Дисграфия – нарушение способности писать – каковы причины

Дисграфия имеет определенно выраженную симптоматику, но точный диагноз может поставить только специалист, чаще всего, логопед. Дисграфия не проходит сама и препятствует дальнейшему обучению ребенка: без устранения проблемы овладение школьной программой даже на базовом уровне будет практически невозможным.

Что такое дисграфия? Как узнать, что у ребенка дисграфия?

Как правило, о том, что у ребенка есть проблемы с письмом (дисграфия), родители и учителя узнают только при обучении письму, то есть в начальной школе.

Дисграфия — это специфическое нарушение письма, когда ребенок пишет слова с фонетическими ошибками, ошибками записи звуков.

Вместо «п» пишет «б», вместо «т» — «д», неправильно формирует слоги, добавляет лишние буквы, пропускает нужные, пишет несколько слов слитно.

По ошибке дисграфию можно принять просто за незнание грамматических правил, однако проблема кроется глубже.

Сравните «предложение» — «бретлошение» и «предложение» — «придложение». В этом примере отчетлива видна разница между простым незнанием правильного написания (правила) и дисграфией.

При этом почерк таких детей часто бывает неразборчивым, неровным. При письме ребенок проявляет много усилий, но пишет очень медленно.

Если такой ребенок обучается в классе с обычными детьми, то может испытывать серьезные переживания из-за своих ошибок, медлительности, недовольства учителя.

В речи ребенок с дисграфией часто не может строить длинные предложения и предпочитает отмалчиваться или говорить кратко. Из-за этого «дисграфик» не имеет полноценного общения со сверстниками, и ему кажется, что одноклассники настроены против него.

Дисграфия — это не психическое заболевание, но и не «пройдет само». Это расстройство письменной речи, связанное с работой мозга. Обратитесь к профессионалам — центру психотерапии «Алвиан» в отделение детской психотерапии и нейропсихологии, которое работает со случаями дисграфии, дислексии, заикания и другими особенностями развития детей. Лицензия № ЛО-77-01-009904.  Обращайтесь по тел.: +74999400734 или +79150066186 — WhatsApp На правах рекламы

К сожалению, это достаточно серьезная проблема, которая «не ходит одна»: чаще всего дисграфия проявляется вместе с дислексией, проблемой чтения, также ребенок может иметь проблемы в речи и нарушения других физических функций.

Дисграфия – нарушение способности писать – каковы причины

Дисграфия – нарушение способности писать – каковы причины

Виды дисграфии

  • Артикуляторно-акустическая. Связана с тем, что ребенок неправильно произносит звуки, а значит, проговаривая их про себя, неправильно записывает. Для лечения этого вида дисграфии нужно работать и над правильным произношением звуков.
  • Акустическая. В этом случае ребенок правильно произносит звуки, но путает их со схожими по звучанию (глухие-звонкие: б-п, д-т, з-с; шипящие: с-ш, з-ж; а также не различают мягкость отдельных звуков).
  • Оптическая. Ребенок с оптической дисграфией затрудняется в написании и различии букв: добавляет лишние элементы (палочки, черточки, кружочки), пропускает нужные, даже пишет зеркально в обратную сторону).
  • Дисграфия из-за проблем языкового анализа и синтеза. Ребенок с этой проблемой на письме может пропускать или повторять целые слова, перестанавливать слоги и буквы местами, писать слитно разные слова (путают приставки и предлоги у существительных — пишут слитно или раздельно, прикрепляют к одному слову часть следующего слова и т.п.)
  • Аграмматическая дисграфия. Как правило, выявляется после 1-2 класса, так как требует больших знаний правил написания слов («хороший кошка», «красивый солнце» и т.п.). То есть эта проблема связана с тем, что ребенок не может правильно склонять слова по родам и падежам, не может согласовать прилагательное и существительное. Такая проблема может наблюдаться в двуязычных (билингвальных) семьях, а также в когда ребенок обучается на неродном языке.

Причины дисграфии

Причины этого нарушения могут быть самыми разными: от родовых травм, инфекций и генетики до запущенности воспитания. При проблемах в работе головного мозга дисграфия чаще всего сопровождается сопутствующими заболеваниями, о которых уже может быть известно родителям.

По сути, ребенок, у которого выявлена дисграфия, не может писать без ошибок, потому что у него нарушена работа речевого, слухового и зрительного и двигательного анализаторов, ребенок не может обрабатывать информацию (синтез и анализ).

Как устранить дисграфию и возможно ли это?

Дисграфия – нарушение способности писать – каковы причины

К счастью, да, при определенных усилиях как со стороны родителей, специалистов, так и самого ребенка дисграфию можно скорректировать и вылечить. Конечно, это не быстрый процесс: могут потребоваться месяцы и годы систематических занятий, чтобы полностью преодолеть дисграфию и сопутствующие нарушения письма, речи и чтения. Но эти труды будут вознаграждены: ребенок сможет полноценно обучаться в обычной школе и стать полноценным членом общества, обычным ребенком.

Дисграфия — это не приговор, с этим можно жить, но задачей родителей и педагогов должно стать преодоление этого недуга. Благо разработано множество методик и упражнений для устранения дисграфии.

Это подтверждают и известные люди, страдающие от дислексии и дисграфии.

Вот лишь небольшой список имен: Ганс Христиан Андерсен, Альберт Энштейн, Том Круз, Сальма Хайек, Шер, Дастин Хоффман, Уолт Дисней, Федор Бондарчук, Владимир Маяковский, Мерлин Монро.

Какой врач лечит дисграфию?

Обычно о дисграфии сообщает учитель, обучающий ребенка. Он уже может иметь опыт работы с такими детьми. Далее стоит обратиться к логопеду и психоневрологу. Основная работа ведется логопедом: он развивает оба полушария мозга, учит различать, произносить и записывать звуки.

Психоневролог поможет выявить сопутствующие нарушения (если они есть), понять причины дисграфии и назначить медикаментозное лечение.

В отдельных случаях к решению проблемы подключаются другие специалисты, например, если ребенок имеет проблемы со слухом, он не может ни расслышать звуки, ни записать их.

Что делать учителю и родителям?

Устранение такой проблемы невозможно в одиночку: родители, учителя и врачи должны объединиться и договориться о своих действиях. Назначить лечение, выполнять определенные упражнения. Возможно, ребенка стоит перевести в другую школу (специализированную) или нанять репетитора, который сможет профессионально выполнять упражнения с ребенком дома.

Дисграфия – нарушение способности писать – каковы причины

Не нужно забывать, что «дисграфик» очень часто остро чувствует свою проблему и боится вновь проявить ее: пропускает уроки, теряет тетради по русскому языку, мало общается. Задача взрослых, кроме лечения, оказать психологическую поддержку ребенку: не ругать, показывать заинтересованность в успехах, помогать.

Итог

Дисграфия — нарушение, с которым можно и нужно работать: выполнять упражнения, исправлять сопутствующие проблемы (например, дислексию, проблемы коммуникации со сверстниками). Особенности этого нарушения и его значимость для дальнейшей жизни ребенка не может допустить непрофессионального вмешательства — необходимо обращение к специалистам, в первую очередь, к логопеду.

Фото дисграфии

Дисграфия – нарушение способности писать – каковы причины

Дисграфия – нарушение способности писать – каковы причины

  • Фото предоставлено пользователем Јеленко, Виталием Куприяновым.
  • Дисграфия – нарушение способности писать – каковы причины
  • Фото предоставлено пользователем Alla Max.

Дисграфия – нарушение способности писать – каковы причины

Фото предоставлено Михаилом Мединым.

Дорогие читатели! Если у вас есть фотографии примеров записей ребенка с дисграфией, пожалуйста, вышлите в редакцию для иллюстрации этой и других статей по теме. Заранее благодарны!

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

Источник: https://pedsovet.su/publ/156-1-0-5018

Дисграфия

Дисграфия – нарушение способности писать – каковы причины

Дисграфия – это частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения. Диагностика дисграфии включает анализ письменных работ, обследование устной и письменной речи по специальной методике. Коррекционная работа по преодолению дисграфии требует устранения нарушений звукопроизношения, развития фонематических процессов, лексики, грамматики, связной речи, неречевых функций.

Дисграфия – специфические недостатки письма, вызванные нарушением ВПФ, принимающих участие в процессе письменной речи.

Согласно исследованиям, дисграфия выявляется у 53 % учащихся вторых классов и 37-39% учащихся среднего звена, что говорит об устойчивости данной формы речевого нарушения.

Высокая распространенность дисграфии среди школьников связана с тем фактом, что около половины выпускников детских садов поступают в первый класс с ФФН или ОНР, при наличии которых невозможен процесс полноценного овладения грамотой.

По степени выраженности расстройств процесса письма в отечественной логопедии различают дисграфию и аграфию. При дисграфии письмо искажается, но продолжает функционировать как средство общения.

Аграфию характеризует первичная неспособность овладеть навыками письма, их полная утрата.

Поскольку письмо и чтение неразрывно связаны, нарушение письма (дисграфия, аграфия) обычно сопровождается нарушением чтения (дислексией, алексией).

Дисграфия – нарушение способности писать – каковы причины

Дисграфия

Овладение процессом письма находится в тесной взаимосвязи со степенью сформированности всех сторон устной речи: звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Поэтому в основе развития дисграфии могут лежать те же органические и функциональные причины, которые вызывают дислалию, алалию, дизартрию, афазию, задержку речевого развития (ЗРР).

  1. Органические причины. К последующему появлению дисграфии может приводить недоразвитие или поражение головного мозга в пренатальном, натальном, постнатальном периодах: патология беременности, родовые травмы, асфиксия, менингиты и энцефалиты, инфекции и тяжелые соматические заболевания, вызывающие истощение нервной системы ребенка.
  2. Социально-психологические факторы. Включают двуязычие (билингвизм) в семье, нечеткую или неправильную речь окружающих, дефицит речевых контактов, невнимание к речи ребенка со стороны взрослых, неоправданно раннее обучение ребенка грамоте при отсутствии у него психологической готовности.

Группу риска по возникновению дисграфии составляют дети с конституциональной предрасположенностью, различными речевыми нарушениями, ЗПР. К дисграфии или аграфии у взрослых чаще всего приводят черепно-мозговые травмы, инсульты, опухоли головного мозга, нейрохирургические вмешательства.

Письмо является сложным многоуровневым процессом, в реализации которого участвуют различные анализаторы: речедвигательный, речеслуховой, зрительный, двигательный, осуществляющие последовательный перевод артикулемы в фонему, фонемы в графему, графемы в кинему. Залогом успешного овладения письмом является достаточно высокий уровень развития устной речи. Однако, в отличие от устной речи, письменная речь может развиваться только при условии целенаправленного обучения.

В соответствии с современными представлениями, патогенез дисграфии у детей связан с несвоевременным становлением процесса латерализации функций головного мозга, в т. ч. установления доминантного по управлению речевыми функциями большого полушария. В норме эти процессы должны быть завершены к началу школьного обучения.

В случае задержки латерализации и наличия у ребенка скрытого левшества корковый контроль над процессом письма нарушается.

При дисграфии имеет место несформированность ВПФ (восприятия, памяти, мышления), эмоционально-волевой сферы, зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений, фонематических процессов, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи.

С точки зрения психолингвистики, механизмы дисгрфии рассматриваются как нарушение операций порождения письменного высказывания: замысла и внутреннего программирования, лексико-грамматического структурирования, деления предложения на слова, фонематического анализа, соотнесения фонемы с графемой, моторной реализации письма под зрительным и кинестетическим контролем.

В зависимости от несформированности или нарушения той или иной операции письма выделяют 5 форм дисграфии:

  • артикуляторно-акустическую дисграфию, связанную с нарушением артикуляции, звукопроизношения и фонематического восприятия;
  • акустическую дисграфию, связанную с нарушением фонемного распознавания;
  • дисграфию на почве несформированности языкового анализа и синтеза;
  • аграмматическую дисграфию, связанную с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи;
  • оптическую дисграфию, связанную с несформированностью зрительно-пространственных представлений.
  • Наряду с «чистыми» формами дисграфии, в логопедической практике встречаются смешанные формы. Современная классификация выделяет:
  • I. Специфические нарушения письма:
  • 1. Дисграфии:
  • Дисфонологические дисграфии (паралалические, фонематические).
  • Метаязыковые дисграфии (диспраксические или моторные, дисграфии вследствие нарушения языковых операций).
Читайте также:  Самые распространенные заболевания кожи лица

2. Дизорфографии:

  • Морфологические дизорфографии.
  • Синтаксические дизорфографии.

II. Неспецифические нарушения письма, связанные с педагогической запущенностью, ЗПР, УО и т. д.

Признаки, характеризующие дисграфию, включают типичные и повторяющиеся на письме ошибки стойкого характера, не связанные с незнанием правил и норм языка. Типичные ошибки, встречающиеся при различных видах дисграфий, могут проявляться:

  • смешением и заменами графически сходных рукописных букв (ш-щ, т-ш, в-д, м-л) или фонетически сходных звуков на письме (б–п, д–т, г–к, ш-ж);
  • искажением буквенно-слоговой структуры слова (пропусками, перестановками, добавлением букв и слогов);
  • нарушением слитности и раздельности написания слов;
  • аграмматизмами на письме (нарушением словоизменения и согласования слов в предложении).

Кроме этого, при дисграфии дети пишут медленно, их почерк обычно трудно различим. Могут иметь место колебания высоты и наклона букв, соскальзывания со строки, замены прописных букв строчными и наоборот. О наличии дисграфии можно говорить только после того, как ребенок овладевает техникой письма, т. е. не раньше 8–8,5 лет.

Довольно часто при дисграфии выявляется неречевая симптоматика: неврологические нарушения, снижение работоспособности, отвлекаемость, гиперактивность, снижение объема памяти и др.

Артикуляторно-акустическая дисграфия

В случае артикуляторно-акустической дисграфии специфические ошибки на письме связаны с неправильным звукопроизношением (как произносит, так и пишет).

В этом случае замены и пропуски букв на письме повторяют соответствующие звуковые ошибки в устной речи. Артикуляторно-акустическая дисграфия встречается при полиморфной дислалии, ринолалии, дизартрии (т. е.

у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи).

Акустическая дисграфия

При акустической дисграфии звукопроизношение не нарушено, однако фонематическое восприятие сформировано недостаточно. Ошибки на письме носят характер замен букв, соответствующих фонетически сходным звукам (свистящих — шипящими, звонких – глухими и наоборот, аффрикат — их компонентами).

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Характеризуется нарушением деления слов на слоги, а предложений на слова.

При данной форме дисграфии ученик пропускает, повторяет или переставляет местами буквы и слоги; пишет лишние буквы в слове или не дописывает окончания слов; пишет слова с предлогами слитно, а с приставками раздельно. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза встречается среди школьников наиболее часто.

Аграмматическая дисграфия

Отличается множественными аграмматизмами на письме: неправильным изменением слов по падежам, родам и числам; нарушением согласования слов в предложении; нарушением предложных конструкций (неправильной последовательностью слов, пропусками членов предложения и т. п.). Аграмматическая дисграфия обычно сопутствует общему недоразвитию речи, обусловленному алалией, дизартрией.

Оптическая дисграфия

При оптической дисграфии на письме заменяются или смешиваются графически сходные буквы.

Если нарушается узнавание и воспроизведение изолированных букв, говорят о литеральной оптической дисграфии; если нарушается начертание букв в слове, — о вербальной оптической дисграфии.

К типичным ошибкам, встречающимся при оптической дисграфии, относится недописывание или добавление элементов букв («л» вместо «м»; «х» вместо «ж» и наоборот), зеркальное написание букв.

Для выявления органических причин дисграфии, а также исключения дефектов зрения и слуха, которые могут привести к нарушениям письма, необходимы консультации невролога (детского невролога), офтальмолога (детского окулиста), отоларинголога (детского ЛОРа). Обследование уровня сформированности речевой функции проводится логопедом.

Задачами диагностики письменной речи служат разграничение дисграфии с элементарным незнанием правил правописания, а также определение ее формы. Обследование при дисграфии осуществляется в несколько этапов:

  • проводится изучение и анализ письменных работ;
  • внимательно изучается общее и речевое развитие ребенка для выяснения возможных причин дисграфии;
  • обращается внимание на состояние ЦНС, зрения, слуха;
  • исследуется строение артикуляционного аппарата, речевая и ручная моторика, определяется ведущая рука;
  • производится оценка состояния звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза; слуховой дифференциации звуков; слоговой структуры слова; особенностей словарного запаса и грамматического строя речи.

Только после всестороннего изучения сформированности устной речи переходят к обследованию письменной речи: ребенку или взрослому с дисграфией даются задания на списывание печатного и рукописного текста, письмо под диктовку, составление описания по картинке, чтение слогов, слов, текстов и т. п. На основании анализа типичных ошибок, отраженных в протоколе обследования речи, выносится логопедическое заключение.

Логопедическая работа по коррекции дисграфии выстраивается с учетом механизмов и формы нарушения письменной речи. Общие подходы к преодолению дисграфии предполагают восполнение пробелов в звукопроизношении и фонематических процессах; обогащение словаря и формирование грамматической стороны речи; развитие связной речи.

Важное значение в структуре логопедических занятий по коррекции дисграфии занимает развитие аналитико-синтетической деятельности, слухового и пространственного восприятия, памяти, мышления, двигательной сферы. Полученные навыки устной речи закрепляются с помощью письменных упражнений.

По основному заболеванию лицам с дисграфией и аграфией могут назначаться курсы медикаментозной терапии и реабилитационного лечения (физиотерапия, массаж, ЛФК, гидротерапия).

Для преодоления дисграфии требуется слаженная работа логопеда, педагога, невролога, ребенка и его родителей (или взрослого пациента). Поскольку нарушения письма самостоятельно не исчезают в процессе школьного обучения, дети с дисграфией должны получать логопедическую помощь на школьном логопункте.

Предупреждение дисграфии должно начинаться еще до начала обучения ребенка грамоте.

В профилактическую работу необходимо включать целенаправленное развитие ВПФ, способствующих нормальному овладению процессами письма и чтения, сенсорных функций, пространственных представлений, слуховых и зрительных дифференцировок, конструктивного праксиса, графомоторных навыков. Важное значение имеет своевременная коррекция нарушений устной речи, преодоление фонетического, фонетико-фонематического и общего недоразвития речи.

Сложную проблему представляет вопрос оценки успеваемости по русскому языку детей с дисграфией. В период проведения коррекционной работы целесообразно осуществлять совместную проверку контрольных работ по русскому языку учителем и логопедом, выделение специфических дисграфических ошибок, которые не должны учитываться при выставлении оценки.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/speech-disorder/dysgraphia

Дисграфия — излечимо ли расстройство письменной речи

Дисграфия – это психическое отклонение, которое встречается у относительно большого количества детей школьного возраста; в ряде случаев, когда проблеме не уделяется должного внимания, она остаётся у человека и сопровождает его во взрослой жизни.

Конечно, каким-либо опасным психическим заболеванием это расстройство не является, и зачастую взрослые люди, имеющие этот диагноз, ведут полноценную жизнь, тем более что дисграфия имеется у немалого числа знаменитостей.

Однако в ряде случаев она может причинять существенный дискомфорт её «обладателю».

Что такое дисграфия и дисграфические ошибки

Дисграфия – это расстройство письменной речи, заключающееся в специфических повторяющихся ошибках при письме.

При этом ошибки не связаны с общим уровнем интеллекта, успеваемостью в обучении и развитием личности как таковым: чаще всего это отклонение наблюдается у абсолютно нормальных детей, многие из них преуспевают в учёбе, быстро усваивают информацию, активны в творческом плане.

Вместе с тем у таких детей недостаточно сформированы некоторые психические функции, отвечающие за реализацию письменной речи. Исследования показывают, что более половины учащихся вторых классов имеют дисграфию.

В средних классах это расстройство также достаточно широко распространено.

У исследователей принято разделять данное отклонение на две стадии. Собственно дисграфия заключается в частичном нарушении письменной способности при общей её сохранности; но есть ещё аграфия – полная утрата способности писать. Нередко это отклонение сопровождается также дислексией – нарушениями чтения, поскольку чтение и письмо – это тесно связанные функции психики.

Дисграфические ошибки – это простые, специфические и очень странные ошибки, которые отличаются от тех, что делают люди, не знающие грамматики или имеющие проблемы со слухом и зрением.

Ребёнок может не различать на письме похожие по звучанию буквы (с – ш, с – з, д – т и др.

), путает похожие по написанию письменные буквы (в – д, п – т), пишет буквы и слова в зеркальном отражении (это, как правило, характерно для левшей); он может не дописывать слова, пропускать целые слова в тексте, неправильно разбивать услышанную речь на слова (у дома – «удома», вскочил – «вско чил»), зацикливаться на написании одной и той же буквы («беерег»).

Ребёнок может не различать звонкие и глухие согласные, твёрдые и мягкие, хотя произносит их всегда правильно; или же не распознаёт нужные фонемы в словах, произнесённых искажённо (в том числе при дефекте речи). Может переставлять буквы и слоги в словах. Все эти и другие подобные ошибки должны насторожить родителей и учителей.

Виды дисграфии

Письменная речь – достаточно сложный процесс, который состоит из нескольких этапов. И на каждом из них может произойти нарушение, которое и приводит к такому расстройству, как дисграфия.

Поэтому выделяется несколько видов этого расстройства.

  • Акустическая – возникает тогда, когда ребёнок не может распознать похожие по звучанию фонемы, из-за чего путает звонкие и глухие согласные, твёрдые и мягкие, шипящие и свистящие, а также аффрикаты (сложные звуки) и составляющие их простые (ц – с, ч – щ, ц – т, ч – т), не различает похожие гласные (о – у, и – е). Причём сам он произносит эти звуки правильно и слышит хорошо.
  • Оптическая – связана с нарушением зрительного и пространственного восприятия. Выявить это нарушение можно во втором классе, когда ребёнок уже освоил написание всех букв алфавита. Ошибки состоят в том, что он приписывает буквам лишние элементы – палочки, петельки, либо же отнимает их; из-за этого у него путаются буквы «и» и «у», «о» и «а», «п» и «т» и т. д. Путать он может и буквы, написание которых отличается только положением в пространстве, — таковы, к примеру, письменные буквы «т» и «ш». Или же пишут буквы в зеркальном отражении.
  • Аграмматическая – возникает из-за трудностей в овладении грамматической и лексической частью языка. Например, ребёнок не может правильно употребить те или иные слова, хотя слышал их и знает их значение, поэтому в тексте заменяет их сходными по смыслу. Таким детям с трудом даётся умение описывать предмет, называть синонимы и антонимы к нему, называть большое количество действий, которые может производить этот предмет. У таких детей наблюдаются трудности в образовании множественного числа, уменьшительных форм, в употреблении приставок, предлогов, в согласовании разных членов предложения и т. д. Это похоже на речь иностранца, который плохо изучил язык той страны, куда он приехал. И действительно, такая разновидность дисграфии зачастую наблюдается в многоязычных семьях, где принято говорить на нескольких языках одновременно.
  • Артикуляторно-акустическая – появляется в том случае, если у ребёнка нарушено звукопроизношение. Он пишет так, как говорит, из-за чего делает ошибки в письменных словах.
  • Дисграфия, развившаяся вследствие нарушений языкового синтеза и анализа – более серьёзная разновидность, при которой ребёнку трудно разделить слова на слоги, звуки и буквы, определить наличие или отсутствие определённого звука в слове, указать место этого звука в нём, указать, какой он по счёту. Такому ребёнку трудно составить целое слово из отдельных букв или слогов, особенно если они даны в произвольном порядке. Также таким детям трудно различать такие понятия, как звук, буква, слог, слово, предложение, текст. Результатом становятся пропуски букв и слогов в словах или добавление лишних, пропуски слов в тексте, написание слов не до конца, перестановки слогов и букв, неправильное написание слитных и раздельных слов. Наблюдаются и трудности в определении границ предложений.
  • Неспецифические нарушения письма, вызванные педагогической запущенностью, задержкой психического развития, умственной отсталостью и другими подобными причинами.
Читайте также:  Канцерофобия – что такое: основные причины, симптомы и первая помощь

Признаки и симптомы

Упомянутые выше нарушения письменной речи – основные признаки того, что у ребёнка наличествует дисграфия.

Однако неопытному родителю самостоятельно определить её бывает непросто, поскольку он может спутать симптомы данного расстройства с обычными ошибками, связанными с освоением нового материала или педагогической запущенностью (к которой относятся, например, пропуски занятий).

Каждый человек в любом возрасте, начиная осваивать новую для себя деятельность, обязательно делает ошибки. Чтобы выявить именно указанное нарушение письменной речи, нужно пристально присматриваться к самим ошибкам, их характеру и повторяемости. Окончательный диагноз, впрочем, может поставить только специалист.

Одним из признаков расстройства письменной речи является неразборчивый почерк. Ребёнок пишет неровно и медленно, буквы «плавают», строчные буквы он заменяет на заглавные и наоборот.

Важно отметить, что при этом расстройстве интеллект в целом находится в норме, ребёнок ничем не отличается от своих «здоровых» сверстников.

Однако на почве расстройства письменной речи могут возникнуть психологические проблемы, которые нередко сопровождают человека в течение всей своей жизни.

Это тревожность, страх совершения ошибки, неуверенность в себе, замкнутость, рассеянность и другие свойства личности.

Причины возникновения патологии

Причина возникновения расстройства письменной речи чаще всего кроется в недостаточном развитии определённых отделов головного мозга. Как правило, эти нарушения не столь большие, чтобы помешать развитию интеллекта в целом, однако определённые элементы распознавания и интерпретации речи они затрудняют. Есть данные о том, что расстройство может иметь наследственный характер.

Бывает, что указанная патология мозга развивается вследствие нездорового образа жизни родителей, особенно матери. Это может быть курение, алкоголизм, наркомания. Её могут вызвать и инфекционные заболевания, и проблемы при родах (например, асфиксия), и травмы головы, менингит.

Ещё одна причина – специфические внешние факторы раннего развития ребёнка: недостаток внимания к нему со стороны взрослых, их нежелание много разговаривать с ним, частое сюсюканье с ним, неправильная речь окружающих. Дисграфия может появиться и у детей, растущих в многоязычных семьях, и у тех, кого родители слишком рано начали обучать чтению и письму – когда психологически ребёнок ещё не созрел для этого.

Патология в письменной речи может быть и следствием определённых психических расстройств или заболеваний. Это и синдром дефицита внимания, и задержка психического развития, и минимальная мозговая дисфункция. В результате травм головы, опухоли мозга, инсульта и других заболеваний расстройство письменной речи может возникнуть у человека и во взрослом состоянии.

Механизмы дисграфии

Формирование расстройства письменной речи имеет довольно сложный механизм, поскольку сам процесс этой речи имеет сложную структуру. В процессе развития письменной речи задействованы сразу несколько анализаторов – зрительный, речеслуховой, речедвигательный, двигательный.

Навык письма является результатом взаимодействия всех этих анализаторов. «Выход из строя» хотя бы одного из них и приводит к проблемам с письменной речью.

Большую роль в развитии письменного навыка играет устная речь; однако она, в отличие от письменного умения, не обязательно требует целенаправленного обучения.

Расстройство письма может проявиться также в случае, если латерализация (установление доминантного полушария, отвечающего за речевые процессы) происходит с задержкой. Вследствие таких мозговых нарушений дисграфия нередко сопровождается расстройствами пространственного восприятия, памяти, мышления и т. д.

В психолингвистике расстройство письменной речи объясняется как нарушение процесса появления письменной формы речи у ребёнка: «сбои» в операциях структурирования, разделения предложений на слова и словосочетания и т. д.

Современные способы диагностики

Диагностировать расстройство письменной речи не так просто, как кажется. Поскольку письменные ошибки при этой патологии могут быть похожи на ошибки, вызванные другими причинами, ребёнок должен пройти комплексное обследование.

Его должны осмотреть такие специалисты, как невролог, окулист, отоларинголог, логопед.

Эти врачи определят, в каком состоянии находятся его системы восприятия и организации речи – зрение, слух, сформированность речевых навыков, память; следует определить ведущую руку ребёнка – то есть правша он или левша, изучить его моторику.

Также следует определить уровень его общего развития, проанализировать грамотность речи, словарный запас.

Вначале исследуют устную речь ребёнка (это, кстати, может быть и взрослый), а затем переходят к письменной – испытуемый пишет тексты под диктовку, анализирует слова и предложения по звуко-буквенному составу, выполняет различные упражнения с письменными текстами. Только по результатам всех этих испытаний можно выдавать заключение о наличии или отсутствии патологий.

Лечение дефектов письма

К устранению письменных дефектов необходимо подойти с должным вниманием и терпением. Ведь этот процесс может занять длительное время, иногда многие месяцы и даже годы. Коррекцию письменных нарушений легче всего проводить у детей, поскольку в более старшем возрасте к данному расстройству прибавляются другие психологические проблемы.

Коррекцию письменных нарушений проводят с помощью специальных упражнений. Они включают задания на распознавание похожих букв, различение элементов сложных букв и картинок, упражнения на развитие восприятия, памяти, внимания.

Если проблема в акустическом распознавании, то с ребёнком проводятся занятия по узнаванию звуков, определению фонем, построению слов, словосочетаний и предложений. При необходимости обучают правильному произнесению звуков.

Существуют упражнения и для тренировки моторики; одно из них – нарисовать линию по лабиринту, не отрывая руку от листа бумаги и не меняя его положение.

Другие игры и задания направлены на развитие логики, мышления и словарного запаса: испытуемым предлагается подбирать синонимы или антонимы к словам, называть перечисленные предметы одним словом (объединять их в категорию) или наоборот – называть предметы, входящие в названную группу.

Также могут быть загадки, угадывание пословиц, задания типа «закончи предложение или пословицу». Различные игры в слова (называние слов, начинающихся на последнюю букву предыдущего или на последний слог; собирание слов из частей; поиск маленьких слов в одном большом, составление слов из определённых букв и т. д.).

В качестве профилактики письменных нарушений можно порекомендовать полноценное развитие ребёнка. Необходимо развивать его интеллект, мышление, память, обучать его грамотной речи, повышать его эрудицию; развитию подлежат и моторные навыки, что могут обеспечить занятия по рисованию, игре на музыкальных инструментах, собирание конструктора и т. д.

Даже если нарушение письменных способностей и не удаётся устранить, это не значит, что человек вырастет неполноценным, особенно если приложены достаточные усилия для его общего развития. Достаточно указать, что дисграфиками и дислектиками были десятки мировых знаменитостей, включая учёных и даже писателей.

Известно, например, что учителя Альберта Эйнштейна считали его умственно отсталым, поскольку он очень плохо писал и читал; эти особенности не исчезли даже во взрослой жизни, однако не помешали ему написать письмо самому президенту США, в котором он призывал отказаться от испытаний ядерного оружия ввиду его опасности для человечества.

Ханс Кристиан Андерсен, знаменитый писатель, всю жизнь был человеком, практически не способным к письменной речи. Его безграмотно написанные тексты отказывались принимать работники издательств, часто даже не дочитывая до конца. Однако в конце концов окружающие, включая издателей, научились не обращать внимания на форму и обратились к содержанию, которое оказалось необычайно талантливым.

Абсолютно безграмотной писательницей была и Агата Кристи. Томас Эдисон – один из гениальнейших изобретателей мира. Этот человек, построивший первый в мире звукозаписывающий аппарат, очень плохо разговаривал и писал, из-за чего его выгнали из школы ещё в детском возрасте.

Расстройствами письменной речи страдали и шведская королева Виктория, и оба Джорджа Буша – отец и сын, что подтверждает возможность передачи расстройства по наследству. Нарушениями письменной речи страдали и православный «святой» Сергий Радонежский, и Леонардо да Винчи, и поэт Антон Дельвиг, и Никита Хрущёв.

Список можно продолжать бесконечно. Такое количество знаменитых дисграфиков показывает, что письменная речь – процесс весьма сложный и очень часто «выходит из строя», но способен компенсироваться другими сильными сторонами личности.

Главное – не клеймить таких людей и не считать их отсталыми; впрочем, они и сами могут доказать это своими достижениями.

Смотреть видео

Источник: https://PsyLogik.ru/11-disgrafija.html

Дисграфия как специфическое нарушение процесса письма

Из опыта работы учителя-логопеда

МАОУ Абатская СОШ №2 Шишигиной О. А.

  • ( в рамках семинара-практикума « Особенности взаимодействия педагога и учителя-логопеда в процессе коррекционной работы с детьми»)
  • Тема: «Дисграфия как специфическое нарушение процесса письма»
  • Содержание
  • Введение
  • 1.Цель работы учителя-логопеда в рамках ФГОС
  • Основная часть
  1. Понятие «дисграфия»

  2. Классификация дисграфии, причины возникновения, задачи коррекционного обучения.

  3. Профилактика дисграфии (рекомендации педагогам)

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования диктует внедрение новых подходов к созданию в начальной школе системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Большое внимание в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования уделяется формированию универсальных учебных действий (УДД) на начальном периоде обучения, поскольку этот период является фундаментом для последующего успешного обучения.

В начальной школе у учащихся должно быть сформировано базовое умение – учиться, в основе которого лежат: коммуникативные УУД (слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников, выстраивать коммуникативное взаимодействие); познавательные УУД (обрабатывать полученную информацию, предоставлять её в устной и письменной формах).

Особое значение придается формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребенка в социуме (школа), с близкими (дом) и сверстниками. Сформированность коммуникативных УУД обусловливает развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира.

    В данном контексте значимость логопедической работы в общеобразовательной школе как особого вида помощи детям, испытывающим трудности в общении и обучении, трудно переоценить.

Читайте также:  Основные правила гигиены полости рта

    Особенность логопедической работы в общеобразовательном учреждении состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (письмо, чтение). Тем самым своевременная и действенная логокоррекционная работа предупреждает или минимизирует трудности достижения метапредметных результатов (формирование коммуникативных и познавательных УУД).

Цель логопедической работы в школе — своевременная диагностика, профилактика и коррекция речевых нарушений, препятствующих усвоению программного материала учениками младших классов, повышение их речевой грамотности и активности.

Для детей, имеющих различные речевые нарушения главным видом деятельности является коммуникативная. И целью общения с ребёнком в новых условиях, ФГОС является не предметный, а личностный результат.

Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе учебы изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.

  1. Цель работы учителя-логопеда в рамках ФГОС — оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ, способствуя развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
  2. И сегодня хотелось бы остановиться на наиболее значимом для начальной школы виде речевого нарушения -дисграфии.
  3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Дисграфия — специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

Письмо в норме представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность.

Одной из сложнейший процессов письма является анализ звуковой структуры слова. Чтобы правильно написать слово, надо определить его звуковую структуру. Большую роль здесь играет проговаривание: громкое, шепотное или внутреннее. О роли проговаривания в процессе письма свидетельствуют многие исследования. Так, Л.

К. Назарова провела эксперимент с детьми 1 класса. В первой части детям давался доступный текст для списывания с проговариванием. Во второй части аналогичный по трудности текс (проговаривание запрещалось). В процессе письма дети закусывали кончик языка или открывали рот. Ошибок в этом случае они делали гораздо больше.

Следующая операция — соотнесение выделенной фонемы с определенным зрительным образом буквы, которая должна быть отдифференцирована от всех других.

Затем следует моторная операция процесса письма – воспроизведение с помощью движений руки зрительного образа буквы.

  1. Классификация дисграфии, причины возникновения, задачи коррекционного обучения

  • Всего выделяют 5 форм дисграфии: артикуляторно-акустическая, дисграфия на основе нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая, оптическая, на основе нарушения
  • фонемного распознавания.
  • Артикуляторно-акустическая
  • Механизм – неправильное произношение звуков в речи (пишет так, как произносит), нарушение слуховой дифференциации и несформированность фонематических представлений.

Проявляется — замены, пропуски, которые соответствуют заменам, пропускам в устной речи. Иногда проявляются и после того, как устранены проблемы в устной речи. В этом случае нет достаточной опоры на правильную артикуляцию.

Например: зук вместо жук, муавей вместо муравей и т.д.

Наблюдается – при дизартрии, ринолалии, дислалии (сенсорной, сенсомоторной)

! Нарушение звукопроизношения не всегда отражаются на письме.

  1. Аграмматическая
  2. Механизм – недоразвитие грамматического строя речи: морфологических синтаксических обобщений, которые являются составной частью речи.
  3. Проявляется – в виде аграмматизма.
  4. — На уровне слова, словосочетания, предложения, текста
  5. — На уровне слова: замена префиксов, суффиксов (захлестнула – нахлестнула, козлята – козлёнки,)
  6. — Нарушение падежных окончаний («много деревов»)
  7. — Нарушение предложных конструкций (под столом – «на столом»)
  8. — Изменение падежа местоимений (около него – «около ним»)
  9. — Числа существительных («дети бежит»)
  10. — Нарушение согласования («бела дом»)
  11. Наблюдается – у детей с дизартрией, алалией, у умственно отсталых.
  12. Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания
  13. Механизм – неточность слуховой дифференциации звуков, кинестетического анализа, операции выбора фонемы.
  14. Проявляется – замены букв, обозначающие фонетически близкие звуки.
  15. Смешиваются – твёрдые и мягкие согласные, свистящие и шипящие, звонкие и глухие, африкаты и их компоненты (ч-т’,ч-щ, ц-т,ц-т’, ц-с, с-ш, з-ж, б-п, д-т, г-к …) + гласные О-У, Е-И.

Этот вид дисграфии проявляется и в неправильном обозначении мягкости на письме: писмо, лубит и т.д.

  • Наблюдается – в наиболее ярком виде при сенсорной алалии.
  • Оптическая
  • Механизм – несформированность зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.
  • Проявляется
  • Искаженное воспроизведение букв на письме (неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы);
  • Замены и смешение графически сходных букв П –Т, Л-М, И-Ш – отличающиеся одним элементом В-Д, Э-С, П-Т, Х-Ж, В-Д, Т-Шсостоящие из сходных элементов, но различно расположенных;
  • Зеркальное письмо (левши);
  • Пропуски элементов, особенно при соединении букв ау=оу;
  • Лишние элементы ш=ии
  1. Неправильно расположенные элементы
  2. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
  3. Механизм – нарушение различных форм языкового анализа и синтеза; деление предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза.
  4. Проявляется – в искажениях структуры слова и предложения.
  5. •пропуски согласных при их стечении (диктант – дикат, школа – кола)
  6. •пропуски гласных (собака – сбака)
  7. •добавление букв (таскали – тасакали)
  8. •пропуски, добавления, перестановки слогов (комната-кота, стакан-ката)
  9. *слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами (вдоме, настоле)
  10. *раздельное написание слова (белая береза растет у окна – белабе заратет ока)
  11. *раздельное написание приставки и корня слова (наступила-на ступила)
  12. К мерам ранней профилактики дисграфии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма и чтения. Работа включает следующие направления:
  13. Развитие мелкой и крупной моторики, графомоторных навыков;
  14. Развитие зрительного восприятия, совершенствование зрительно-двигательной координации;
  15. Развитие осязания, обоняния, определение различных свойств предметов;
  16. Развитие слухового восприятия, формирование умения выделять и различать звуки, развитие умения производить дифференциацию звуков, слогов, слов, словосочетаний, предложений;
  17. Развитие восприятия времени и пространства, совершенствование ориентировки в своём теле, в линейном ряду, на листе, формирование умения ориентироваться в последовательности событий;
  18. Развитие речевого дыхания;
  19. Развитие силы голоса;
  20. Развитие артикуляционного аппарата;
  21. Развитие импрессивной и экспрессивной речи;
  22. Развитие звукового анализа и синтеза;
  23. Обогащение словарного запаса;
  24. Развитие грамматического строя речи

1. Развитие восприятия времени и пространства, совершенствование ориентировки в своём теле, в линейном ряду, на листе, формирование умения ориентироваться в последовательности событий.

Упражнения:

1)определение «точки стояния», т.е. местонахождения субъекта по отношению к окружающим его объектам, например: «Я нахожусь справа от дома»;

2) локализация окружающих объектов относительно человека, ориентирующегося в пространстве, например: «Шкаф находится справа, а дверь – слева от меня»;

3) определение пространственного расположения предметов относительно друг друга, т.е. пространственных отношений между ними, например: «Справа от куклы сидит мишка, а слева от меня лежит мяч».

  • 2. Выбор канцелярских принадлежностей должен быть правильным:
  • Место «хватки» ручки или карандаша должно быть покрыто рёбрышками или пупырышками.
  • Корпус ручки должен быть трёхгранным, карандаша – шестигранным.
  • 3.Развитие мелкой и крупной моторики

Тренировать пальчики можно и с помощью обычной крупы. Ее можно также пересыпать из одной баночки в другую, грузить в кузов машины, закапывать в нее какой-либо предмет.

— Увлекают детей игры с мозаикой. Для детей младшего возраста можно приобрести более крупные детали, для ребят после 3-х лет можно использовать мелкие. Вместо мозаики можно использовать бусины.

— Конструкторы в настоящее время — это прекрасный материал для развития мелкой моторики, творчества, воображения.

— Дети в любом возрасте просто обожают рисовать. Это можно делать не только с помощью кисточки. Кстати, рисовать можно и пластилином, размазывая его по листу бумаги.

  1. 4. Коррекция оптической дисграфии:
  2. Упражнения:
  3. — Обведи контур букв.
  4. — Найди спрятанные буквы «Д». Обведи их

— Лабиринты». Лабиринты хорошо развивают мелкую и крупную моторику, внимание, безотрывную линию. Ребёнку предлагаются разные по сложности лабиринты, в зависимости от его уровня. -«Телесные буквы» – придумать, каким способом можно показать букву при помощи тела, пальцев;-«Обвести букву» — по контурному изображению, по точкам;

-«Письмо в воздухе» логопед рисует в воздухе фигуры, буквы, а ребенок должен узнать.

5. Развитие графомоторных навыков.

  • -Узнавание изображений реальных предметов и их контуров
  • -Узнавание изображений реальных предметов и их контуров
  • -Формирование зрительного слежения

6. Развитие зрительного восприятия, совершенствование зрительно-двигательной координации.Упражнения:»Посчитай до 30″

Развитие зрительного внимания. На карточке нарисовано 30 цифр, которые расположены не по порядку. Ребенок должен назвать и показать все цифры по порядку. Также проводится игра «Найди все буквы».

  1. При дисграфии можно каждый день (на 5 мин.) давать ребенку задание: вычеркивать определенные буквы в тексте (но не в газетном); при усложнении можно одни вычеркивать, а другие обводить – хорошо, если это будут «схожие» буквы);
  2. Вводить медленное (но внимательное) списывание текста.

7. Развитие осязания, обоняния, определение различных свойств предметов. Упражнения: «Что за буква?». Из предложенных букв ребёнок составляет слово, ощупав буквы по порядку с закрытыми глазами.

«Нарисуй букву «. Пальцем на руке нарисовать геометрическую фигуру (треугольник, круг), буквы. Ребёнок отгадывает, что нарисовали.

  • 8. Воспитание слуховой дифференциации звуков речи
  • Игра «Подбери ключик».
  • В данной игре слова пальто, бант, батон, боты, павлин и др.

Упражнение «Шнурки» Данное упражнение ориентировано не только на формирование умения дифференцировать смешиваемые в произношении звуки, но и на развитие мелкой моторики пальцев рук, на формирование зрительно-пространственных представлений и бытовых навыков – шнуровка. Последовательное чередование действий способствует формированию программы действий. Оборудование: макет для шнуровки с прозрачными кармашками.

  1. 9. Дифференциация слогов
  2. Игра «Слоги перепутались»
  3. 10. Формирование грамматических категорий
  4. Игры:
  5. «Один-много»
  6. «Посчитай предметы»
  7. «Назови сок»
  8. «Чьё жилище»

11. Развитие речевого дыхания.Нормализация правильного речевого дыхания.Предлагается использование речевых зарядок, скороговорок для развития дыхательной системы.Использование пособий на развитие направления и силы выдоха.При релаксации использование дыхательных упражнений

Отрабатывается речевой материал при разной силе голоса.

Игра «Волшебные пузыри», «Забей мяч в ворота», «Снежинки», «Листопад», «Задуем свечи», «Покатаем бревнышки» и т.д.

12. Развитие силы голоса.

Источник: https://infourok.ru/disgrafiya-kak-specificheskoe-narushenie-processa-pisma-3579140.html

Ссылка на основную публикацию