Что такое эхолалия – как противодействовать – практические советы

Также существует «отложенная эхолалия», когда ребенок повторяет что-то, что он слышал достаточно давно: например, строчку из фильма, который он посмотрел неделю назад.

Что такое эхолалия – как противодействовать – практические советы

Является ли эхолалия нормальным явлением?

Если дать ответ одним словом, то он будет неоднозначным: иногда.

Эхолалия, когда ребенок только учится говорить, это абсолютно нормальная часть развития речи. Дети повторяют то, что слышат вокруг себя: так они приобретают и закрепляют слова.

Если спросить ребенка в возрасте до 1,5 лет «Пойдем купаться?», он, скорее всего, ответит «Купаться», а не «Да». По мере того, как навыки и умения растут, дети все больше используют собственные слова и эхолалия постепенно угасает.

Некоторые дети, однако, не перерастают стадию эхолалии. Они лишь повторяют за другими и очень редко используют собственные слова и предложения.

Не редкость и другой речевой феномен: дети говорят исключительно репликами из фильмов и рекламы. Такую эхолалию нельзя отнести к нормальному развитию. Ее наличие показывает, что у ребенка есть проблемы с использованием речи.

Когда в норме должна прекратиться эхолалия?

Дети возрастом между годом и двумя должны много повторять за вами и часто использовать эхолалию. Именно так они учатся.

К двум годам, однако, вы должны наблюдать отчетливое использование собственных слов. Эхолалия может использоваться, когда вы задаете сложный вопрос или даете указания, но, помимо этого, должны применяться и самостоятельно придуманные фразы. В два года речь не должна сводиться только к имитации.

К трем годам эхолалия должна быть на минимальном уровне. Трехлетние дети должны придумывать собственные простые предложения, чтобы общаться с окружающим их миром. Эхолалия должна иметь эпизодический характер.

Что касается отложенной эхолалии, она нормальна, когда ребенок посмотрел фильм и в игровой форме заново переживает его события. Когда же малыш «застревает» на одной фразе или сцене и повторяет ее снова, и снова, и снова – налицо проблема.

Повторим нашу мысль еще раз: если ребенок посмотрел новый мультфильм и просто влюбился в него, повторение запомнившихся фраз нормально и естественно.

Но время идет, новизна стирается, и малыш знакомится со все новыми фильмами и передачами.

Если он игнорирует новый опыт и полностью замыкается на некотором количестве готовых сценариев, нужно констатировать, что мы имеем дело как минимум с проблемой развития речи.

Как воздействовать на эхолалию — в пользу развития ребенка

Что такое эхолалия – как противодействовать – практические советы

Лечение эхолалии не так очевидно, как может показаться. Это обусловлено тем, что эхолалия может иметь различные причины, которые необходимо установить и понять.

  • Если ребенок не знает, какие слова использовать – это один случай, а если он получает успокоение в том, что повторяет строчки из кинолент – это уже иная ситуация.
  • Важно, чтобы проблемы ребенка изучил опытный специалист-психолог, который сможет определить, что лежит в основе речевых повторов.
  • Тем не менее, существуют определенные приемы, которые родители могут успешно использовать, чтобы сократить число случаев эхолалии в старшем детском возрасте или при наличии диагноза РАС.

Когда эхолалия вызвана плохими речевыми навыками

Эта причина является наиболее частой: ребенок не знает, что сказать, поэтому просто повторяет за взрослым. Такая ситуация не требует «лечения» эхолалии как таковой: нужно преодолевать задержку речевого развития.

Если ребенку не хватает лексики, чтобы спонтанно использовать ее для вопросов, ответов и диалога, нужно работать над увеличением словаря.

Если малыш использует эхолалию для ответов на вопросы, нужно определить, знает ли он вообще, как на них отвечать. Если нет, это незнание нужно насытить умением правильно реагировать в диалоге с вопросами от собеседника.

В этой ситуации работа специалиста сводится к развитию навыков, пребывающих в зачаточном состоянии. Необходимо, чтобы новые крепкие навыки вытеснили временно заменяющую их эхолалию.

Когда ребенок использует эхолалию для просьб

Возможно, вам знакома ситуация, когда ребенок говорит вам: «Взять тебя на руки?» (имея, конечно, ввиду «Возьми меня на руки»). В данном случае он использует услышанную от вас в определенных обстоятельствах фразу и не задумывается о ее точном смысле. Произнесите правильный вариант и попросите малыша повторить его, чтобы верные слова отложились в памяти.

Если ребенок все лучше понимает речь, можно также реагировать и на его ошибки как на отдельные фразы. Он говорит вам: «Ты хочешь печенья?» Ваш ответ: «Я не хочу, а ты – хочешь. Скажи правильно: дай мне печенья». Такой подход еще больше подчеркивает разницу между тем, что говорит ребенок, и что он имеет в виду.

Когда ребенок отвечает эхолалией на вопросы

Очень часто в качестве ответа на вопрос ребенок повторяет его последнее слово.

Вот ряд шагов, как обучить малыша самой идее вопроса и ответа (переход на следующую ступеньку может занимать несколько недель):

  1. Выберите один тип вопроса (например: «ты хочешь это?» или «что это?»)
  2. Задавайте вопрос и тут же отвечайте на него сами, не делая паузы. Это звучит так: «Хочешь морковку? Да». В идеале, ребенок начнет имитировать слово «Да». Продолжайте эту практику, пока ребенок не будет стабильно повторять за вами последнее слово-ответ.
  3. Снова задавайте вопрос, но уже на этот раз добавляйте к нему только первую букву ответа. «Хочешь морковку? Д-д-д…». Этим вы поощряете малыша сказать весь ответ самостоятельно. Если у вас это не получается, произносите слово «Да» сами, но затем все равно возвращайтесь к одной лишь первой букве. Добейтесь того, чтобы первой буквы было достаточно, чтобы ребенок произносил остаток ответа сам.
  4. Снова задавайте вопрос, но теперь лишь артикулируйте первую букву, не произнося ее вслух. Показывайте на свой рот, чтобы ребенок видел, что вы готовы произнести звук.
  5. Отказывайтесь от подсказок полностью, добившись стабильного ответа на свой вопрос.
  6. Когда один вид вопроса освоен, переходите к другому. Продолжайте обучение, пока не создадите у ребенка большого запаса готовых вопросов и ответов на них. Такой подход повышает шансы на то, что малыш начнет спонтанно использовать накопленные знания.

Когда ребенок повторяет вашу фразу

Что такое эхолалия – как противодействовать – практические советы

Этот вид эхолалии заставит вас изменить точку зрения на то, какой вы вдумчивый родитель и старательный логопед. Вот как выглядит такая эхолалия:

Логопед: «Миша, как говорит собака?»

Миша: «Гав-гав. Молодец, Миша!»

В этот момент вы осознаете, что произносили фразу «Молодец, Миша» всякий раз, когда малыш давал правильный ответ, и она закрепилась у него в памяти.

Важно погасить эту эхолалию, поскольку она не несет в себе никакой полезной функции. Приступают к работе обычно так: повторяют за ребенком его слова, делают паузу и затем используют другие слова похвалы. Вот как звучит диалог:

Логопед: «Миша, как говорит собака?»

Миша: «Гав-гав. Молодец, Миша!»

Логопед: «Гав-гав. (пауза) Собака говорит «Гав-гав», ты прав».

Если подобный подход не решает проблемы, тогда вам нужно откатиться в обучении на несколько стадий назад. Предлагайте малышу вопрос и ответ вместе: «Как говорит собака? Гав-гав». Если он пытается добавить «Молодец, Миша!», перебивайте его и снова повторяйте «гав-гав». Ребенку понадобится время, чтобы переучиться: со временем такая эхолалия сойдет на нет.

Когда эхолалия служит целям самостимуляции

Некоторые дети используют эхолалию для развлечения и ухода от тревог. Мы называем такое применение эхолалии самостимулирующим, потому что оно служит цели получения удовольствия.

В этом случае эхолалия является еще одним примером стереотипий или «стимов», наблюдаемых при аутизме. Некоторые дети «стимятся» раскачиваясь вперед-назад или делая взмахи руками. Другие используют для этого речь.

Такое поведение можно часто встретить, когда дети чем-то обеспокоены.

Если ребенку  приходится сталкиваться с непредсказуемым внешним миром, если он не понимает, что происходит вокруг него и по какой причине, он может найти убежище в чем-то знакомом и предсказуемом – например, в цитировании наизусть всего фильма. Это ободряет и дает успокоение: фильм известен заранее и всегда останется одинаковым, что бы ни случилось.

Другие дети с РАС могут прибегать к отложенной эхолалии как к стиму, когда испытывают скуку или отстранились от мира вокруг. Они сбегают в собственный мир, где в кинотеатре внутри их головы идет «Золушка», и они могут смотреть ее сколько угодно, повторяя за героями их слова в качестве развлечения.

Имейте в виду, что по сути – это способ получения удовольствия, который сам по себе не несет никакого вреда. Ребенку должно быть позволено проводить часть времени в использовании эхолалии в качестве развлечения — аналогично тому, как юный футболист может проводить несколько часов, гоняя мяч. Тем не менее, есть ситуации, когда такую эхолалию разрешать нельзя.

Например, когда ребенок находится в классе, и учитель проводит урок, эхолалии-отвлечения недопустимы. Аналогично обстоят дела с помещениями, где необходимо соблюдать тишину (например, библиотека, театр, кинотеатр). Если не научиться гасить эхолалию, ребенок не сможет посещать занятия и быть частью общества.

  • Если причина состоит в стрессе, нужно найти альтернативные способы гашения эмоций или разъяснить ситуацию. Можно использовать социальные истории, чтобы ребенок четко представлял себе, что происходит вокруг, и какой реакции от него ждут. Кроме того, можно обучить малыша приемам самоуспокоения, используя дыхание и предметы-«якоря».
  • Если же причина – в скуке или отрешенности, нужно вовремя вернуть ребенка в наш мир. Для этого учитель может время от времени адресовать малышу вопросы, чтобы удержать на себе детское внимание. Если вы понимаете, что стимов не избежать, делайте их менее выраженными и заметными – выдайте ребенку резиновый мячик, который можно вертеть и сжимать в руках, или же бусы-четки для перебора пальцами.
  • Если ребенок не осознает, что использует эхолалию, а просто следует привычке, его нужно научить правилам саморегуляции: когда можно говорить вслух, а когда – нет. Используйте визуальное напоминание, чтобы ребенок помнил, что время на уроке – не для стимов. Часто осознание ребенком своего поведения и установление лимитов, если и не решают проблему, то позволяют держать ее под контролем.

  Как преодолевать выраженные трудности со сном у ребёнка с РАС

Как использовать эхолалию для наработки готовых речевых шаблонов с личным местоимением Я

Многие дефектологи и психологи акцентируют внимание на методе «говорить от лица ребенка», который особенно эффективен для детей с РАС на первом порах появления эхолалии.

По сути вы должны озвучивать желания ребенка и описания действительности от ЕГО ЛИЦА — предоставляя ему ДЛЯ ПОВТОРА (!) готовые фразы в распространённых житейских обстоятельствах.

Например, для начала сопровождайте все действия по самообслуживанию и описанию текущего момента Я-конструкциями:

  • Что ты делаешь? — Я кушаю. Я иду по дороге. Я иду ножками. Я купаюсь. Я купаюсь в ванне. Я одеваюсь. Я одеваю носки на ноги. Я кладу ботинки на место. Я мою руки.

Также сопровождайте Я-конструкциями все моменты, когда особенно важно, чтобы ребенок поскорее научился объяснять свои чувства и желания:

  • Ребенок капризничает. Вы предлагаете: «Объясни словами: что ты хочешь?» — Я устал. Я хочу отдыхать. Я хочу кушать. Я хочу спать. Я хочу пить. Я хочу на руки. Я хочу на качели.

Постепенно можно включать в перечень Я-конструкций свои предположения об эмоциях, которые очевидно испытывает ребенок:

  • Папа пришел с работы — «Я рад папе».
  • Вы с малышом нашли игрушку в процессе игры в прятки — «Я рад кукле».
  • Ребенок ищет по комнатам бабушку после ее визита в гости — «Где бабушка? Я скучаю за бабушкой».
  • Ребенок боится собаки на улице — «Я боюсь собаку».
  • Ребенок крепко обнимает маму, снова увидев ее в конце дня в детском саду — «Я люблю тебя / Я люблю маму».

Это ВЫ говорите эти слова: «Я кушаю», «Я хочу на руки» и т.п. Согласно опыту многих специалистов и теории формирования речи у детей с РАС в эти моменты ребенок запоминает формулировки соответственно обстоятельствам и эмоциям. Они фиксируются в памяти, из которой потом может быть сформирована речь при РАС – пусть и не самыми обычными путями и темпами.

Является ли эхолалия при РАС проявлением положительной динамики?

Как уже отмечалось, нейротипичные дети тоже проходят стадию эхолалии как переход к спонтанной речи, но длится она у них не очень долго. У детей с РАС этот переход отнимает больше времени, но все равно нередко случается.

Читайте также:  Откуда у детей вши – средства от головных паразитов

По мнению многих специалистов, если при эхолалии нарастает разнообразие и интенсивность в течение дня, то это хороший знак на пути к самостоятельной речи. Тем более, когда вы слышите от ребенка достаточно чистое и гладкое произношение при повторе слов и фраз.

Очень часто у детей с РАС страдает грамматика, усвоение личных местоимений, предлогов, склонения прилагательных и спряжения глаголов. Но многократно повторенные словесные блоки все-таки анализируются мозгом и используются не вхолостую, а чтобы превратится в спонтанную речь.

Такой переход у детей с аутизмом, как правило, происходит в более позднем возрасте, с большими усилиями и зачастую без вполне гладкого конечного результата.

Однако вербальные взрослые люди с аутизмом подтверждают гипотезу о том, что накопленные при эхолалии целые фразы со временем дробятся на части, которые соединяются друг с другом — для создания новых сочетаний. Например, Темпл Грандин, известная женщина с аутизмом, описала такой опыт следующим образом:

«Вот что происходит: когда на моем жестком диске записывается все больше фраз, тогда я могу комбинировать их разными способами, и моя речь уже не напоминает включенный диктофон. Это постепенный процесс: с каждым днем ты говоришь все лучше, и лучше, и лучше».

Перевод с дополнениями
Источник:

Echolalia: When Children Repeat What You Say


http://autismdigest.com/echolalia-on-the-spectrum/

Источник: http://www.corhelp.ru/narusheniya-i-pomoshh/eholaliya-chto-eto-i-kak-ee-ispolzovat-dlya-razvitiya-rebenka/

Эхолалия

Что такое эхолалия – как противодействовать – практические советы

Эхолалия – это симптом расстройства речи, проявляющийся неконтролируемым автоматическим повторением слов или фраз, произнесенных другим человеком. Эхолалические явления нормальны при становлении речи до двухлетнего возраста, позже они рассматриваются как симптом психического или неврологического заболевания. Признаки эхолалии: повторение окончаний фраз собеседника, отсроченное воспроизведение его просьб и вопросов, цитирование реплик из фильмов. Диагностика выполняется клиническим методом. Лечение основано на психокоррекции.

По клиническим проявлениям эхолалия бывает двух типов: немедленная и отсроченная. При первом варианте пациенты неосознанно повторяют только что услышанные слова и фразы.

Например, ребенок, на вопрос: «Ты будешь яблоко или банан?», отвечает: «Банан», даже если хочет яблоко (он неспособен выбрать ответ). При отсроченной форме расстройства повторяется информация, услышанная некоторое время назад.

Пример: воспроизведение фраз из диалога в фильме.

Эхолалии в рамках нормального речевого развития могут наблюдаться в возрасте 1-1,5 лет. Постепенно потребность в них исчезает. Патологическая эхолалия ярко проявляется после 2-3 лет.

Дети не овладевают самостоятельной речью, а продолжают повторять фразы за окружающими.

Весь их активный словарный запас может состоять из предложений, часто повторяемых мамой, из реплик мультипликационных героев, монологов ведущих телепередач.

Эхолалия – это автоматическое, однако не бессмысленное повторение фраз.

Она выполняет несколько важных для пациента функций: помогает поддерживать разговор, понимать собеседника, обозначать предметы и явления.

Больные с аутизмом используют автоматическое повторение слов как ритуал для восстановления эмоционального равновесия или как инструмент самостоятельной стимуляции (повторяя фразы, вызывают возбуждение).

Причины

В основе эхолалии лежит расторможение имитативного (подражательного) рефлекса, который является наиболее простым способом освоения сложных навыков и речи детьми.

Подражание взрослому проявляется немедленной эхолалической реакцией. Если рефлекс своевременно не заменяется другими техниками освоения речи, значит, присутствует его расторможенность.

Причины эхолалии можно разделить на две большие группы: физиологические и патологические.

На раннем этапе развития речи ребенок может активно использовать имитацию при общении с взрослым. Механизм повторения слов и фраз постепенно замещается самостоятельной спонтанной речью, но может быть растянут во времени или вновь возвращен в результате ряда причин:

  • Несформированность речевых навыков. Когда ребенок не знает что сказать, он просто копирует слова взрослого. Речевые эхо-повторения возникают у детей, которые не обладают достаточным запасом лексики, не могут спонтанно создавать фразы для ответов на вопросы.
  • Непонимание лексико-грамматических конструкций. В развитии речи возможен этап, на котором ребенок понимает значения слов, но не умеет правильно составлять их в предложения. Повторение вопросов он использует для просьб. Например, озвучивает услышанное ранее; «Ты хочешь есть?», чтобы сообщить маме, что голоден.
  • Переживание стресса. Новая обстановка и необходимость общаться с незнакомыми людьми могут стать причиной регресса речи у ребенка. В стрессовой ситуации эхолалия возвращается как наиболее простой способ коммуникации.
  • Привычка. Иногда ребенок осознает, что повторяет фразы взрослого. Он делает это по привычке, следуя закрепленному шаблону. Причиной такого речевого поведения является несформированность навыка саморегуляции. Чтобы избавиться от симптома, необходимо указывать ребенку на неприемлемость использования эхолалий.

Причины патологической эхолалии

У взрослых и детей старше 2-летнего возраста эхолалическая симптоматика проявляется при психических и неврологических заболеваниях.

Отсроченная эхолалия характерна для расстройств психики, связана с нарушением целенаправленности познавательных процессов.

Немедленные эхолалические реакции развиваются вследствие поражения или недоразвития лобных долей мозга ответственных за контроль деятельности. Патологические причины представлены следующими заболеваниями:

  • Расстройства аутистического спектра. Эхолалия – распространенный симптом речевых нарушений при раннем детском аутизме. Автоматическое многократное повторение предложений используется как средство саморегуляции эмоций, поведения. Также симптом может наблюдаться при синдроме Аспергера.
  • ЗПР и олигофрения. При заболеваниях с интеллектуальным отставанием отмечается недостаточное развитие речи. Эхолалия позволяет компенсировать дефицит словарного запаса, навык самостоятельного построения высказывания. При умственной отсталости эхолалические симптомы часто сочетаются с эхопраксией – имитацией жестов, поз, движений.
  • Шизофрения. Эхолалия возможна при кататонической шизофрении. Она может носить отставленный характер, не быть связанной с актуальной ситуацией. Встречаются варианты с механическим повторением без интонации, с точным повторением («патефонная» речь), со своеобразной модуляцией («попугайная» речь).
  • Органические поражения головного мозга. Эхолалия возникает при патологиях, затрагивающих лобные доли. При болезни Пика изначально отмечается неточное повторение речи в сочетании с сенсорной афазией, которое сменяется истинными эхолалическими реакциями. После инсульта при сенсорно-моторной афазии формируется автоматическая эхолалия с возможным обратным развитием. Атеросклероз сосудов может сопровождаться непостоянной неточной эхолалией.
  • Генетические психоневрологические заболевания.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/symptom/speech/echolalia

Эхолалия у детей – примеры из практики логопеда

Ко мне на занятие зашел приятный молодой человек, посмотрел на меня и сказал: «Будешь чай с медом?».

«Чай с медом?»,- переспросил я.

«Будешь чай с медом»,  — более настойчиво сказал он мне.

Он просит пить, пояснила мне мама. С этими словами она подошла к кувшину и налила воды. Мальчик, радостно улыбнулся и стал с удовольствием пить воду.

Что такое эхолалия – как противодействовать – практические советы

Эхолалия у детей — это повторение одних и тех же звуков, слов, предложений, цитат или рассказов.

Содержание

Что такое эхолалии у детей на самых простых примерах

В большинстве случаев эхолалии является нормальным явлением для детского возраста, так как малыш экспериментирует с навыками произношения слов, построения предложений и учиться общению. Эту  стадию  речевого развития проходят  почти все дети в возрасте до 2 лет.

  • После двух летнего возраста дети начинают использовать большее количество слов и их речь усложняется.
  • К 3 годам дети способны выражать свои мысли через предложения, чтобы общаться с окружающими, поэтому эхолалия  в их речи практически отсутствует.
  • Существует две основные функции у эхолалий это общение и саморегуляция.
  • Общение для поддержания разговора, обдумывания ответов, уточнение значения слов, игры и веселья.
  • Саморегуляция для того, чтобы спланировать собственные действия, привести себя в спокойное состояние, получать удовольствие от произносимых звуков и слов.

Эхолалии для общения

Вот некоторые примеры из практики, когда эхолалия используется для общения:

Для обдумывания ответа, поддержания   разговора и принятия решения

Детям  необходимо различное время на то, чтобы обдумать свои мысли, сформулировать их и сказать. Чтобы не молчать длительное время, они предпочитают эхолалию. Это дает возможность получить столько времени, сколько им необходимо.

  1. «Пойдем, кушать?» – спрашивает мама
  2. «Кушать»,–  повторяет малыш.
  3. Пауза на обдумывание.
  4. Нет, не хочу, — хочу играть.

Для уточнения значения слова

Слова, которые слышат дети, не всегда понятны по смыслу, поэтому им необходимо уточнять значение слов, чтобы оставаться в контакте.

Мама:  Поехали в парк, будем прыгать на батутах

Ребенок: « В парк?»,  – переспрашивает ребенок и смотрит недоуменно на маму.

Мама: Да, в парк там есть батуты будем прыгать и играть.

Ребенок: Да, хочу в парк – поедем.

В этом примере ярко видно, как ребенок уточняет значение слова. В предложении, которое говорит мама, есть  знакомые слова «прыгать» и «веселиться» и он с помощью мыслей связывает действия с предметом (батут) и ему становиться понятно, что парк, это место где можно прыгать и играть, а это весело и он туда непременно хочет попасть.

Для игры и веселья

Иногда дети повторяют целые предложения или цитаты из своей жизни и мультфильмов.

«Стоять бояться!»,  – вскрикивает двухлетняя девочка и выставляет вперед палец.

Эту фразу она подхватила от своего брата, который играл в войнушку.

Взрослые, конечно же, не смогли пройти мимо этого милого хода.  Возможно, подхватили эту идею: подняли руки вверх и  засмеялись. В следующий раз, когда хочется поиграть,  девочка с большой охотой повторяет эту фразу, чтобы вызвать родителей на игру и немного повеселиться.

  • Еще один интересный пример использования эхолалии для общения.
  • На замечание взрослого:  «Не облизывай поручни в трамваи, там микробы»
  • Мальчик начинает пересказывать цитату из мультфильма «Смешарики» про микробы и вирусы: «Бактерии обладаю супер свойствами, когда они попадают в организм, то начинается…»
  • В этом примере внешняя ситуация спровоцировало эхолалию и началось общение.

Эхолалия как способ саморегуляции

Саморегуляция –  это навык, с помощью которого ребенок может привести себя в спокойное состояние.  Дети чувствуют себя спокойнее и увереннее, когда повторяет услышанные ранее слова,  это помогает «поймать» нить разговора и настроиться на дальнейшее общение.

Для планирования действий

Планирование действий – у ребенка разговор с самим собой может проявляться как в форме внутреннего диалога, так и в форме внешнего разговора с окружающими. Например, он может перечислять услышанные ранее слова или фразы.

Будешь руки мыть.Кушать. А потом, пойдем гулять.

При помощи эхолалии он облачает внутреннюю речь во внешнюю форму, чтобы разобраться в своих дальнейших действиях и мыслях.

Для того, чтобы успокоиться и почувствовать себя в комфорте

  1. Для всех знакома ситуация, когда ребенок адаптируется к детскому саду и первое время ему нелегко находиться в новом помещении  с незнакомыми взрослыми.

     Поэтому чтобы себя успокоить он  ходит и повторяет  фразу, которую ему говорила мама перед уходом:

  2. «Ты поиграешь, и я за тобой приду».

  3. Повторяя эту фразу, он успокаивается и у него появляется возможность переждать этот не спокойный промежуток времени до прихода мамы.

Для получения удовольствия от звуков

Иногда дети могут ходить и повторять звуки их сочетания,  слова или фразы для того, чтобы послушать как они звучат. Они получают удовольствие от самого произношения звуков.

Давайте вспомним себя, как мы ходим и поем один и тот же кусочек песни, а потом с досадой говорим:  «Ой привязалась… ». Cначала нам нравиться звучание голоса, эмоции от песни,  сочетание слов и мы их произносим, получая от этого удовольствие, потом мы  устаем  и перестаем  это делать.

Дети также как и мы могут наслаждаться произносимой фразой.

Когда эхолалии мешают?

Если же рассматривать эхолалию как проблему, то она появляется у детей с трудностями в развитии. Им требуется больше времени на формирование речевых и прочих навыков, чем обычным детям. Поэтому эхолалия, в таком случае, является своеобразным «мостом» вспомогательным средством.

«Хорошо ли, что у ребенка есть эхолалии?», — в большинстве случаев да. Таким образом, ребенок выражает свои потребности,  желания. Это средство общения и коммуникации, которые  необходимо  развивать.

В каких случаях эхолалия затрудняет общение:

  • Когда она мешает усвоению новых учебных навыков
  • Когда она мешает общению
  • Когда эхолалия используется ребенком для самостимуляции

Какие учебные  цели можно поставить при работе с эхолалиями:

  • обучение ответам на вопросы кто, что;
  • поддержание беседы;
  • уcкорить  темп речи;
  • поработать с интонацией;
  • поддержать адресную коммуникацию.

3 важных условия для преодоления эхолалии

1. Ребенку и вам нужно  находиться в спокойном состоянии

Первое и обязательно условие — это достаточные навыки саморегуляции. Например, если при вашей попытке задать вопрос, ребенок разворачивается и уходит, или это выводит его  из равновесия, то лучше пока с диалогом при помощи слов повременить и поработать над навыками саморегуляции или неречевыми средствами общения.

2. Желание общаться и нахождение в контакте

Чтобы поддерживать разговор при помощи слов нужно хотеть общаться.  Желание общаться – ключевой навык для контакта.

3.  Понимание вопросов и интересная тема для общения

Тема для разговора должна быть понятна и интересна. Если вопросы не понятны, то ребенок может повторять слова для уточнения их смысла. Поэтому нужно обязательно убедиться в том, что ребенок понимает вас, иначе с увеличением количества вопросов, будет увеличиваться смысловая нагрузка и продолжать общение будет очень сложно.

8 шагов к расширению навыков ведения диалога  от эхолалии к ответам на вопросы

Это примерная последовательность шагов, которую вы можете взять для ориентира.

Шаг 1. Начинаем работу над диалогом с очевидных ответов на вопросы со зрительной опорой.

Зрительная опора эта предметы, картинки, книги, т.е. то, что ребенок видит перед собой.

Вопросы, которые стоит задавать это вопросы о предметах, действиях, свойствах: «Кто это?», «Что это?», «Что делает?», «Какого цвета?» Например:«Что это?»?-  мяч.

Шаг 2.  Ответы на вопросы на очень хорошо знакомую тему с неочевидными ответами, со  зрительной опорой.

Например, на вопрос что это?? – ответ очевиден «Машина», но если вопрос задать немного по-другому:  «Что умеет ездить?» То при рассматривании книги появляются варианты (например, еще нарисован автобус), т.е. ответ неочевиден для человека, который задает вопрос.

Шаг 3.  Ответы на вопросы на очень хорошо знакомую тему без  зрительной опоры.

Это могут быть очень простые и очевидные вопросы. Например: «Кто мяукает? Как мяукает кошка?» Или  вопросы с вариативными ответами. Например: «Что делает кошка?» (при зрительной опоре ответ очевиден), но без зрительной опоры он может вас удивить. Один ребенок сказал мне, что кошка прыгает.

 Шаг 4. Следующий важный этап – это увеличение времени диалога

Вопросы того же типа, но здесь появляется новая задача: увеличение времени общения. Тут от вас потребуется смекалка и воображение. Важно, чтобы ребенку не было скучно, и постепенно нужно расширять темы для разговора.  Т.е. на этом этапе становиться важным показатель – это время ответов на вопросы.

Шаг 5. Провокация и размышление

Когда время диалога увеличиться и станет понятно, что можно вести небольшую беседу (показатель времени очень условный, важно опираться собственные ощущения: стало можно поговорить).

В этот момент можно задавать такие вопросы, которые требуют размышления: «Почему? Зачем? Куда?»Такого рода вопросы стимулируют  размышление и учат задавать встречные вопросы.

Шаг 6. Включение навыка диалога  в сюжетные и подвижные игры.

Например, ребенок может забраться под стол и ему можно задать вопрос: «Кто в домике живет?» Если вдруг ребенок ответит, назвав себя героем мультфильма, то, это можно переводить в сюжетную игру и тогда диалог, который был проигран на предыдущих шагах, начинает жить в игре ребенка.

Шаг 7. Разговор про яркие события, которые произошли в недалеком прошлом.

Это может показаться на первый взгляд простой задачей, но это не так. Важно, чтобы расспрашивающий не был участником события, иначе пропадает интерес к общению. Также очень важно, чтобы это было не рядовое событие, типа поспал, покушал, позанимался, т.к. здесь отсутствует интерес.

Отличным примером будет диалог папы с сыном, на тему цирка, из которого они вернулись недавно  с мамой.

Шаг 8. Находим общие интересы для участников общения. Придумываем сказки и истории.

Здесь на помощь могут прийти любимые мультфильмы, сериалы. Как вариант, можно рассказывать, что происходило сегодня, и обсуждать это. На этом этапе важны события прошлого и будущего.

Дополнительные материалы на тему развития активной речи Вы можете найти в статье «Занятия по развитию речи дома».

Скачать электронную книгу «Самые важные шаги для развития речи». В этой книге собран опыт практической работы с детьми с самыми различными нарушениями речи и изложить все это максимально понятно для обычного родителя.

Заключение

Итак, мы с вами разобрали, что такое эхолалия у детей, и теперь, я надеюсь, вы будете разбираться в этой теме на порядок лучше.

Если у вашего ребенка эхолалия, убедитесь, что развитие речи соответствует возрастным нормам. Если же есть задержка, вы можете принять участие в работе on-line школы развития речи «Круг общения».

Вы научитесь самостоятельно профессионально заниматься со своим ребенком. При поддержке специалистов школы разработаете индивидуальную программу, получите сопровождение на все время обучения. Сами выберете удобный для вас формат общения – по скайпу или через любой из мессенджеров. Все видеозаписи консультаций останутся у вас навсегда. Присоединяйтесь к on-line школе по ссылке.

До скорого!

Логопед-дефектолог  Андрей Шевченко

Источник: http://si-speech.ru/razvitie-rechi/exolaliya-u-detej-primery-iz-praktiki-logopeda.html

Эхолалия у детей: причины, симптомы,виды, лечение, коррекция

  1. Эхолалия у детей (эхолалия в детской речи)
  2. Эхолалия у взрослых
  3. Как лечить эхолалию у детей и взрослых?
  4. Эхолалия при аутизме

Эхолалией называется специфическое речевое поведение, при котором пациент автоматически повторяет услышанные фразы, слова, слоги или даже отдельные гласные либо согласные звуки. У детей данное состояние отмечается значительно чаще, чем у взрослых, в силу особенностей детского «знакомства с миром», о которых мы поговорим ниже. В психиатрической практике эхолалия разделяется на две базовые категории:

  1. немедленная – характеризуется моментальным воспроизведением слов или фраз окружающих. Например, при немедленной эхолалии на вопрос «хочешь игрушку?» ребенок быстро отвечает «хочешь игрушку!», но затем оказывается, что игрушки он не хотел;
  2. отсроченная (задержанная) – выражается в повторении словоформ не мгновенно, а по прошествии некоторого времени – нескольких часов, суток или даже недель. При этом повтор фраз происходит самопроизвольно, вне зависимости от окружающих факторов.

Эхолалия любой из вышеуказанных форм также может разделяться на истинную (точное повторение слов) и митигированную (повторение слов с некоторой их трансформацией).

На ранних этапах развития немедленная эхолалия в детской речи часто служит лишь указанием на то, что малыш услышал обращенные к нему слова, и что он может понимать и воспроизводить устную речь. Однако данная форма может также указывать и на недостаточность речевых центров (у детей) либо наличие моторной афазии – двигательного речевого поражения (у взрослых).

В любом случае немедленное речеподражание оценивается как более благоприятная форма заболевания по сравнению с отсроченным. Отсроченная эхолалия чаще всего возникает вследствие нарушения некоторых психических процессов.

  Мизантропия, или Что делать, если я ненавижу людей?

Как побочное явление эхолалия может сопутствовать следующим состояниям:

  • аутизм, РАС;
  • синдромы Ретта и Туррета;
  • кататоническая шизофрения;
  • задержка развития;
  • патологии центральной или периферической нервной системы, а также прочие неврологические расстройства;
  • поражения лобных долей мозга;
  • нарушения зрительной или слуховой функции – недоразвитие речи достаточно часто наблюдается среди слабовидящих и тугоухих детей из-за ограничения чувственного (зрительного или слухового) познания;
  • имбецильность, олигофрения и др.

При глобальных расстройствах психики отложенная эхолалия у детей и взрослых обычно встречается в сочетании с девиантным поведением. Потому коррекция речи при аутизме не менее важна, чем работа с социализацией.

Стоит ли обращаться к врачу

Стоит ли при выявлении эхолалии у своего ребенка родителям немедленно обращаться к врачу? Ответ на этот вопрос зависит от возраста малыша.

Активное формирование речевой функции происходит от 6-7 месяцев и до года, а также в промежутке от 3 до 4-х лет. В это время повторение слов и фраз способствует развитию сигнальной системы и улучшает коммуникативные навыки.

То есть, эхолалия у малышей младше 4-х лет в большинстве случаев является физиологической нормой.

Но если речеподражание сохраняется после 4-х лет, то следует проконсультироваться у специалиста. На патологические процессы указывает эхолалия, сочетающаяся с задержкой психо-моторного развития.

Виды нарушения

Различают отсроченную и немедленную эхолалию.

При немедленной форме нарушения пациент моментально повторяет последнее услышанное слово собеседника. Нередко дети с немедленной эхолалией произносят слова, услышанные по телевизору и радио.

Это нормальное поведение совсем маленьких детей, которые только учатся говорить.

Немедленное повторение чужих слов для детей старшего возраста свидетельствует о том, что ребенок не понял сказанное, и воспроизводит чужую речь, чтобы выиграть время на осознание этого слова.

При аутизме, нарушении умственного развития и других расстройствах, немедленная эхолалия означает, что ребенок услышал собеседника, но не смог осознать значение слова. У детей с аутизмом такое повторение чужой речи – это своеобразный способ поддержать разговор.

Отсроченная эхолалия растянута во времени. Ребенок может повторять чужие слова и целые фразы спустя несколько минут, часов или даже дней. Фразы повторяются совершенно спонтанно, независимо от действия окружающих факторов.

Формы заболевания

Патология проявляется двумя формами:

При немедленном речеподражании ребенок практически сразу же произносит услышанное от взрослых или других детей слово или фразу. Повторять он может и слова, произносимые в телевизоре, по радио.

Немедленный тип эхолалии характерен для периода становления речи. При патологии повторение фраз дети заполняют тот отрезок, который им необходим для осмысления услышанного.

  • При отсроченной эхолалии услышанные речевые выражения дети повторяют спустя некоторый промежуток времени, который может занимать по продолжительности от 10-15 минут до 5-7 суток, а иногда и исчисляется месяцами.
  • ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ: Ацетонемический синдром у детей, причины, симптомы, способы лечения
  • Такое звукоподражание считается компенсаторным, то есть выполняет ряд функций, таких как:
  • Аутостимуляция. Ребенок повторением слов и фраз пытается прочувствовать эмоции, когда-либо испытанные им в прошлом;
  • Передача окружающим своего настроения. С помощью повторения слов малыш демонстрируют не свое знание обозначения понятия, а его эмоциональную нагрузку;
  • Обобщение и систематизация информации. Повторяя предложения и слова, малыш воспроизводит в своей памяти то, что уже произошло и старается это осмыслить.

Немедленная форма эхолалии до 4-5 лет не должна у родителей вызвать беспокойства при отсутствии других признаков нарушения работы органов ЦНС.

При выявлении отсроченного речеподражания уже нужно насторожиться, и, если оно не проходит, пройти обследование.

Эхолалия у детей (эхолалия в детской речи)

У детей без нарушений психического развития функции немедленного речеподражания в раннем возрасте таковы:

  • поддержание беседы. Например, ребенок уже знает, что диалог складывается из обмена фразами, но его собственный лексический запас пока еще мал и нужные слова подобрать трудно. Поэтому малыш просто повторяет услышанное, чтобы показать, что готов взаимодействовать с собеседником;
  • желание выразить согласие. По наблюдениям психологов, немедленным речеподражанием часто пользуются дети, уже выучившие слово «нет», но еще не знающие слова «да». Повторяя услышанное, они дают понять, что соглашаются с человеком;
  • освоение речи. Здесь ситуация подобна процессу усвоения иностранных языков, когда учащийся вновь и вновь повторяет слово, чтобы понять его и запомнить. Ребенок, который только начинает осваивать устную речь, действует по такой же схеме.

В норме симптом повторения услышанного типичен для малышей, поскольку разговорные навыки формируются в два этапа: 6–12 мес. и 3–4 года.

Таким маленьким детям свойственно повторять всё услышанное для обогащения словарного запаса и формирования «базы» взаимодействия с миром.

Если же ребенок уже достиг четырехлетнего возраста, но эхолалия к этому времени все еще продолжает оставаться его основной формой речи, необходимо обратиться за помощью к специалистам – психологу, психоневрологу, логопеду, коррекционному педагогу.

Причины

Основной причиной патологической эхолалии считаются органические или функциональные поражения разных отделов головного мозга, в результате которых возникает дисбаланс между процессами возбуждения и торможения.

Эхолалия может быть одним из симптомов таких заболеваний, как:

  • Аутизм;
  • Энцефалопатия;
  • Болезнь Пика, при которой происходит атрофия лобных долей мозга;
  • Шизофрения;
  • Синдром Ретта. Генетическая аномалия, характеризующаяся задержкой моторного развития, психическими отклонениями;

Источник: https://cosmeton.ru/deti/eholaliya-eto.html

Преодоление явлений эхолалии

ЧТО ТАКОЕ ЭХОЛАЛИЯ

Эхолалия (echolalia) представляет собой неконтролируемое повторение услышанных фраз и слов. С одной стороны это является неотъемлемой ступенью в формировании второй сигнальной системы у ребенка.

Так, речеподражание рассматривается как характерная возрастная норма для годовалого малыша и детей до 3 лет.

С другой стороны – при сохранении явления у лиц старше 4 лет эхолалия может быть рассмотрена как патологический симптом.

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ

  • поражение головного мозга;
  • аутизм;
  • шизофрения;
  • синдром Ретта;
  • синдром Туретта

ПРЕОДОЛЕНИЕ ЯВЛЕНИЙ ЭХОЛАЛИИ

Работа проводится поэтапно:

этап 1. Посадите ребенка лицом к себе за небольшим столом. Ребенок должен сидеть спокойно и наблюдать за вами.

Выберите 4 или 5 вопросов, на которые ребенок не знает ответа, например: «Почему поют птицы?» или «Где находится Лондон?», «Сколько у тебя братьев и сестер?» или «Почему деревья зеленые?».

Придумайте вопросы такого типа с вопросительными словами «как?», «почему?», «кто?», «где?», которые будут более уместными именно для вашего ребенка. Также выберите несколько вопросов, на которые ребенок знает ответы, например: «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?», «Кто это?» (показывая на мать ребенка).

Теперь задайте первый вопрос, например: «Почему поют птицы?» — быстро и негромким голосом. Затем немедленно дайте правильный ответ: «Я не знаю» — очень громко. Пробуйте экспериментировать с громкостью своего голоса, до тех пор пока ребенок не будет повторять правильный ответ, а не вопрос. Поощрите его за правильный ответ.

Этап 2. Постепенно начните повышать громкость вашего вопроса, при этом постепенно понижая громкость ответа.

Если ребенок начинает повторять вопрос в ходе этого процесса, резко скажите ему «нет» и уменьшите громкость вопроса. Чтобы ребенок не повторял вопрос, останавливайте его ответ при предъявлении вопроса.

Тем самым вы предотвращаете повторение вашей фразы. Смысл этой техники в том, чтобы научить ребенка не реагировать на обращенный к нему вопрос.

Этап 3. Теперь задайте вопрос «Почему поют птицы?» обычным голосом и задержите ответ. Когда ребёнок сможет сдержать эхолалический повтор вопроса и даст правильный ответ «Я не знаю» без Вашей помощи, то можно считать, что ребенок овладел заданием.

Этап 4. Когда вы научите ребенка ответу «Я не знаю» на те вопросы, на которые он не знает ответа, можете переходить к вопросу, на который ребенок уже знает ответ, например: «Как тебя зовут?» (ребенок называет свое имя, и вы его поощряете).

Если ребенок не может ответить или отвечает неправильно, подскажите ему правильный ответ. Нужно использовать вопросы, на которые ребенок уже даёт правильные ответы и затем чередовать их с теми вопросами, на которые ребенок не знает правильного ответа.

Это даст ребенку возможность различать те вопросы, ответ на которые он знает и те, которые не знает, что должно помочь ему избежать ответа «Я не знаю» на все задаваемые вопросы.

Этап 5. Задайте теперь другой вопрос, на который ребёнок не знает ответа, и тренируйте правильный ответ «Я не знаю», продолжая при этом чередовать его с вопросами, на которые ребёнок отвечает правильно.

Белякова Ирина Юрьевна
Учитель – логопед
ГКУ Со «РЦДиПОВ «Журавушка»
г. Самара

Источник: https://smollogoped.ru/preodolenie-yavlenij-eholalii/

Консультация по теме: "Как преодолеть эхолалию ?" | Социальная сеть работников образования

Подготовила: Училель-логопед Исмагилова Г.И.

Как преодолеть эхолалию

Эхолалия – это повторение некоторых слов и фраз, услышанных в чужой речи. Слова повторяются либо сразу после того, как были услышаны, либо позже. Люди с эхолалией часто повторяют слова «как попугаи».

Например, если ребенка с эхолалией спросить: «Ты хочешь сока?», он может ответить: «Хочешь сока?». У очень маленьких детей эхолалия в некоторой степени считается вполне нормальной составляющей при усвоении языка.

Но дети, болеющие аутизмом, используют эхолалию гораздо чаще, и она может наблюдаться у них в юности и во взрослой жизни.

  • Разговаривая с ребенком, постарайтесь оставаться спокойным и терпеливым. Если вы примете тот факт, что эхолалия помогает ребенку общаться, а не является способом раздражать людей, возможно, это позволит вам понять точку зрения ребенка.

Научите ребенка сценарию «Я не знаю». Ребенка с аутизмом необходимо научить фразе «Я не знаю», чтобы он мог ответить на вопрос, на который не знает ответа. Существуют свидетельства, предполагающие, что если научить ребенка отвечать «Я не знаю» на вопрос, на который он не знает ответа, он также научится использовать эту фразу должным образом.

  • Попробуйте задать ребенку несколько вопросов, на которые, как вам известно, он не знает ответа. Например, спросите его: «Где твои друзья?», после чего сразу скажите: «Я не знаю». Затем спросите: «Назови столицу Индии», и снова ответьте «Я не знаю». Вы можете записать вопросы заранее и каждый раз повторять с ребенком этот сценарий.
  1. Научить ребенка сценарию «Я не знаю» можно и другим способом. Для этого понадобится два человека. Один будет задавать вопросы, а другой – отвечать на неизвестные вопросы фразой «Я не знаю»

Подскажите ребенку правильный ответ. Дети используют эхолалию, когда не знают, как ответить, или не могут подобрать нужные слова. При наличии сценария они будут знать, что сказать.

  • Например, спросите: «Как тебя зовут?» и дайте правильный ответ (имя ребенка). Повторяйте так до тех пор, пока ребенок не научится правильному сценарию. Повторите так со всеми вопросами с одним и тем же ответом. «Какого цвета наш дом?» и скажите: «Коричневого». «Как зовут нашу собаку» – «Рекс». Очень важно, чтобы вы каждый раз отвечали на вопрос, тем самым обучая ребенка нужному сценарию, пока он не справится с этим сам.
  • Такой подход сработает лишь с вопросами, на которые ответ будет неизменным. Например, вопрос «Какого цвета твоя футболка» не подойдет, так как ребенок каждый день надевает футболку другого цвета.

Обучите ребенка множеству других сценариев. Таким образом, ребенок сможет успешно ответить на самые простые вопросы, даже если почувствует наплыв эмоций.

  • Этот постепенный процесс поможет ребенку развить уверенность, словарный запас и навыки общения

Научите ребенка сценариям, которые будут направлены на потребности. Если ребенок, болеющий аутизмом, не может сказать о своих нуждах, это может сильно его расстроить и огорчить. Сценарии помогут ему сказать, что он хочет, позволив вам быстро решить проблему до того, как у него закончится терпение и он начнет кричать и плакать. К примерам сценариев относятся:

  • Я хочу побыть в тишине.
  • Я голоден.
  • Слишком громко.
  • Прошу, остановись

Используйте именно те слова, которые вы хотите услышать от ребенка. Моделирование должно включать в себя использование определенных слов и фраз, которые ребенок сможет понять, запомнить и произнести. Это поможет ему сформулировать то, что он хочет сказать.

  • Пример: вы точно знаете, что ребенку не нравится играть с определенной игрушкой, но чтобы научить его выражать это словами, вы можете предложить ему игрушку и сказать «спасибо, но нет» или «не хочу».
  • Когда ребенок использует нужную фразу, позаботьтесь о результате. Например, если ребенок скажет: «Пожалуйста, я хочу еще» – дайте ему еще.
  • Если вы повторите фразу несколько раз, а ребенок никак не отреагирует, выполните нужное действие. Ребенок начнет ассоциировать фразу с этим действием. Попозже попробуйте еще. Со временем ребенок начнет использовать эту фразу.

Вместо вопросительных предложений вам необходимо использовать утвердительные. Старайтесь избегать вопросов, вроде «Ты хочешь это?» или «Тебе нужна помощь?», так как ребенок лишь повторит этот вопрос. Вместо этого скажите то, что сказал бы ребенок.

  • Например, если вы видите, что ребенок пытается до чего-то дотянуться, не нужно спрашивать его: «Ты хочешь, чтобы я помог?». Лучше скажите: «Помоги мне пожалуйста дотянуться до моей игрушки» или «Подними меня пожалуйста, чтобы я дотянулся до книги». Сделайте так, чтобы он повторил фразу. Затем, независимо от того, повторит он ее или нет, помогите ему.

Старайтесь не заканчивать фразу именем ребенка. Ребенок затем начнет повторять свое имя и это не будет иметь никакого смысла. Говоря, «привет» или «спокойной ночи», произнесите эти слова и фразы, не заканчивая их именем ребенка. Вы также можете начать предложение с имени, а затем сказать то, что собирались.

  • Если ребенка необходимо похвалить за хорошо проделанную работу, не произносите его имя, а лишь поздравительное слово. Вместо того чтобы сказать: «Молодец, Саша», скажите: «Молодец» или выразите это поцелуем, поглаживанием по голове или объятиями.

Сделайте так, чтобы ваше обучение проходило весело и непринужденно. Выбирайте время, когда вы оба будете расслаблены и сможете сделать обучение веселым или превратить его в игру. Таким образом, ребенок будет с нетерпением ждать уроков, и у вас будет возможность пообщаться и повеселиться.

  • Обучение не должно отягощать и не должно предполагать войну интересов. Если кто-то из вас начал сильно нервничать, остановитесь и попробуйте позже.

Узнайте о назначении эхолалии в аутизме. Эхолалия, как форма общения, имеет множество применений. Дети с аутизмом могут использовать ее.

  • Когда не понимают значения отдельных слов, цели или вопроса. В этом случае для общения дети полагаются на услышанные фразы. Например, вместо слов «Я могу взять печенье?», скажите: «Хочешь печенье?». Все из-за того, что, когда взрослый говорит вторую фразу, печенье появляется.
  • Когда они встревожены. Эхолалия намного проще, чем спонтанная речь, поэтому ее легче использовать во время стресса. Например, если человека, страдающего аутизмом, посадить в комнату, полную людей, ему будет трудно воспринять все звуки и движения, возникающие вокруг него, из-за этого ему будет слишком трудно сформировать полные предложения.
  • Когда они чувствуют то же, что чувствовали в прошлый раз, когда было сказано предложение. С помощью эхолалии можно выразить чувства. Например, ребенок может сказать: «Бассейн сегодня закрыт». Этим он может выражать разочарованность, потому что в прошлый раз, когда бассейн был закрыт, он был разочарован.
  • Когда им необходимо время подумать. Например, когда человека с аутизмом спрашивают, что он хочет на ужин, он может задать себе вопрос: «Что я хочу на ужин?». Это говорит о том, что он вас услышал и ему нужно время, чтобы подумать.
  • Когда они пытаются общаться. Эхолалия может быть использована для игры или шуток.

Знайте, что отсроченная эхолалия может быть использована вне социального взаимодействия. Она может помочь людям с аутизмом несколькими способами:

  • Для запоминания. Детям с аутизмом иногда трудно запоминать последовательность вещей. Они могут начать повторять про себя последовательность во время работы, чтобы помочь себе запомнить и убедить себя, что они делают это правильно. Пример: «Возьми стакан. Медленно налей сока. Не слишком быстро. Закрути колпачок. Молодец».
  • Чтобы успокоиться. Повторение обнадеживающей фразы помогает детям с аутизмом контролировать свои эмоции и расслабляться.
  • Для стереотипии. Речевая стереотипия помогает справиться с рядом вещей: с концентрацией внимания, самоконтролем и улучшением настроения. Если ребенок мешает другим, вы можете попросить его вести себя тише. Но лучше все же дать ему веселиться.
  • Ребенок, использующий эхолалию перед эмоциональным срывом, вероятно, использует ее из-за сильного стресса или сенсорной перегрузки.
  • Ребенок, повторяющий ваш вопрос («Ты хочешь печенье?», чтобы выразить желание съесть печенье), возможно, не понимает его значения или цели.
  • Ребенок, нараспев повторяющий про себя фразу, вероятно, использует эхолалию для концентрации внимания или для своего удовольствия.

Справьтесь со своим разочарованием. Бывают случаи, когда раздражает слышать, как повторяют концовку твоих же предложений и вопросов. Не забывайте, что благодаря этому ребенок пытается общаться. Он просто не обладает теми же навыками общения, что и вы.

  • Сделайте глубокий вдох. Если слова ребенка начали вас раздражать, выйдите ненадолго в другую комнату, чтобы сделать глубокий вдох и собраться с мыслями.
  • Не забывайте, что ребенок, скорее всего, тоже огорчен. Нервные срывы возникают у них совсем не потому, что им это нравится.
  • Берегите себя. Воспитание ребенка иногда бывает утомительным, и нет ничего плохого в том, чтобы это признать. Примите ванную, займитесь йогой, пообщайтесь с другими взрослыми и подумайте над тем, чтобы записаться в общественную группу родителей или воспитателей, которые занимаются с детьми-инвалидами или детьми, болеющими аутизмом.

Будьте терпеливы и не торопите своего ребенка. Если детей с аутизмом не заставлять немедленно отвечать, они будут чувствовать себя более расслабленными и будут лучше использовать свои навыки общения. Будьте терпеливы и дайте понять, что вы счастливы услышать то, что им хочется сказать, и не важно сколько времени им на это понадобится.

  • Допускайте наличие пауз в разговорах, чтобы ваш ребенок мог подумать. На формирование понятного ответа у ребенка может уйти много когнитивной энергии.

Источник: https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2017/08/17/kak-preodolet-eholaliyu

Ссылка на основную публикацию