом. Так как такие дети не принимают идиом и метафор, речь должна быть построена таким образом, чтобы у ребенка не возникло сложностей с правильным трактованием смысла.

Малышам необходим точный режим дня, любые изменения графика могут вызывать у них чувство тревоги.

Несмотря на то что вылечить нарушение полностью нельзя, раннее выявление проблемы и правильный подход к воспитанию со стороны родителей позволяют со временем адаптироваться в обществе.

Родителям следует знать, что дети с синдромом Аспергера часто проявляют таланты в разных сферах, что позволяет им добиться успеха, однако в то же время у них есть риск попасть под чужое влияние, так как они зачастую легко поддаются внушению.

Источник: https://mozg.expert/sindromy/sindrom-aspergera-u-detey/

Строим мостик между мирами (случай работы с синдромом Аспергера в танцевально-двигательной терапии)

Комментарий: Эта статья была представлена на Конференции молодых специалистов и студентов «Современное психологическое консультирование и психотерапия: актуальные проблемы», состоявшейся 19-20 апреля 2008 г. в Институте практической психологии и психоанализа.

От танца к танце-терапии.

 Я хочу рассказать о своем опыте работы с мальчиком 8 лет (назовем его Славой) с синдромом Аспергера. Он учится в специальной школе для детей-инвалидов на надомном обучении. Официальный диагноз – аутизм, но как сказали врачи при обследовании его в Центре реабилитации детей, страдающих ранним аутизмом, у него синдром Аспергера.

Читайте также:  Как улучшить плохое зрение – упражнения и питание

Работа началась в  сентябре 2005 года в Детско-юношеском центре с преподавания танца по специальной программе, которая предполагает работу педагогов дополнительного образования с детьми с ограниченными возможностями, находящимися на надомном обучении. Семья Славы обратилась ко мне с запросом  развития координации, гибкости, ловкости ребенка.

Занятия проходили 2 раза в неделю по 60 минут дома у Славы. Через год я предложила семье Славы изменить модальность работы на танце-терапевтическую. Занятия стали проводиться 2 раза в неделю по 30 минут в центре, где была просторная комната с ковриками, матом, где позже появились мягкие игрушки, обручи, мячи и прочий инвентарь.

К середине учебного года сессия увеличилась до 40 минут. В 2007-2008 учебном году работа проводилась 1 раз в неделю по 60 минут. Сейчас Славе 11 лет.

Первые впечатления о Славе. Я раньше никогда не общалась с такими детьми. Перед первой встречей я испытывала волнение и интерес. Придя к Славе домой, меня встретила бабушка, а Слава спрятался в комнате и что-то оттуда выкрикивал. Бабушка представила меня по имени отчеству и сказала, что я учитель по танцам. Слава стал называть меня на «Ты».

Сложно было объяснить ему, что учителей принято называть на «Вы».  Таким образом, сразу проявилась проблема осознания границ, социальных норм и правил. В глаза Слава почти не смотрел, взгляд у него был потерянный, куда-то сквозь меня; постоянно что-то говорил, задавал вопросы, очень умные и сложные, часто впоследствии повторяющиеся.

Трудно было с ним взаимодействовать: на мои вопросы или предложения он не отвечал, вместо этого начинал рассказывать что-то свое. Слава не очень любит следить за собой и временами выглядит неопрятно. Движения нескладные, скованные. На музыку он почти не откликается, двигается в собственном ритме. Мимика слабо выраженная.

Общее впечатление – странный, необычный, очень умный ребенок.

Основные моменты жизненной истории. На момент начала занятий Слава проживал в одной квартире с мамой, папой и бабушкой. С осени 2007 года живет с мамой и папой отдельно от бабушки.

Тем не менее, с бабушкой Слава проводит очень много времени, так как она находится с ним все время, пока родители на работе. Она рядом во время его учебы дома, водит его на различные занятия, к психологу, к дефектологу и пр.

Бабушка очень близкий человек для Славы, она же источник конфликтов, когда она не на его стороне. У Славы хорошие отношения с мамой, он часто проводит с ней время на кухне, учится и помогает по хозяйству, играет и гуляет.

Однажды я наблюдала очень хороший, в том числе телесный, контакт с папой, сложилось впечатление, что у Славы очень теплые отношения с родителями. Братьев и сестер у Славы нет.

История болезни и синдром Аспергера. Славе вначале ставили диагноз ЗПР, затем аутизм. Следует отличать синдром Аспергера от синдрома раннего детского аутизма (синдрома Каннера) и тем более от задержки психического развития (ЗПР).  Чтобы внести некоторую ясность, рассмотрим эти диагнозы.

 ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Основные трудности связаны, прежде всего, с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением. Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики.

Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы; нарушения внимания, восприятия, памяти, речи, отставание в развитии всех форм мышления.

 Аутизм (ранний детский аутизм), тяжелая аномалия психического развития ребенка, характеризующаяся главным образом нарушением контакта с окружающими, эмоциональной холодностью, перверсией интересов, стереотипностью деятельности. Один из определяющих и диагностически важных признаков заболевания – появление симптомов в возрасте до 2,5 лет.

Аутизм встречается редко, у 2–4 детей из 10 000, у мальчиков в 3 раза чаще, чем у девочек. Синдром Аспергера характеризуется нарушениями социального поведения (как при аутизме) в сочетании со стереотипными, повторяющимися действиями на фоне нормального когнитивного развития и речи. Состояние встречается чаще у мальчиков (соотношение 8:1).

Симптомы обычно сохраняются во взрослом возрасте. Большинство страдающих этим заболеванием в состоянии работать, но у них не складываются взаимоотношения с другими людьми, редко кто из них вступает в брак. До 3-летнего возраста наблюдается период нормального развития. Потом появляются нарушения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Речь становится монотонной.

Ребенок начинает держаться отстраненно, обособлено, много времени посвящает узкому, стереотипному кругу интересов. Поведение определяют импульсивность, контрастные аффекты, желания, представления. У некоторых детей обнаруживается способность к необычному, нестандартному пониманию себя и окружающих. Логическое мышление хорошо развито, но знания крайне неравномерны.

Активное и пассивное внимание неустойчиво. В отличие от других случаев детского аутизма нет существенной задержки в речевом и когнитивном развитии. Во внешнем виде обращает на себя внимание отрешенное «красивое» выражение лица, мимика застывшая, взгляд обращен в пустоту, фиксация на лицах мимолетная. Иногда взгляд направлен «внутрь себя».

Моторика угловатая, движения неритмичные, стереотипные. Коммуникативные функции речи ослаблены, она своеобразна по мелодике, ритму и темпу, голос то тихий, то резкий. Характерна привязанность к дому, а не к родным.  В отличие от детского аутизма, диагноз синдрома Аспергера основывается на наличии нарушений общения, социального взаимодействия; ограниченного, стереотипного поведения, интересов и занятий; и отсутствии общей задержки речи и когнитивного развития.

В синдромах Каннера и Аспергера действительно есть много общего. Работа Каннера была опубликована на год раньше, в 1943 году. До сих пор не существует четкого мнения насчет того, является ли синдром Аспергера отдельным заболеванием или подвидом раннего детского аутизма (синдрома Каннера). В западной литературе и классификациях можно наблюдать разделение этих двух синдромов.

В российской литературе можно встретить совсем другой подход к данному синдрому. Специалисты Института коррекционной педагогики Российской академии образования и Центра лечебной педагогики выделяют разные формы детского аутизма, исходя  из ярких проявлений патологических форм компенсаторной защиты:

  1. полная отрешенность от происходящего (отсутствие речи и невозможность организовать ребенка: поймать взгляд, добиться ответной улыбки, услышать жалобу, просьбу и т.д),
  2. активное отвержение (неприятие большей части мира, задержка психического развития, прежде всего речи, строгое соблюдение сложившегося жизненного стереотипа),
  3. захваченность аутистическими интересами (трудности взаимодействия, экстремальная конфликтность ребенка, невозможность с его стороны уступить, учесть интересы другого),
  4. чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия (повышенная ранимость, тормозимость в контактах, неразвитость самих форм общения, трудности сосредоточения).

Таким образом, они выделяют четыре группы детей с совершенно разными типами поведения. «Для нас важно, что эти группы представляют собой также и разные ступени в развитии взаимодействия со средой и людьми.

При успешной коррекционной работе мы видим, как ребенок поднимается по этим ступеням, приобретая возможность организации все более сложных и активных форм взаимодействия», — пишут авторы книги «Аутичный ребенок.

Пути помощи».

Славу можно отнести к третьей группе. Рассмотрим ее подробнее. Главная особенность – сверхзахваченность собственными стойкими интересами, проявляющимися в стереотипной форме. «Годами ребенок может говорить на одну и ту же тему, рисовать или проигрывать один и тот же сюжет.

Родителей нередко беспокоит, что ему нравится, когда его ругают, он старается все сделать назло. Содержание его интересов и фантазий часто связано со страшными, неприятными, асоциальными явлениями».

Такой ребенок говорит очень много, «захлебываясь, не заботясь о том, чтобы быть понятым», он обладает большим запасом слов, его интересы могут быть высокоинтеллектуальными, речь производит впечатление слишком взрослой, «книжной». При этом, это моторно неловкие дети.

Трудности проявляются в крупной и тонкой ручной моторике, тяжелой походке, слабой координации. 

Психологический статус. Слава очень развит интеллектуально, у него хорошая память, он очень много знает, опережает школьную программу. Он часто что-то говорит, может бесконечно рассказывать о животных, природных поясах, городах, компьютерных играх.

Эмоциональный уровень отстает от возрастных норм и интеллектуального развития. Физически хорошо развит, выглядит примерно на свой возраст. Движения тела немного скованы. Основные двигательные стереотипы – прыжки и подскоки. Слава прыгает на месте, как маленький ребенок, когда радуется и сильно возбужден.

Из свободных движений, предлагаемых на занятиях, любимые – это подскоки по кругу.

Определение цели терапии, выбор стратегии.

 В процессе танцевальных занятий возникли следующие вопросы: как сделать так, чтобы танец и движение приносили Славе радость и удовлетворение (уговаривать и заставлять его заучивать движения было нецелесообразным); как развить с ним диалог и научиться взаимодействовать (Слава говорил, не умолкая, его трудно было понять, и он не слышал педагога, не откликался на его предложения); как научить его правилам поведения в обществе и контролю своих импульсов (главная проблема на занятиях была в том, что Слава нарушал все социальные границы и не контролировал свою агрессию до такой степени, что его игры или агрессивные выпады были небезопасны для педагога). Общая цель терапии – скорректировать поведение ребенка, адаптировать его особенное  восприятие мира к жизни в социуме. Танец и движение здесь могут быть очень хорошими помощниками, так как ребенку с синдромом Аспергера очень сложно говорить о себе, своих потребностях и чувствах, вербализировать свой внутренний опыт. Но у него очень хорошо получается это передать с помощью символических действий, фантазий и игры. Основная задача – воплотить фантазии ребенка, проиграть их и продвигать, осознавая, в то же время, отличие игры от реальности.

Структура занятий. На второй год наших встреч со Славой структура занятий сильно изменилась. Я отошла от жестко структурированных занятий танцами, которые очень тяжело давались Славе (он не хотел повторять за мной движения и пытался все время увести меня в свой мир фантазий и рассказов). Я стала больше следовать за ним, за его потребностями.

Долгое время я не задавала никакой структуры и полностью следовала за Славой, за его движениями, рассказами, играми, пытаясь выслушать его, дать понять, что я принимаю его, не ограничивать его в выражении своих потребностей.

Таким образом, в начале терапии занятия носили мало структурированный характер; главная задача — следовать за ребенком, его потребностями, движениями, рассказами, играми – позволила установить контакт и доверие, дать выход его стереотипным, повторяющимся действиям.

Каждое занятие проводилось под музыку, но музыка играла часто фоном и служила неким ритуалом сессии, ее начала и конца, так как Слава не часто танцует, но много играет и говорит. Лишь только спустя полтора года мы вновь постепенно стали возвращаться к структуре, включая в занятия двигательную ритмичную разминку под музыку, упражнения на координацию, рисунок и т.д.

На данном этапе работы можно сказать, что занятия приближаются к прохождению основных стадий терапевтической (танцевально-двигательной) сессии: 1) двигательная разминка, 2) развитие основной темы через разговор, игру,  двигательные образы, рисунок (или, например, оригами), 3) двигательное завершение с использованием ресурсных ритмичных движений (например, подскоков).

Описание процесса терапии, ее динамики. Основные темы, которые были затронуты в терапии — это границы, телесный контакт, агрессия, навязчивые мысли, действия, фантазии, отношения с другими.

Рассмотрим динамику терапии на примере двух тем: границы и выражение агрессии. Первая задача была научить Славу контролировать свои импульсы, т.к. я не чувствовала себя на занятиях безопасно.

У Славы затруднено понимание социальных норм и границ, ему сложно было называть меня на «Вы», он мог подойти очень близко, нарушая все мои личные границы, мог повиснуть на мне, сильно ударить, укусить, ущипнуть, плюнуть. Я останавливала его, объясняла, что мне больно, неприятно и т.п., снова и снова напоминая о правилах безопасности на занятиях.

Мы проигрывали его агрессивные импульсы в игровой форме, в виде борьбы, через танец, через рисунок; он выплескивал свою агрессию на игрушки, придумывая истории, за что бы их можно поколотить, избить, раздавить.

В данный момент Слава намного лучше может контролировать свою агрессию.

Иногда бывают ситуации, когда его вновь захватывают агрессивные импульсы, и он может ударить или повиснуть на шее, но он контролирует свою силу и останавливается, как только я говорю «нет» (мне больно, так нельзя).

Можно сказать, что Славина способность к контролю дает свои результаты. Слава стал ходить в детский центр на шахматы (в обычную группу), на рисование, в бассейн.

К теме агрессии можно отнести еще одну особенность Славы – «вредительство», потребность напакостить, сделать назло, наоборот. Слава проигрывает в символической форме пожары, взрывы, укусы, вырубает леса, убивает животных, занесенных в Красную книгу, «угощает» меня пирожками с гвоздями и т.п.

Читайте также:  Как избавиться от головных вшей – симптомы педикулеза у детей и методики лечения

«Наиболее характерная форма агрессивных проявлений аутичного ребенка третьей группы – агрессивные фантазии, в основе которых лежат страхи».

Очень важно в такой ситуации не интерпретировать его действия как положительные, не присоединяться к ним, но и не оценивать как отрицательные (чего Слава только и ждет), а соблюдать нейтралитет или стараться переключать его на другие занятия.

В то же время, учитывая такую особенность, как стереотипность действий и фантазий, их многократное повторение (как попытка проиграть, пережить свои страхи), необходимо дать ребенку возможность проигрывать их столько, сколько ему необходимо.

Пример. На наших занятиях часто главными героями становятся зайчики (мягкие игрушки). Долгое время, примерно год, Слава играл в одну и ту же игру: «Я сунул палец зайцу в рот, а он что?», «он укусит?», «как он укусит, покажите».

То же он проигрывал и с другими животными. От мамы я узнала, что в возрасте лет пяти его укусила собака (не сильно, но он испугался).

Я не знаю, связана ли его навязчивая игра с этим событием, но сейчас Слава уже к ней не возвращается.

Если говорить в общем о динамике в терапии темы агрессии, то можно условно выделить три стадии (на примере игры с зайчиками как переходными объектами): 1) выражение агрессии к объектам – избить зайцев, раздавить, потрепать за уши, посадить в клетку и т.д.

, 2) выражение любви и заботы к этим же объектам – накормить, напоить зайцев, вырастить для них морковку, построить для них домик, приласкать, 3) совмещение первого и второго – избил зайца и тут же полечил и приласкал (интеграция целостного объекта).

Таким образом, эти игры помогли ему соединить ранее несоединимое – плохие и хорошие объекты.

Наши занятия довольно динамичны и всегда, когда это возможно, я стараюсь перевести взаимодействие на уровень движения, в том числе символического (мы двигались, как тигры, летали, как утки, и т.п.). В своей работе я использовала основные техники танце-терапевта: зеркало, усиление и предложение нового движения.

Несмотря на то, что Слава много говорит, мы достаточно много двигаемся по залу, проигрывая его фантазии. Я отзеркаливаю его движения, тем самым, присоединяясь к нему и его эмоциям. Это помогает установить со Славой доверительный контакт и лучше понять его.

Иногда я прошу усилить (или наоборот уменьшить) какое-то движение, чтобы лучше почувствовать и выразить ту эмоцию, которая за этим стоит. Часто этой эмоцией бывает агрессия. Работа с усилением или ослаблением качества движения обучает контролю импульсов и модуляции эмоционального выражения.

Предложение нового движения помогает расширять двигательный репертуар и соответственно Славины стереотипы, учит его по-новому и по-разному взаимодействовать с окружающим миром.

Заключение. В этой работе именно метод танцевально-двигательной терапии помогает Славе обучаться способам взаимодействия со своими эмоциями, фантазиями, с окружающими людьми и пространством.

В результате наших игр и взаимодействий Слава научился отличать при выражении агрессии символические действия от реальных. Он уже не нападает на меня, представляя реальную угрозу, а нападает «как будто», в играх. Моё ощущение небезопасности ушло.

Слава стал больше и спокойнее принимать правила внешнего мира, идти на уступки и учитывать потребности других.

Источник: https://psyjournal.ru/articles/stroim-mostik-mezhdu-mirami-sluchay-raboty-s-sindromom-aspergera-v-tancevalno-dvigatelnoy

Как общаться с человеком с синдромом Аспергера — АУТИЗМ и СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

  1. 1

    Как можно больше соберите информации о синдроме Аспергера и аутизме. Если вам довелось встретить человека с синдромом Аспергера, то вы можете изъявить желание найти способы общения с ним. Прежде чем что-то предпринимать вы должны узнать как можно больше.

    Попробуйте собрать информацию от тех людей, которые об этом пишут, которые имеют дело со случаями таких заболеваний, а также от тех, кто страдает им. Вы можете почитать книги и посмотреть документальные фильмы о синдроме Аспергера.

    Это позволит вам получить четкое представление об имеющейся проблеме, чтобы научиться общаться с человеком, страдающим синдромом Аспергера.

  2. 2

    Используйте свою эмоциональную связь с человеком, чтобы понять, что он способен выдержать при социальном общении. Зачастую люди с синдромом Аспергера легко перенапрягаются, так как двустороннее социальное общение стоит им больших усилий, они легко устают и не знают вежливых путей сообщить об этом. Тем не менее, ощущение некой связи с вами имеет для них огромное значение.

    • Вы можете заметить, что ваш друг склонен говорить или делать вещи, которые неуместны в определенное время, например, он может сказать вслух то, о чем большинство людей разумно смолчало бы, или же может влезть в очередь вперед других. Это происходит из-за того, что человек, по большей части, не видит всей социальной картины и не понимает, что другие люди думают и чувствуют. Об этом ему можно сообщить, но только без осуждения. Например, сказать, что нельзя влезать здесь в очередь, так как есть еще и другие люди, которые тоже ждут.
    • Люди с синдромом Аспергера обычно не столь замкнуты в себе, как те, кто страдает классическим аутизмом. Они вполне дееспособны, нормально разговаривают и практически нормально развиваются, но многие из них при первой встрече с человеком испытывают трудности в персональном общении. Помочь вам в этом может разговор об их интересах, а также и о своих собственных интересах без ожидания того, когда вас спросят об этом (люди с синдромом Аспергера могут не догадаться спросить).
  3. 3

    Не относитесь к своему другу так, как не хотите, чтобы относились к вам. Это стеснительно и оскорбительно.

    Подходить к человеку, заводить разговор, садиться рядом, знакомить его с другими и так далее, акцентируя внимание на том, что он другой, не только невежественно, но и крайне неуважительно, так как это демонстрирует безответственное пренебрежение чувствами другого человека. Не думайте, что он этого не заметит.

  4. 4

    Говорите со своим другом, как с любым другим человеком. Во время общения вы поймете, о чем ему комфортно разговаривать. Воспользуйтесь этим для корректировки своих действий.

    • Знайте, что некоторые люди с синдромом Аспергера имеют сложности с пониманием невербального общения, например языка тела и выражения лица. То есть им трудно понять то, о чем вы думаете и что испытываете в конкретное время. Они могут не понять, интересно ли вам то, о чем они говорят, или вам скучно. Крылатые выражения могут быть также проблемой для данного вида аутизма, так как люди склонны понимать метафоры буквально.
    • Страдающие синдромом Аспергера могут испытывать трудности при зрительном контакте в общении. Не настаивайте на том, чтобы человек смотрел вам в глаза, если он этого не хочет. Зрительный контакт дается с трудом людям с синдромом Аспергера, при этом они могут начинать нервничать.
  5. 5

    Не стоит давать выход своим эмоциям в присутствии человека с синдромом Аспергера без объяснения вашего состояния. Ваши намеки он не обязательно поймет.

    Рассказ о своих чувствах, даже если они для вас вполне очевидны, вполне естественный акт социального общения, но вам не следует ожидать того, что человек с синдромом Аспергера будет готов к тому же. Такой вид общения настолько чужд этим людям, что может их пугать.

    Если вы собираетесь проникнуться особыми эмоциями, то вам следует предварительно подготовить почву для этого, однако, пожалуйста, никогда не стоит делать чего-то неожиданного. Всегда спрашивайте разрешения, прежде чем обнять друга с синдромом Аспергера.

    Если он откажет, смиритесь, не принимайте это на себя лично. Такие люди могут находить для себя тактильные ощущения чрезвычайно волнительными.

  6. 6

    Если вы считает, что человек ведет себя странно, не акцентируйте на этом внимание (если только это не опасно или при этом не привлекается внимание других людей, что может повлечь за собой неприятности).

     Лучше всего будет сказать что-то, что вы сказали бы любому другому человеку, но в дружелюбном тоне, например, фразы: «мне это не нравится» или «пожалуйста, не делай так».

    Если в ваших взаимоотношениях есть место юмору и тональной игре голоса, то можно воспользоваться фразой «мне это кажется немного странным». Если вас спросят почему, объяснитесь аналогично тому, как если бы вы объясняли дорогу водителю-новичку.

    Люди с синдромом Аспергера могут не понять что к чему, вне зависимости от того, насколько они сообразительны. Несмотря на то, что некоторые их действия не могут считаться нормальными, обычно они не сильно девиантны.

  7. 7

    Конечно, такого человека можно знакомить с другими своими друзьями!Как и большинство из нас, он может вести себя иначе в присутствии своих или чужих друзей.

    Социальное общение людям с синдромом Аспергера обычно дается с определенными усилиями и несет большую эмоциональную нагрузку. Им может нравиться общаться, или же они могут находить это излишним.

    В любом случае, не пытайтесь навязывать человеку общение с вашими друзьями. Есть вероятность того, что ему легче всего общаться один на один.

Источник: https://www.sites.google.com/site/avameidinru/Home/obsie-harakteristiki-autisticeskih-narusenij/deti-s-sindromom-aspergera-harakteristika-stili-obucenia-i-strategii-pomosi/kak-obsatsa-s-celovekom-s-sindromom-aspergera

Синдром Аспергера у детей

Синдром Аспергера входит в РАС (расстройства аутистического спектра) и характеризуется набором определенных психологических характеристик и особенностей в поведенческой, коммуникационной и эмоциональной сферах.  Это одно из самых функциональных состояний в спектре. Интеллектуальная сфера, как правило, в норме возрастных показателей, иногда и выше.  Частота проявления от 3 до 7 случаев к 1000, у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек. 

Синдром Аспергера это комплексное нарушение, признаки которого проявляются в первые три года жизни ребенка.  Первым человеком, который замечает эти особенности зачастую является мама, но в дальнейшем этап постановки диагноза может растянуться во времени. Это связано с тем, что специалистам не всегда легко реализовывать дифференциальную диагностику; могут возникнуть трудности, например, с разграничением между Синдромом Аспергера и ЗПР или СДУГ. Специалисты также могут списывать симптоматическую картину к «возрастным особенностям и/или характеру», тем самым отдаляя ребенка и его семью от получения необходимой помощи. В некоторых случаях клиенты узнают о своем состоянии лишь во взрослом возрасте. 

Нужно отметить, что по внешним признакам ребенка (габитусу) никогда нельзя определить синдром Аспергера.

 Симптомами в этом случае являются: особенности коммуникации, поведения, состояние и продуктивность речи, игровой деятельности, наличие речевых и поведенческих шаблонов, сфера интересов (как правило, узконаправленная, монотонная), наличие стереотипий, специфических страхов. Важно, что диагностику должен проводить только специалист с психологическим и/или медицинским образованием.

  • —        трудности с инициацией и поддерживанием коммуникации;
  • —        неустойчивый зрительный контакт;
  • —        наличие поведенческих и речевых штампов;
  • —        часто наблюдается так называемое «проблемное поведение» (большое количество протестных реакций дезадаптивных  стратегий);
  • —        нарушениями обработки сенсорной информацией;
  • —        трудности в социальной адаптации;
  • —        низкая толерантность к изменениям;
  • —        наличие узконаправленных, навязчивых интересов;
  • —        лабильность эмоциональной сферы;
  • —        наличие специфических страхов (вне возрастных рамок);
  • —        интеллект в пределах нормативных показателей или выше;
  • —        игре ребенка свойственна определенная стереотипность сюжета, часто предпочитает играть один;
  • —        наличие сложностей с разделением главного от второстепенного в информации, значительное внимание уделяется деталям;
  • —        все сказанное воспринимается буквально, сложности с пониманием скрытого смысла;
  • —        непонимание юмора;
  • —        речь чаще монологичная, нежели диалогичная;
  • —        трудности с пониманием и дифференциацией собственных эмоциональных состояний и эмоций других.
  • нейропсихологическая коррекция;
  • сенсорная терапия (терапия сенсорной интеграции);
  • Floortime (Флортайм);
  • песочная терапия;
  • групповая терапия.

Дети с синдромом Аспергера могут успешно обучаться в среднеобразовательных школах, могут проявлять большие способности в определенных направлениях, например, математике или музыке (или других направлениях, которые связаны со знаковыми системами).

Здесь описаны общие признаки синдрома Аспергера, но для каждой личности свойственна своя характерная симптоматическая картина. Каждый случай необходимо рассматривать индивидуально. После постановки диагноза необходимо проводить работу многодисциплинарной группы: врачи, психологи, логопеды, педагоги, родители.

На нашем сайте Вы можете приобрести всю необходимую продукцию для развития ребенка. Например, для детей с нарушением аутического спектра идеально подойдет специализированная продукция, предназначена для использования в таких сферах:

  • дефектология
  • психология
  • логопедия
  • социально-бытовые навыки

Источник: https://vemakids.com.ua/educenter-sindrom-aspergera

Ссылка на основную публикацию