Тревожные расстройства у детей и взрослых – причины и способы лечения

В статье пойдет речь о тревожности у детей, от младенцев до старшеклассников. Симптомы тревожности у детей, причины, лечение и последствия детской тревоги.

Чувство тревоги знакомо и детям, и взрослым, но у детей, только познающих окружающий мир, оно встречается гораздо чаще. Тревога возникает как естественная реакция организма на возможную опасность, неопределенную ситуацию или какие-либо конкретные обстоятельства.Тревожные расстройства у детей и взрослых – причины и способы лечения

Носит она эпизодический характер и после устранения причины, вызвавшей тревожное состояние, проходит. Но в ряде случаев ощущение тревоги у детей становится постоянным, фоновым, что дает основание говорить о повышенной тревожности, как клинически устойчивом состоянии.

Причины тревожности у детей

Развитие у детей тревожности может быть спровоцировано различными факторами:

  • реальными событиями, оставившими в душе ребенка тяжелый след (развод родителей, смерть близких, потеря любимого питомца);
  • тревожностью родителей, вызванной потерей ими работы или сложной ситуацией на рабочем месте;
  • финансовыми и имущественными проблемами, бытовыми неурядицами;
  • конфликтной атмосферой в семье, сопровождающейся «перетягиванием» детей на сторону того или иного родителя;
  • разным, порой противоречивым подходом к воспитанию со стороны родителей, бабушек и дедушек;
  • завышенными требованиями к ребенку, постоянным его сравнением с более успешными детьми;
  • чрезмерной опекой, лишающей детей самостоятельности и порождающей страх остаться или решать вопросы самим;
  • унижением детей, подчеркиванием их бесправности и зависимости от взрослых;
  • сменой окружающей среды (переезд на новое место жительства, перевод в другой детский сад или школу);
  • влиянием телепередач, порождающих чувство страха, опасности, возможности повторения экранных событий в жизни.

Особо возрастает риск развития повышенной тревожности в случае, если некоторые из этих причин накладываются друг на друга, многократно усиливая эффект воздействия.

Симптомы тревожности у детей

Признаки повышенной тревожности у детей в каждом возрасте проявляются по-разному.

До года

Тревожность у младенцев до года связана, в основном, с состоянием здоровья (родовые травмы, воспалительные заболевания, болезни нервной системы). Проявляется оно беспокойством, плачем, снижением аппетита, плохим сном. В случае устранения первопричины состояние ребенка стабилизируется.

Младший дошкольный возраст

Тревожность в младшем дошкольном возрасте определяется первым опытом встраивания в общество. Если у малыша не складываются отношения с другими детьми, он становится капризным, слезливым, вечером долго не засыпает, боится темноты, грызет ногти, крутит волосы.

Старший дошкольный возраст

Дети старшего дошкольного возраста боятся быть забытыми родителями в детском саду, отвергнутыми другими детьми. Внешне проявления тревожного состояния у таких детей могут быть не очень заметными: они ведут себя примерно, не шумят.

Но воспитателей и родителей должно насторожить то, что ребенок замкнут, при разговоре с ним старается не смотреть в глаза, часто плачет, ожидая маму. У таких детей занижена самооценка, они считают себя некрасивыми и глупыми, нередко они страдают недержанием мочи и кала.

Школьники

Серьезным стрессом для детей является поступление в школу, где все ново, непривычно. Появляются новые обязанности и возрастают требования: необходимо готовить уроки, выходить отвечать к доске, показывать свое знание или незнание перед всем классом. Более строгими становятся родителями, ужесточается режим дня, нет прежней возможности свободно гулять, играть и ни о чем не заботиться.

Тревожные расстройства у детей и взрослых – причины и способы лечения

Если адаптация к новым условиям проходит не очень успешно, спустя некоторое время у школьника начинают проявляться признаки растущей тревожности: повышенная утомляемость, плохая концентрация, неуверенность в своих силах, робость, беспокойное поведение, плохой сон. Он начинает обманывать, не хочет идти в школу, встречаться с одноклассниками.

У него могут возникнуть проявления физиологического характера: головные боли, плохой аппетит, тошнота, боли в животе и желудочные расстройства, повышение температуры, потливость, тремор конечностей. Часто такое случается перед контрольными работами, после каких-либо инцидентов в школе, перед родительскими собраниями.

Тревожные расстройства у детей и взрослых – причины и способы лечения

Старшеклассники

У старшеклассников ощущение тревожности проявляется чрезмерно эмоциональной реакцией на отношение к себе окружающих, болезненным стремлением к самоутверждению среди сверстников, страхом перед трудностями, неспособностью сконцентрироваться при выполнении заданий. Усилению симптомов способствуют возрастные гормональные изменения, происходящие в организме подростков.

Лечение и профилактика детской тревожности

Справиться с повышенной тревожностью у детей можно только на основе комплексного подхода к лечению. Причем комплексность здесь предполагает не столько многообразие лекарственных препаратов и физиотерапевтических процедур, сколько различные методики психологического воздействия, являющегося основой лечения.

По мнению врачей-психотерапевтов, определяющую роль в устранении тревожности у детей играют родители. Проанализировав и откорректировав используемые методы воспитания и собственное поведение, они могут помочь сыну или дочери справиться с состоянием повышенной тревожности. Что для этого нужно:

1. Вернуть ребенку уверенность в себе

Чаще отмечать его успехи, делать это искренне, в присутствии других членов семьи или друзей. Стараться излишне не критиковать, особенно публично и на повышенных тонах. Замечания делать спокойно, без крика, не оскорбляя и не унижая его достоинства. Не повторять бесконечно одни и те же замечания, потому что они быстро превращаются в назойливый фон и перестают восприниматься.

Тревожные расстройства у детей и взрослых – причины и способы лечения

Не сравнивать детей, склонных к тревожности, с более способными и успешными в тех или иных областях сверстниками, так как это может полностью лишить их веры в свои силы и возможности. Не менее вредно, говоря о поведении или учебе, причислять их к неудачникам или злостным нарушителям.

Ни в коем случае не наказывать ребенка за страхи. Нужно вместе с ним разобраться в причинах, попытаться разъяснить ребенку необоснованность страхов, в шутливой и игровой форме научиться побеждать их.

2. Откорректировать внутрисемейные отношения

Избегать конфликтов, тем более, втягивать в эти конфликты детей. Не делать их заложниками «взрослых» проблем, не формировать у них чувство вины за неудавшуюся личную жизнь, несостоявшиеся профессиональные достижения, утраченную молодость и истрепанные нервы родителей.

Тревожные расстройства у детей и взрослых – причины и способы лечения

Как можно чаще проводить с детьми свободное время, выезжать на природу, заниматься совместным творчеством. Важно постоянно интересоваться их успехами, поддерживать в неудачах, доверительно говорить о беспокоящих их проблемах.

3. Снять напряжение

Использовать методики для расслабления, снятия психоэмоционального и физического напряжения.

В младшем возрасте это может быть телесный контакт (объятия, прикосновения, поглаживания), в более старшем — релаксация, дыхательные упражнения, уход за животными.

Чтобы не провоцировать страхи и рост напряжения, ограничить просмотр фильмов и телепередач, содержащих сцены жестокости, насилия, убийств.

Медицинская и психотерапевтическая помощь

В тех случаях, когда тревожность принимает затяжной и тяжелый характер, врачом-психиатром назначаются различные медицинские препараты: антидепрессанты, транквилизаторы, успокоительные средства. По показаниям могут использоваться внушение, гипноз, другие методы психотерапевтического воздействия.

Последствия тревожности у детей

Эмоциональная нестабильность, беспокойство и неуверенность в своих силах негативно влияют на интеллектуальное развитие детей, тормозят их познавательную активность, нарушают способность к принятию самостоятельных решений.

Тревожные расстройства у детей и взрослых – причины и способы лечения

Длительное пребывание в состоянии повышенной тревожности может привести к снижению иммунитета, нарушению гормонального баланса и развитию серьезных патологических процессов в организме: гипертонии, вегето-сосудистой дистонии, неврозам, психозам, заболеваниям сердца, почек, желудочно-кишечного тракта.

При отсутствии лечения детская тревожность может со временем закрепиться и привести к формированию тревожно-невротического типа личности, не способной адаптироваться в обществе, склонной к одиночеству и депрессиям. Не допустить этого – общая задача родителей, педагогов, профильных специалистов.

Источник: https://psyocentr.ru/blog/trevozhnost-u-detej-prichiny-simptomy-i-lechenie/

Тревожные расстройства у детей

Тревожные расстройства у детей и взрослых – причины и способы лечения

Тревожные расстройства у детей – это группа аффективных нарушений, характеризующихся эмоциональным напряжением, беспокойством, страхами. В центре переживаний ребенка – негативные ожидания и предчувствия относительно собственной жизни, здоровья, отношений в семье и школе. Иногда тревожность принимает форму навязчивых мыслей, компульсивных действий, фобий, панических атак, ночных кошмаров. Основные методы диагностики – сбор анамнеза, беседа, наблюдение. Дополнительно используется психодиагностика. Распространенным методом лечения является когнитивно-бихевиоральная психотерапия в сочетании с приемом антидепрессантов и анксиолитиков.

Тревожные расстройства у детей относятся к широкой группе эмоциональных нарушений детского возраста.

Их распространенность постоянно растет, в настоящее время патология занимает второе место среди психических заболеваний в детстве и подростничестве (после поведенческих отклонений).

Активные исследования последних 20 лет позволили выявить новые нозологические единицы, которые теперь включены в МКБ-10 и DSM-IV – официальные классификаторы болезней.

Эпидемиологические показатели колеблются от 4 до 15% в различных возрастных группах. Наиболее подвержены тревожным симптомам дошкольники и младшие школьники. У девочек преобладают варианты расстройств с выраженным эмоциональным компонентом, у мальчиков – с соматическим (нарушения пищеварения и сна, абдоминальные и головные боли).

Тревожные расстройства у детей и взрослых – причины и способы лечения

Тревога является естественной реакцией, усиливающей концентрацию внимания и активизирующей механизмы борьбы или бегства в ситуации угрозы. При ее усилении нарушается процесс адаптации, постоянная психофизиологическая напряженность приводит к истощению. В таких случаях говорят о тревожном расстройстве. У детей его причинами могут стать:

  • Врожденные факторы. Результаты близнецовых исследований доказывают, что склонность к интенсивной тревоге передается по наследству. Она может быть обусловлена особенностями гуморальной регуляции и функционирования нервной системы. Также в группе риска находятся дети, имеющие пренатальные и натальные поражения ЦНС.
  • Стиль воспитания. Симптомы тревоги формируются в результате определенного отношения родителей к ребенку. Развитию расстройств способствуют психастенические черты матери (реже – отца), гиперопека, директивные методы воспитания.
  • Психотравмирующее событие. Тревожность ребенка может быть спровоцирована переживанием болезни, разлуки с близким человеком, резким ухудшением материальных возможностей семьи, катастрофами, природными и военно-политическими катаклизмами. Единичное воздействие психотравмы переносится детьми проще, повторные эпизоды формируют невротические нарушения.

Периодическое проявление тревоги является нормальной реакцией организма, служит мотивационным компонентом поведения, обеспечивая высокий уровень бдительности, целеустремленности и готовности прикладывать усилия для достижения результата.

Однако частые, неконтролируемые опасения негативно влияют на способность адекватно оценивать ситуацию и целенаправленно действовать, а в тяжелых случаях искажают восприятие повседневных событий. Тревожное состояние всегда ориентировано на будущее и проявляется страхом по отношению к тому, что может произойти.

Чем сильнее выражено расстройство, тем более широк круг событий, которые расцениваются как опасные.

На физиологическом уровне высокую тревожность связывают с дисфункциями в отделах лимбической системы и гиппокампа, ответственных за регуляцию эмоций. И. П. Павлов рассматривал страх и тревогу как варианты проявления пассивно-оборонительного рефлекса.

Читайте также:  Лейкопения – причины снижения количества лейкоцитов в крови и правила лечения

В основе данных эмоций – инстинкт самосохранения, активизирующий все системы организма для бегства либо борьбы.

И если в норме возбуждение и торможение ЦНС сбалансировано, естественный оборонительный рефлекс сменяется расслаблением, то при расстройстве тревожного типа существует ригидность нейронных процессов – эмоция, ставшая неактуальной, переживается вновь и вновь.

Существует множество видов детских тревожных расстройств, различающихся симптоматикой. Их общее проявление – продолжительное беспокойство, неадекватное существующей ситуации, которое негативно влияет на повседневную жизнь ребенка, снижает ощущение психологического комфорта. С учетом особенностей клинической картины выделяют:

  • Общее тревожное расстройство. При генерализованном ТР дети постоянно беспокоятся о различных сферах жизни – о здоровье, безопасности, отношениях со сверстниками и родителями, успешности учебы. Из всех вариантов будущего негативный кажется наиболее вероятным.
  • Обсессивно-компульсивное расстройство. При ОКР тревога проявляется навязчивыми действиями и мыслями. Ритуалы на непродолжительное время обеспечивают ощущение спокойствия.
  • Фобии. Предчувствие опасности может оформиться в устойчивый страх (фобию) определенных объектов и ситуаций. Часто дети боятся высоты, темноты, выдуманных чудовищ, социальных контактов.
  • Панические атаки. Интенсивная тревога иногда проявляется нарастанием вегетативных симптомов – головокружением, учащением сердцебиения, дыхательным спазмом, перенапряжением мышц, составляющих клинику панической атаки. Ребенок начинает избегать событий, способных спровоцировать панику.
  • Посттравматическое стрессовое расстройство. Данный вариант тревоги возникает как результат переживания травматического события, не вписывающегося в рамки привычного опыта. ПТСР у детей проявляется внезапным наплывом воспоминаний и ночными кошмарами.

Основной симптом – стойкое, выраженное беспокойство. Пациенты чувствуют себя эмоционально напряженными, не могут отвлечься от негативных переживаний и расслабиться. Из-за тревоги они испытывают трудности с концентрацией внимания, подростки сообщают об ощущении «пустоты в голове».

Повышенная нервозность проявляется раздражительностью, плаксивостью, пугливостью. Характерно вздрагивание при неожиданных резких звуках, изменении освещенности, внезапных прикосновениях.

Поведение становится избегающим (ограничительным): дети отказываются от общения, прогулок, активных игр, путешествий, употребления некоторых продуктов.

Среди физических симптомов тревожных расстройств преобладает беспричинная усталость и быстрая истощаемость. Больные жалуются на головокружение, слабость, головные и мышечные боли, дискомфортные ощущения в области живота и груди.

Может отмечаться повышенная потливость, особенно в стрессовых ситуациях, учащенное сердцебиение, затрудненное дыхание, тремор и дрожь, чувство кома в горле, приливы жара, озноб. Аппетит чаще снижен, но иногда развивается прожорливость с последующей тошнотой и рвотой.

Нарушения сна включают трудности засыпания, пробуждения среди ночи, кошмары.

Симптомами фобических расстройств являются устойчивые страхи. Формируется боязнь ситуаций, которые на самом деле не представляют угрозы либо могут быть опасны лишь при определенных условиях. Малыши раннего возраста боятся темноты, высоты, разлучения с матерью.

У дошкольников активно развивается воображение, страхи связаны со сказочными или выдуманными чудовищами – драконами, динозаврами, ожившими скелетами, зомби, оборотнями. У школьников на первый план выходят социальные фобии – боязнь общения, знакомства, публичного выступления. Подростки испытывают страх потери контроля, смерти, сумасшествия, переживания позора.

Тревога после переживания психотравмы характеризуется «флешбеками» – неконтролируемыми пугающими наплывами воспоминаний, кошмарами по ночам.

При обсессивно-компульсивном расстройстве тревожность сопровождается формированием навязчивых представлений пугающего характера. Дети мысленно проигрывают негативные варианты развития событий, испытывая при этом страх. Справиться с эмоциональным напряжением им отчасти помогают ритуальные действия – компульсии.

Наиболее распространенные – частое мытье рук, перебирание края одежды, обкусывание ногтей, хождение по периметру комнаты. При панических атаках тревога возникает без видимой причины и мгновенно нарастает, проявляясь вегетативными симптомами. Самочувствие ухудшается – возникает головокружение, потемнение в глазах, чувство отчужденности собственной личности, нереальности предметов и событий.

Вторично формируется страх очередной панической атаки, избегающее поведение.

Эмоциональные расстройства нередко приводят к осложнениям, так как дети неспособны понять и критически оценить собственные переживания. Они не сообщают о подавленном настроении и постоянном чувстве тревоги, поэтому диагностика проводится несвоевременно.

Подростки не рассказывают о беспокоящих мыслях, опасаясь непонимания и осуждения со стороны окружающих. Длительное течение расстройства без адекватной терапии осложняется депрессией, аутическими изменениями поведения. Пациенты склонны к самообвинению, чувствуют одиночество, замыкаются, избегают общения.

Возрастает риск социальной дезадаптации, суицидальных попыток на фоне депрессии.

Основное обследование проводит врач-психиатр: беседуя с родителями и ребенком, он собирает клинико-анамнестические данные, выясняет наличие соматических заболеваний, врожденных патологий ЦНС, уточняет условия проживания, особенности адаптации в детском саду, школе. При преобладании жалоб на состояние физического здоровья врач направляет на консультацию к педиатру, детскому неврологу для проведения дифференциальной диагностики. К специальным методам исследования относятся:

  • Беседа. В ходе непринужденного общения с ребенком специалисту нередко удается определить причину тревоги – страхи, деструктивные взаимоотношения в школе и семье, проблемы с учебой, воспоминания о психотравме. При выраженной тревожности дети пассивны, но становятся более открытыми при установлении доверительного контакта и обсуждении актуальных, беспокоящих тем.
  • Наблюдение. Врач оценивает эмоции и поведение ребенка. Для тревожного состояния характерна эмоциональная и двигательная скованность, гиперреакции на неожиданные раздражители (шум за дверью, вход без предупреждения посторонних людей). Малыши часто не хотят отходить от мамы, боятся смотреть в глаза.
  • Опросники. Подросткам предлагается ответить на вопросы стандартизированных методик для выявления повышенной тревоги. Используется шкала Спилбергера-Ханина, тест школьной тревожности Филлипса, тест на определение уровня тревожности Бека.
  • Проективные тесты. Для обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста применяются методики, выявляющие неосознаваемые доминирующие эмоции (страх, беспокойство) и проблемы в межличностных отношениях. Распространенными инструментами диагностики являются рисуночные тесты (рисунок человека, семьи, несуществующего животного) и проективный тест «Выбери лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).

Терапевтическую помощь детям оказывают психиатры и психотерапевты, но для успешной реабилитации необходимо подключение матери, отца и других близких родственников.

Объем лечебных процедур определяется индивидуально: при легких формах расстройств достаточно одного курса психотерапии и поддержки родителей, при тяжелом течении необходимо продолжительное медикаментозное лечение и периодические встречи с психологом. Общая схема лечения выглядит следующим образом:

  • Психотерапия. На сеансах когнитивно-поведенческой терапии психотерапевт корректирует деструктивные установки, заменяет негативные суждения позитивными, обучает навыкам управления эмоциями и решения проблем. В итоге ребенок научается самостоятельно разрешать сложные ситуации, противостоять влиянию стрессовых воздействий. Если тревога основана на страхах или фобиях, применяется техника систематической десенсибилизации.
  • Семейная психотерапия. Для устранения тревоги ребенка необходима корректировка повышенной тревожности родителей и проблемных семейных отношений – факторов развития и поддержания расстройства. Взаимодействуя с семьей, психотерапевт использует техники когнитивной психотерапии, гештальт-терапии. Он налаживает нормальную коммуникацию между всеми членами семьи, обучает родителей лучше понимать ребенка, контролировать эмоции, избегать ситуаций, провоцирующих тревогу у сына или дочери.
  • Лекарственная терапия. Медикаментозная помощь показана при умеренных и тяжелых симптомах тревоги. Для долгосрочной терапии используются антидепрессанты. Препаратами выбора являются селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС). Применение анксиолитиков в возрасте до 18 лет оправдано в исключительных случаях, когда имеются острые симптомы. С этой целью используются бензодиазепины, терапия проводится краткосрочно.

Вероятность выздоровления во многом определяется своевременностью начала лечения и готовностью членов семьи помогать ребенку справляться с эмоциональными проблемами. При раннем обращении к специалистам прогноз благоприятный.

Профилактика тревожных расстройств основывается на доверительных семейных отношениях, правильных способах воспитания, базирующихся на любви и уважении, без гиперопеки и авторитаризма. Важно проявлять искренность, открытость в общении, делиться собственным положительным опытом преодоления неуверенности и страхов.

В сложных ситуациях необходимо оказывать поддержку, при неудачах – анализировать полученный опыт, учить ребенка делать выводы.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/children/anxiety-disorder

Тревожные расстройства у детей и подростков

Тревожные расстройства у детей и взрослых – причины и способы лечения

Какие тревожные расстройства возникают у детей и подростков, их признаки и характерные симптомы, чем они схожи с отклонениями у взрослых и насколько эффективно поддаются терапии, пойдет речь далее.

Виды тревожных расстройств

Тревожные расстройства (ТР) у детей и подростков включают:

  • Беспокойство о разлучении с матерью и отцом (тревога разлуки).
  • Беспокойство о социальных ситуациях (социальная тревога).
  • Распространяющаяся тревога, которая характеризует повседневную жизнь (генерализованная тревога),
  • Сильная тревога, которая нападает неожиданно (тревога паники).
  • Тревога для предметов и ситуаций (фобии).

Статистика заболеваний у детей

Заболеваемость несколько варьируется с возрастом, а тревожные расстройства чаще встречаются у девочек, чем у мальчиков. Распространенность среди населения всех возрастных групп некоторых ТР составляет 5-10 процентов.

У большинства людей проблема начинается постепенно, но фобии и приступы паники могут возникнуть внезапно. Каждое из упомянутых выше различных состояний тревоги имеет свои отличительные особенности.

Признаки и симптомы

Заподозрить тревожное расстройство у ребенка или подростка можно по следующим признакам и симптомам.

Тревога разлуки

У ребенка существует большой страх разлучения с матерью или отцом, который выходит за рамки обычного возрастного периода для таких реакций.

Если такое разделение происходит, важно, чтобы ребенок быстро восстановил контакт.

Симптомы такого беспокойства начнутся до того, как ему исполнится шесть лет, и часто будут вызывать телесные проявления или психосоматические проявления. Подросток также сможет отказаться от посещения школы.

Социальная тревога

Происходит в раннем детстве и вызывает необычайно сильный страх перед незнакомцами и неуверенность в социальных ситуациях. Это приводит к избеганию социального взаимодействия и, как правило, плохому социальному функционированию. Читайте подробнее о социальной фобии здесь.

Генерализованное тревожное расстройство

Чрезмерное беспокойство, которое подавляет поведение и функции ребенка в большинстве ситуаций. За таким расстройством часто следуют телесные симптомы, такие как головные боли, боли в животе, проблемы с отдыхом и сном.

Паническая тревога

Тревожное расстройство ребенок обычно не получает до наступления половой зрелости. Приступы тревоги начинаются внезапно без видимой причины и часто сопровождаются учащенным сердцебиением, потоотделением, тремором, сухостью во рту, затрудненным дыханием и страхом смерти.

Фобии

Они означают сильное беспокойство об особых объектах или ситуациях. Это заставляет ребенка ожидать, что он будет напуган в данной ситуации, и, таким образом, попытаться избежать ситуаций, в которых можно спровоцировать беспокойство. Например, фобия заставляет ребенка не выходить на улицу, а изолирует его дома, где он чувствует себя в безопасности.

Читайте также:  Перикардит, то есть воспаление мембраны сердца – чем опасно и как лечить патологию?

Важным подмножеством фобий является школьная фобия (боязнь ходить в школу). Такая тревога имеет сложные причины и часто совпадает с тревогой расставания у молодых и сопутствующей депрессией у подростков. Школьная фобия вызвана болезнью, смертью близкого родственника, переездом друга, запугиванием или школьной перестановкой.

Тревожные расстройства являются одним из наиболее распространенных состояний, наблюдаемых в детской и подростковой психиатрии.

Причины

Причины тревоги у детей и подростков являются сложными, но считается, что врожденные характеристики ребенка взаимодействуют с окружающей средой и жизненным опытом. Депрессия или тревожное расстройство у родителей сделают малыша особенно восприимчивым к таким расстройствам как по наследству, так и в детском окружении.

Диагностика

Состояние тревоги диагностируют по характерным симптомам. Обследование обычно проводится во время разговора. Часто используются стандартизированные вопросники, некоторые из которых заполняются молодым человеком.

Также должен быть проведен осмотр тела, чтобы исключить другие заболевания, которые вызывают такие симптомы, как боль в животе и головные боли.

Лечение

Целью лечения является ослабление или устранение соответствующих симптомов и предотвращение превращения состояния в постоянное тревожное расстройство. Также важно способствовать нормальному развитию ребенка в других областях. Это может дать ему опыт овладения навыками и поможет предотвратить возникновение ТР.

Различные формы тревоги / страха у детей распространены и преходящи. Обычно они не требуют лечения. Однако, если беспокойство / страх возникают с необычной силой и продолжительностью, необходимо обратиться за помощью к клиническому психологу.

Соответствующим лечением будет информирование, арт-терапия и разговоры о состоянии. Такие разговоры будут сосредоточены на способности, как детей / подростков, так и родителей справиться с этой проблемой.

Медикаментозное лечение

Использование лекарств имеет значение только в том случае, если ребенок серьезно страдает от тревоги, и его всегда назначают в сочетании с другими мерами. Лекарства редко используются для детей дошкольного возраста, и нет убедительных доказательств того, что они полезны для детей старшего возраста.

Семейная терапия может быть уместна, когда есть проблема с взаимодействием между родителями и детьми. Если причиной жалоб является психическое заболевание, можно использовать психотерапию и онлайн консультации.

Когнитивно-поведенческая терапия

Когнитивно-поведенческая терапия (КАТ) является лучшим документированным эффективным методом лечения выраженных тревожных расстройств у детей.

По сравнению с отсутствием лечения, повторные исследования лечения показали эффект КАТ как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Исследования показывают, что различные формы участия родителей в CAT улучшают эффективность.

Однако мало исследований, в которых сравниваются результаты подхода CAT, например, семейная терапия или индивидуальная терапия. Обе эти терапии также содержат элементы CAT.

В подходе CAT человек пытается научить ребенка справляться с тревогой посредством обучения, распознавания эмоций в целом и тревоги в частности, изменения моделей мышления, когда человек боится, и техники расслабления. Затем вы практикуете эти навыки в вызывающих беспокойство ситуациях.

Отчет об исследовании показывает, что дети и подростки могут извлечь выгоду из тренировок по тревожности и депрессии, но чтобы сделать четкие выводы исследований недостаточно.

Прогноз

Жалобы часто стихают самопроизвольно, но могут легко повторяться. У некоторых развивается паническое беспокойство во взрослом возрасте, и частота депрессивного расстройства также будет немного выше среди взрослых с тревожным расстройством в детстве.

Примерно два из трех становятся здоровыми, а каждый третий переходит с такой проблемой во взрослую жизнь. Особенно склонны к таким долговременным заболеваниям те, кто предрасположен к состоянию наследования, и те, у кого есть многочисленные случаи психологических симптомов в семье, эмоционально незрелые низкопороговые дети по симптомам и дети с высокой степенью зависимости от семьи.

Любыми осложнениями бывает постоянное ТР или депрессия, которые препятствуют нормальному развитию и важному социальному опыту.

Жизнь с тревожным расстройством

Тревожные расстройства будут влиять на повседневную жизнь, так как тревожные дети часто становятся зависимыми и требовательными и, отчасти, контролируют свое окружение. Расстройство создает много стресса в семье, и родители нередко реагируют с чувством вины, беспокойства, горя, беспомощности, гнева или обиды.

Источник: http://kreativlife.ru/trevozhnye-rasstrojstva-u-detej-i-podrostkov/

Тревожные расстройства у детей. Признаки, лечение

Новые исследования ученых очередной раз подтвердили – присутствие домашних животных помогает детям расти здоровыми, причем как физически так и эмоционально.

Тревожными расстройствами медики называют эмоциональные проблемы ребенка, которые могут проявляться различными страхами, беспокойством, печалью, в тяжелых случаях перерастают в депрессию, что уже значительно серьезней и требует работы со специалистом. Как правило, детские тревожные расстройства относят к возрастным проблемам, связанным с развитием различных функций, выполняемых мозгом и нервной системой ребенка в целом.

Считается, что с возрастом такое детское беспокойство проходит, однако не придавать значения состоянию ребенка и не помогать ему в тяжелое для него время, совершенно неверный подход. Более склонны к проявлению тревожных расстройств детки избыточно эмоциональные и впечатлительные (а таких ведь большинство).

Может спровоцировать эмоциональное расстройство у ребенка:

  • гиперопека,
  • повышенная тревожность мамы или кого либо из близких ребенку людей,
  • наследственный фактор,
  • негативный жизненный опыт – например, ребенок оставался один в больнице,
  • его обманывает мама,
  • излишне строгое воспитание.

Кроме эмоционального дискомфорта, у ребенка снижается иммунитет и он больше подвержен простуде и всевозможным инфекциям. На фоне тревожных расстройств вполне могут развиться реальные соматические заболевания

Тревожные расстройства у детей и взрослых – причины и способы лечения

  • К тревожным расстройствам относят:
  • Страх разлуки. Ребенок отказывается расставаться с мамой даже на короткое время
  • Генерализованная тревога. Постоянное беспокойство, что он сделал что-то не так, избыточная потребность в постоянном одобрении по любому поводу

Социальная фобия. Нежелание и страх оказаться в коллективе, рядом с незнакомыми людьми. Нежелание общаться и заводить знакомства. Может приводить к серьезным проблемам в школе

Источник: https://www.moirebenok.ua/age3-6/trevozhnyie-rasstroystva-u-detey-priznaki-lechenie/

Тревожные расстройства у детей

Тревожные расстройства известны также как эмоциональные расстройства детского возраста.

Сюда относят страхи, печаль и беспокойство, которые могут проявляться параллельно с соматической симптоматикой.

Но за последние 20 лет были очерчены множество специфических тревожных и депрессивных расстройств, включенных в МКБ-10 (Международная классификация болезней-10) и DSM-IV (Руководство по диагностике и статистике психических расстройств).

Эпидемиология

Примерно у 4-8% детей и подростков имеются клинически выраженные тревожные расстройства, которые отражаются на жизни человека каждый день и/или причиняют значительные страдания.

Тревожные расстройства – вторая по распространенности группа детских психических расстройств. На первом месте – поведенческие расстройства. Многие страхи и беспокойства детей не относят к расстройствам по причине того, что эти симптомы не приводят к большим страданиям или социальным нарушениям.

Если у родителей наблюдаются тревожные расстройства, то велика вероятность, что и ребенок будет подвержен им. Наследуемость тревожных расстройств умеренная, что доказано близнецовыми исследованиями.

Но не уточнено, что именно наследуется – повышенный риск конкретного тревожного расстройства или более широкая подверженность тревоге в целом. Также родители с помощью воспитания, собственного нецеленаправленного примера и проч.

могут спровоцировать у ребенка тревожные расстройства.

Из-за редко случающихся в жизни катастрофических событий может случиться посттравматическое стрессовое расстройство у ребенка. Тревожные расстройства других видов также могут быть спровоцированы негативными происшествиями в жизни, в основном это период финансовых затруднений вследствие родительской безработицы, окончательный разрыв с лучшим другом, переживание ссор и развода родителей.

Имеет значение, одно такое событие имело место или несколько. Пережить одно, не получив психологических последствий, ребенку гораздо легче. Если же событий несколько – одновременно или через какой-то промежуток времени – может проявиться эмоциональное расстройство.

Многие теории гласят, что тревога вызывается переживанием угрозы. Существует формулировка Боулби, что основана на теории привязанности: тревога – и особенно тревога в связи с разлукой – часто возникает в результате угрожающих или действительных разлук с ключевыми фигурами привязанности (например, когда родители, наказывают своих детей, угрожая их прогнать).

Предполагается, что темперамент также имеет значение в развитии тревожных расстройств у детей. Согласно проспективным исследованиям, у младенцев и ходунков-ползунков, темперамент которых отличается застенчивостью и торможением, повышен риск возникновения тревожных расстройств в более позднем детстве.

Тревожные расстройства у детей бывают нескольких видов. Ниже приведены основные симптомы их (без классификации по типам расстройств):

  • потливость;
  • учащенное сердцебиение;
  • затруднение дыхания;
  • тремор или дрожь;
  • ощущение комка в горле;
  • тошнота или абдоминальный дистресс;
  • боль и дискомфорт в груди;
  • чувство нереальности предметов или отделенности и удаленности собственного «Я»;
  • чувство головокружения, неустойчивости или обморочности;
  • приливы жара или ознобы;
  • страх потери контроля;
  • страх смерти;
  • страх сойти с ума;
  • мышечное напряжение или боли;
  • онемение или ощущение покалывания;
  • чувство нервозности;
  • беспокойство и неспособность расслабиться;
  • затруднения в сосредоточении внимания или «пустота в голове» из-за тревоги или беспокойства;
  • усиленное реагирование на неожиданности или на испуг;
  • затрудненное засыпание из-за беспокойства;
  • постоянная раздражительность.

Тревожные расстройства у детей и взрослых – причины и способы лечения

Если вы наблюдаете у ребенка несколько из выше описанных симптомов, это повод для обращения к специалисту.

Врач должен провести опрос, оценить медицинскую историю ребенка и провести физический осмотр. Лабораторной диагностики тревожных расстройств у детей не существует.

Но осмотр и обследование позволяют установить, являются ли тревожные проявления у ребенка симптомом соматического заболевания.

Тревожные расстройства у детей лечат с помощью когнитивно-поведенческой психотерапии, лекарственных средств или же их сочетанием. Считается, что наибольший эффект оказывает поведенческая терапия. Методы ее заключаются в создании создание устрашающих ситуаций, которые вызывают навязчивые идеи, и принятии мер, предотвращающих нежелательные реакции.

Прогноз

Тревожные расстройства, в отличие от поведенческих, редко продолжаются по мере взросления ребенка. Но все же не стоит игнорировать их с мыслью, что «оно пройдет само».

У небольшой части детей и подростков с тревожными расстройствами будет, как минимум одно тревожное расстройство, когда они повзрослеют, а у других разовьются депрессивные расстройства. Ретроспективные исследования также показывают, что значительная часть взрослых с тревожными или депрессивными расстройствами ранее перенесли тревожные расстройства детского возраста.

Вас что-то беспокоит? Вы хотите узнать более детальную информацию о Тревожных расстройств у детей, ее причинах, симптомах, методах лечения и профилактики, ходе течения болезни и соблюдении диеты после нее? Или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Eurolab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь и поставят диагноз. Вы также можете вызвать врача на дом. Клиника Eurolab открыта для Вас круглосуточно.

Источник: https://www.eurolab.ua/diseases/2568/

Тревожность

Тревожные расстройства у детей и взрослых – причины и способы леченияТревожность человека – это индивидуально-личностная психологическая особенность, обнаруживающаяся в склонности субъектов постоянно ощущать сильнейшую тревогу по незначительным поводам. Зачастую тревожное расстройство расценивается в качестве личностной черты либо трактуется как особенность темперамента, возникающая вследствие слабости нервных процессов. Вдобавок к этому, повышенная тревожность нередко рассматривается в качестве совместной структуры, объединяющей черту личности и особенность темперамента. Состояние тревоги заключается в ощущении дискомфорта или предвидение некой угрозы. Описываемое расстройство, как правило, относят к невротическим нарушениям, другими словами к патологическим состояниям, психогенно обусловленным и характеризующимся отсутствием личностных нарушений.

Читайте также:  Зеленый кофе – свойства и противопоказания для употребления, эффект похудения

Личностная тревожность, преимущественно, повышена у лиц с девиантным поведением, у индивидов, имеющих нервно-психические недуги или страдающих тяжелыми соматическими заболеваниями, переживающих последствия травм психического характера. В целом состояние тревожности – это субъективная реакция на личностное неблагополучие.

Причины тревожности

Современной науке неизвестны точные причины, провоцирующие развитие данного состояния, но можно выделить ряд факторов, способствующих зарождению тревоги, среди них выделяют: генетическую предрасположенность, неправильное питание, отсутствие физической активности, негативное мышление, опыт, соматические заболевания, окружающую среду.

Многие ученые считают, что уровень тревожности закладывается на генетическом уровне. Каждый индивид имеет специфический набор генов, так называемое «биологическое оформление».

Нередко человек ощущает повышенный уровень тревоги вследствие того, что она всего лишь «вмонтирована» в его генетический код. Такие гены провоцируют существенный химический «перекос» в головном мозге.

Именно дисбаланс и порождает беспокойство.

Также существует биологическая теория, которая утверждает, что повышенная тревожность обусловлена наличием некоторых биологических аномалий.

Тревога может быть спровоцирована неправильным питанием и отсутствием физической активности, которая имеет решающее значение для здоровья. Занятия спортом, бега и другая физическая нагрузка являются превосходными способами снятия напряжение, стрессового воздействия и излишнего беспокойства. Благодаря такой активности человек может направить в здоровее русло гормоны.

Большинство психологов считает, что человеческие думы и установки являются ключевыми факторами, воздействующими на их настроение, а, следовательно, на тревожность. Личный опыт индивида также нередко становится причиной беспокойства. Приобретенный негативный опыт может в дальнейшем в сходных ситуациях вызывать страх, который увеличит уровень тревожности и повлияет на успех в жизни.

Кроме того, высокая тревожность может быть спровоцирована недружелюбной или новой средой. В нормальном состоянии, беспокойство является сигналом того, что индивид находится в опасной ситуации, но если уровень тревожности опасности не соответствует со степенью опасности, то такое состояние необходимо исправлять.

Данное состояние нередко является сопутствующим симптомом некоторых соматических недугов и заболеваний психики. Сюда, прежде всего, можно отнести различные нарушения эндокринного характера, гормональный сбой во время менопаузы у женщин, неврозы, шизофрению, алкоголизм. Нередко внезапное чувство тревоги является предвестником инфаркта или свидетельствует о снижении в крови уровня сахара.

Все перечисленные выше факторы не у всякого индивида могут спровоцировать тревожность, возраст индивида нередко играет определяющую роль в возникновении тревожности.

Неофрейдисты, в частности К. Хорни и Г. Салливан, полагали, что базисной причиной тревожности является ранний неблагополучный опыт отношений, который спровоцировал развитие базальной тревоги. Подобное состояние сопутствует личности всю жизнь, влияя в значительной степени на ее взаимоотношения с социальным окружением.

Бихевиористы расценивают тревожное состояние результатом научения. Согласно их позиции, тревогой является заученная реакция человеческого тела на опасные ситуации. Эта реакция в дальнейшем переносится на другие обстоятельства, вызывающие ассоциацию с известной угрожающей ситуацией.

Признаки тревожности

  • Обычные симптомы тревожности:
  • — неспособность расслабиться;
  • — ощущение недомогания;
  • — чувство волнения;
  • — панические атаки;
  • — беспокойный сон;
  • — ощущение неспособности справиться с собой.
  • Физические симптомы тревожности:
  • — нарастающее мускульное напряжение, провоцирующее болевые ощущения в области головы;
  • — ригидность мышц шеи или плеч;
  • — со стороны вегетативной нервной системы – повышенное возбуждение (редко).

Состояние тревожности порождает устойчивую борьбу индивида с самим собой, что воздействует на весь организм в целом либо на отдельные его системы. Так, например, следствием панических приступов или учащенного дыхания может стать головокружение либо слабость.

В подобном состоянии индивид утрачивает контроль над ситуацией. Зачастую у него может появляться страх или боязнь внезапной смерти.

Взволнованный человек испытывает слабость, у него повышается потоотделение, он может в любую секунду заплакать. Встревоженного субъекта довольно просто испугать, поскольку он чересчур чувствителен к шуму. Кроме описанных выше признаков, нередко наблюдается затрудненное глотание или дыхание, сухость во рту, сильное сердцебиение, болевые ощущения либо чувство стеснения в грудной области.

Также к перечисленным проявлениям следует добавить нарушение пищеварения, боли в эпигастрии, метеоризм, тошнота. Возможно учащение мочеиспускания или острая потребность в немедленном опорожнении мочевого пузыря, диарея, ослабление либидо.

Все рассматриваемые признаки имеют субъективную обусловленность, а именно существует связь: тревожность, возраст или зависимость от половой принадлежности.

Так, например, у мужчин в состоянии повышенной тревоги могут возникнуть случаи полового бессилия, а у представительниц слабого пола – менструальные боли.

У детей высокая тревожность проявляется подавленным настроением, плохо налаженными контактами со средой, которая его пугает, что со временем может привести к занижению самооценки и устойчивому пессимистическому настрою.

Все проявления также обусловлены и типом тревоги, а именно личностная тревожность и ситуативная, мобилизующая и расслабляющая, открытая и скрытая.

Первый тип является личностным образованием, которое обнаруживается в устойчивой склонности к тревожности и волнениям в независимости от тяжести жизненных обстоятельств. Он отличается ощущением необъяснимого страха и угрозы.

Индивид с такой чертой личности готов все события воспринимать как опасные.

Ситуативная тревожность вызывается определенной ситуацией либо событием, которое порождает беспокойство. Подобное состояние может обнаружиться у каждого индивидуума перед серьезными жизненными трудностями и возможными неприятностями, что считается нормой, поскольку способствует мобилизации ресурсов человека.

Мобилизующая тревожность дает дополнительный посыл к действиям, расслабляющая – в ответственные моменты парализует личность. Также исследователями было доказано, что состояние тревожности изменяется во времени как функция степени стресса, которому подвергается человек и варьируется по интенсивности.

Диагностика тревожности проводится посредством различных методик, среди которых используются вопросники, рисунки и всевозможные тесты.

Коррекция тревожности

Ежегодная диагностика тревожности выявляет огромное число детей с наличием признаков тревоги и страха.

Снятие тревожности у детей сопряжено с определенными сложностями и может занимать достаточно продолжительное время. Психологи рекомендуют коррекционную работу проводить одновременно в нескольких направлениях.

В первый черед, необходимо устремить все силы на повышение детской самооценки. Данный этап довольно продолжителен и требует ежедневной работы. Нужно к крохе стараться обращаться по имени, чаще искренне хвалить его, отмечать его успехи в присутствии ровесников.

При этом малыш должен хорошо понимать, за что он получил похвалу.

Одновременно с повышением самооценки необходимо обучать кроху способности контролировать себя в определенных, наиболее тревожащих его ситуациях. На этом этапе применяются игры, направленные на снижение тревожности и ее различных проявлений.

Максимальным эффектом обладают сюжетные игры и драматизации. Для их реализации используют специально выбранные сюжеты, помогающие снять тревогу. Любые барьеры крохам легче преодолевать через игровую деятельность.

Кроме того, в игровом процессе происходит перенос отрицательных личностных качеств с малыша на игровой персонаж. Таким образом, ребенок может избавиться на некоторое время от собственных несовершенств, увидеть их словно со стороны.

Кроме того, дошкольник может в игровой деятельности проявить собственное отношение к персональным недостаткам.

Вдобавок к описанным способам, направленным на снижение тревожности, применяют различные методы снятия мышечного напряжения. Здесь лучше использовать игры, связанные с телесным контактом, упражнения на релаксацию, массаж. Очень эффективным методом понижения детской тревожности является раскрашивание лица ненужными мамиными помадами для игры в импровизированный маскарад.

Оптимальным средством, направленным на снятие тревожности у взрослых лиц, используются различные медитативные техники. Секрет успешности медитаций заключается в наличии взаимосвязи, объединяющей негативные эмоции и мышечное напряжение. Снижая мышечную напряженность можно постепенно побороть тревожность.

Лечение тревожности

Первым этапом в лечении тревожности является точное установление причины. Так, например, если тревожное состояние спровоцировано приемом лекарственных препаратов либо наркотических веществ, то лечение будет заключаться в их отмене.

При тревожном расстройстве, вызванном соматическим недугом, в первый черед необходимо лечить главное заболевание. Если у индивида обнаружено первичное тревожное расстройство, в случаях, когда тревога сохраняется и после излечения главного заболевания или отмены лекарств, рекомендована психотерапия и медикаментозное лечение.

Современные препараты, разработанные для снятия тревоги, эффективны, безопасны и легко переносятся. При тревожном расстройстве снизить тревогу и ликвидировать бессонницу позволяет непродолжительный курс бензодиазепинов.

Если пациент, страдает посттравматическим стрессовым нарушением, то показано применение медикаментов в комплексе. Назначение препаратов обусловлено наличием сопутствующих расстройств психики, таких как паническое расстройство, депрессивное состояние, дистимия, алкоголизм и наркомания. В таких случаях показан прием антидепрессантов.

Психологический подход предполагает, как правило, использование методик когнитивно-поведенческой психотерапии. Техники данного подхода направлены на изменение реакций клиента на ситуации, порождающие тревожность.

Кроме того, психологи советуют не забывать и о самопомощи при избавлении от повышенной тревоги. Зачастую индивидам с чрезмерной тревогой помогает смена образа жизни.

Многочисленные исследования доказали, что рост физической активности способствует сжиганию избыточного адреналина и предоставляет двигательному беспокойству здоровый выход.

Также, исследования свидетельствуют, что физическая нагрузка способна повысить настроение и стимулирует выработку более позитивного взгляда на жизнь.

Источник: https://psihomed.com/trevozhnost/

Ссылка на основную публикацию