Эмоциональный интеллект – зрелость и безграмотность

  • Статьи
  • Психология и педагогика
  • Управление школой

Что такое эмоции? Что такое чувства? Как они зарождаются? Что такое эмоциональный интеллект? Какие практики его разовьют? В непростых вопросах поможет разобраться Ольга Сергеевна Ноженкина, кандидат психологических наук, методист, автор научных статей, разработчик тренинга развития профессиональной рефлексии учителя.

25 декабря 2019

«В основе каждой сильной эмоции лежит побуждение к действию. Умение управлять этим побуждением составляет сущность эмоционального интеллекта».

Эмо́ция (от лат. emoveo — «потрясаю», «волную») — психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру.

  1. Сначала приходит стимул из окружающего мира.
  2. Затем в подкорке головного мозга запускаются процессы, отвечающие за эмоцию.
  1. Переживаемым или осознаваемым в психике ощущением эмоции.
  2. Процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма.
  3. Наблюдаемыми выразительными комплексами эмоций, в том числе, на лице.

Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений. Как и многие другие психические явления, эмоции понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведённое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым. Помните, что эмоции и чувства не одно и то же. Хотя многие психологи считают эти явления одинаковыми.

 Эмоции  Чувства
 Эмоции кратковременны. Эмоциями мы реагируем на ситуацию, например, разрядился аккумулятор у сотового телефона в самый неподходящий момент, возникает эмоция гнева или досады. Эти эмоции  кратковременные, когда вы приедете домой, их уже не будет.  Чувства длительны и устойчивы. Чувства — это долгосрочное отношение к кому-либо или чему-либо, они устанавливают тесную  эмоциональную связь с предметом (объектом), который имеет мотивационную значимость для человека.  Например, когда мы думаем о любимом человеке, мы можем улыбаться, испытывать некое волнение, радость,  ощущать «тепло» внутри.
Эмоции человек не всегда осознает: почему он их испытывает и какие конкретно эмоции испытывает в данный момент. Когда человек говорит: «Во мне все закипает», что это означает? Какие эмоции? Гнев? Страх? Отчаяние? Тревога? Досада? Чувства человек осознает практически всегда: дружба, любовь, зависть, враждебность, счастье, гордость.
Эмоции проявляются снаружи, их сложно контролировать и скрывать. Например, вас  неожиданно напугала собака, страх, который вас одолел в эти минуты, проявится на вашем лице резко и неосознанно, по вам будет видно, что именно в этот момент вы испытали эмоцию страха. Чувства, как правило, проявляются внутри, они никуда не исчезают и могут просто не проявляться длительное  время.

Базовые эмоции — это элементарные эмоции, которые больше ни на что не расщепляются, и сами являются составляющими остальных сложных эмоций. Изард Кэррол — американский психолог. Специалист по проблеме человеческих эмоций. Автор дифференциальной теории эмоций. В анализе эмоций он выделил три уровня:

  1. Нейрофизиологический
  2. Экспрессивный
  3. Субъективный

Кэррол дал описание таких фундаментальных эмоций, как интерес, удовольствие, удивление, отвращение, гнев, презрение, горе, стыд, вина, страх. Пол Экман — американский психолог, профессор Калифорнийского университета в Сан-Франциско, специалист в области психологии эмоций, межличностного общения, психологии и «распознавания лжи». Выделил базовые эмоции: счастье, грусть, отвращение, удивление, гнев, страх. Теория эмоций, возникшая в 2014 году, очень проста, она описывает всего 4 эмоции. Когда несколько человек увидели портреты с мимикой других людей, им были даны 6 базовых эмоций. В ходе эксперимента выяснилось, что многие не видят различий между некоторыми эмоциями. Лучше всех из шести представленных эмоций читались четыре:

  1. радость
  2. печаль
  3. страх
  4. гнев

На основе четырех базовых эмоций можно развивать другие, это будут уже некие надстройки. Эмоциональный интеллект, или EQ (англ. emotional intelligence) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Эмоциональный интеллект — одно из наиболее популярных понятий последнего десятилетия. Эксперты Всемирного экономического форума внесли его в топ-10 наиболее важных навыков в 2020 году. На сайте Amazon.

com по запросу «emotional intelligence» можно обнаружить более 6000 ссылок (для сравнения Ozon.ru выдает по теме «эмоциональный интеллект» в марте 2018 года всего 138 товаров).

Так что можно предположить, что в России тема находится еще только в начале своего развития.

Если эмоциональный интеллект не развит, человеку очень тяжело распознавать свои эмоции и считывать состояние других людей. В 1990 году исследователи Джон (Джек) Майер и Питер Саловей напечатали небольшую статью в научном журнале, которая называлась «Emotional Intelligence». В ней они охарактеризовали свое представление о том, что такое «эмоциональный интеллект», обосновали, почему, по их мнению, речь идет именно об интеллекте, обрисовали разницу между социальным и эмоциональным интеллектом. В 1995 году журналист New York Times Дэниел Гоулман выпустил свою знаменитую книгу-бестселлер «Эмоциональный интеллект». Она продержалась в списке бестселлеров New York Times более полутора лет. Дэниела Гоулмана часто называют автором понятия «эмоциональный интеллект», но это не совсем корректно. Когда понятие эмоционального интеллекта обрело широкую популярность, за первенство темы также решил побороться израильский психолог Рувен Бар-Он. Легенда гласит, что «в первом экземпляре его докторской диссертации, которая была представлена в 1985 году, Бар-Он предложил количественный подход к созданию «EQ, аналогичного оценке IQ». Однако люди, видевшие тот самый первый экземпляр, утверждают, что ни о чем таком там речи не идет. Так или иначе малоизвестный в России Бар-Он является одним из наиболее авторитетных экспертов в области эмоционального интеллекта в мире. Эмоциональный интеллект – зрелость и безграмотность Эмоциональный интеллект – зрелость и безграмотность Эмоциональный интеллект – зрелость и безграмотность Все модели перекликаются друг с другом, содержат в своей основе одни и те же компоненты, но каждый из психологов привнес что-то свое.

  1. Самосознание
  2. Самоконтроль
  3. Эмпатия
  4. Управление отношениями

Эмоциональный интеллект – зрелость и безграмотность Хороший руководитель будет эффективно справляться со своими обязанностями, когда его эмоциональный интеллект будет доходить до 85%.

  • понимает свои эмоции;
  • знает, какую роль играют чувства и эмоции в общении с людьми;
  • умеет выражать свои эмоции так, чтобы устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с окружающими;
  • стремится познавать и обогащать свой внутренний мир;
  • умеет регулировать свои эмоции;
  • умеет управлять внутренней мотивацией, поддерживать настрой на достижение цели.
  • конфликтен;
  • раздражителен;
  • нерешителен;
  • стремится держать все под контролем;
  • подвластен сильному чувству гнева.

«Очень важно понимать, что эмоциональный интеллект — это не противоположность интеллекта, это не триумф сердца над головой — это единственный путь пересечения обоих».

Не бывает плохих и хороших эмоций. Все эмоции нам нужны. Даже страх, печаль и гнев.

  1. Идентификация. Распознавание эмоции.
  2. Понимание причины появления эмоции. Что явилось ее запуском?
  3. Направить эмоцию себе во благо, сделать ее полезной поможет интеллект.
  4. Непосредственные действия, направленные на то, чтобы сделать эмоцию полезной. Использование Правила мира — все в мире должно быть полезным. Так как эмоция — это ресурс, нужно этот ресурс использовать.
  • Когда вы понимаете, что вы застряли в одной эмоции.
  • Когда вы наступаете на те же грабли, постоянно делаете одну и ту же ошибку.
  • Когда вы застряли в неком цикле и не идете к успеху, не развиваетесь, стагнируете.
  • Когда жизни других людей гораздо интереснее вашей жизни.

Сергей Шабанов, Алена Алешина: Эмоциональный интеллект. Российская практика

Понятие эмоционального интеллекта вошло в обиход недавно, в 1990 году, но за это время оно стало неотъемлемой частью психологии Запада. Книга показывает, как приложить накопленные знания к российской действительности. Мы часто говорим о загадочной русской душе. Возможно, это эмоциональный интеллект, который руководит нами в большей степени, чем коэффициент интеллекта?

Купить Первое и самое важное — развитие навыка осознания своих эмоций. Несмотря на то, что этот навык выглядит обычно наименее интересным, едва ли возможно чем-либо управлять, не осознавая, своих действий. Именно поэтому прежде всего важно научиться понимать в каждый момент времени (при необходимости), что я сейчас чувствую, то есть какую эмоцию испытываю. Это не так просто сделать, поскольку существует ряд объективных сложностей. Для тренировки целесообразно начать отслеживать эмоциональное состояние каждый день в определенное время, для этого можно установить напоминания на телефон с вопросом «Как ты себя чувствуешь?» или завести дневник эмоций, в который вы ежедневно будете записывать результаты работы за день. На протяжении всего дня отслеживайте, какие эмоции вы испытываете, чем вызваны эти эмоции, отслеживайте общий фон настроения. В выбранное вами время зафиксируйте факты: какие наиболее сильные эмоции вам запомнились за сегодняшний день, в какие моменты они возникли. Запишите, какие ощущения возникали в теле во время переживания этих эмоций, какие мысли посещали вас в этот момент? Любая эмоция — это выброс определенного гормона. Поэтому важно отслеживать, где в теле зарождаются ощущения. Записывайте свои наблюдения в свободной форме или в таблице:

 Факт   (ситуация,   человек)  Мысли      Физические   ощущения  Эмоции    

Улучшаем навыки осознания эмоций других людей. Для этого можно обращать внимание на невербальное поведение другого человека и развивать навыки эмпатии. Если общение происходит с близким человеком, можно проверить правильность своих догадок, спросив: «Как ты себя чувствуешь?» или выдвинув предположение: «Мне кажется, ты сейчас чем-то расстроен». Включите какой-нибудь художественный фильм, который еще не смотрели, и отключите звук. Некоторое время смотрите кино, наблюдая за жестами, мимикой, расположением в пространстве героев и размышляя, какие эмоции они сейчас испытывают. Это весьма увлекательный процесс. Если вам не очень нравится смотреть таким образом художественное кино, посмотрите какие-нибудь теледебаты или новости. Посмотрите с выключенным звуком фрагмент знакомого фильма и фрагмент незнакомого. Какова разница в процессе наблюдения? Мешает или помогает знание сюжета сопоставлять «невербальность» с эмоциями? Сравните фильмы разных жанров. В чем сходство и различие невербального поведения в разных культурах? Посмотрите фильм, где играют известные актеры, и какой-нибудь дешевый сериал. Сравните невербальные проявления актеров с реальными людьми в какой-нибудь программе-репортаже. Эта игра имеет дополнительный бонус. Для наблюдения за немым телевизором необходимо иметь время, телевизор или компьютер и согласие родственников на его использование. А когда вы находитесь в общественном транспорте, у вас есть свободное время, которое как раз можно занять полезной деятельностью. Поэтому, когда вам надоела газета, которую вы прикупили для поездки в метро, или кончилась книга, взятая в поезд или самолет, вполне можно переключиться на эту игру. Что чувствуют эти люди? Если вы видите парочку, то в каких они отношениях? Если кто-то кому-то что-то рассказывает, эта история веселая или грустная? Управление своими эмоциями. Важно! Не путайте управление эмоциями и их контроль, подавление. Зачастую единственный способ управления, которым мы владеем в совершенстве — это подавление своих эмоций. Однако эмоции невозможно подавить насовсем, они либо прорвутся в другой ситуации (что называется «накопилось»), либо проявятся на психосоматическом фоне (например, начнет болеть голова). Маленьким детям часто говорят: «Мальчики не плачут», «Хорошие девочки так не поступают» и т.д. Поэтому многие из нас привыкли подавлять свои эмоции, чтобы соответствовать социуму. Существуют и другие способы управления своими эмоциями. Многие из них нам известны: подышать, пройтись, заняться какой-то физической активностью. Одним из действенных способов управления своими эмоциями является вербализация — описание своего состояния вслух: «Я немного волнуюсь, встревожен, испытываю легкое раздражение» и т. д. Можно не только менять интенсивность негативной эмоции, но и заменять ее другой, более позитивной. Выберите телесный метод управления эмоциями, который можно использовать практически в любых ситуациях. Например, незаметно сжать-разжать кулаки. Привстать несколько раз на цыпочки. Встать, немного пройтись и снова сесть. Тренируйтесь использовать его хотя бы раз в час. Напишите список актуальных для вас проблем. Вспомните максимальное количество проблем (обратите внимание: сначала могут возникнуть некоторые трудности, а затем процесс пойдет — проблемы мы искать умеем). Теперь переформулируйте эти проблемы в цели. Следите за тем, чтобы формулировать цели позитивно, то есть не используя частицу «не», а также слова «бросить», «прекратить», «перестать». Сформулируйте цели максимально конкретно, обязательно определите срок, к которому вы планируете их достичь. Обратите внимание, как изменилось ваше эмоциональное состояние по сравнению с тем, когда вы начинали. Управление эмоциями других людей. Сюда входит целый комплекс навыков, связанный с умением успокоить другого человека, если тот сильно разозлен, боится или расстроен, а также умение, наоборот, «заразить» позитивной эмоцией других людей. Задумайтесь и пропишите, что вы можете сделать, чтобы поддерживать в вашей компании постоянную атмосферу драйва, азарта и задора. Выберите какие-нибудь значимые для вас личные или деловые отношения. Для личных отношений достаточно вспомнить период от нескольких дней до недели, для деловых лучше взять период побольше — один-два месяца. Разделите лист вертикальной чертой пополам, левую колонку обозначьте как «+», правую — как «-». Запишите в левой колонке все ваши действия, которые, по вашему мнению, улучшали состояние вашего счета (те действия, которые улучшали настроение вашему партнеру), в правой — ухудшали его. Посмотрите, как вы повлияли на состояние своего эмоционального баланса в этих отношениях за этот период. Удалось ли вам улучшить его или хотя бы сохранить на прежнем уровне? Или количество действий в правой колонке начинает удручающе превалировать? Если вы относитесь к той категории людей, у которых имеется только куча прекрасных действий в левой колонке, задайтесь вопросом, не нарушаете ли вы баланс и в этом случае? Не слишком ли много даете своим партнерам и не слишком ли мало просите взамен? И в том и в другом случае стоит составить план действий, которые помогут вам поддерживать баланс в более или менее равновесном состоянии. Такой анализ полезно проводить для себя хотя бы раз в месяц для самых значимых фигур и «счетов» и раз в несколько месяцев — для важных для вас людей. Обязательно посмотрите мультфильм «Головоломка», если еще не видели его. Получите много впечатлений, узнаете, как зарождаются эмоции.

Читайте также:  Красивый внешний вид – это иллюзия крепкого здоровья

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/emotsionalnyy-intellekt-i-sposoby-ego-razvitiya-article/

Эмоциональный интеллект. Эмоциональная зрелость

Онлайн-курс «Эмоциональный интеллект. Эмоциональная зрелость»от Вании Маркович

СТАРТ 16 МАРТА

Пошаговая технология создания своей жизни и управления эмоциями:более 40 практик и упражнений.

Научитесь видеть в проблемах стимул ипревращать их в счастливую жизнь!Не соглашайтесь на меньшее:если у вас есть мечта, значит, есть потенциал ее

воплотить. Главное — не останавливаться!

Научитесь создавать не только счастливое будущее, но и счастливое настоящее — через простые шаги каждый день.

Что вы получите в итоге курса

Станете увереннымв себе человеком

Начнёте использовать ваши таланты и сильные стороны

Получите понятную технологию управления своими эмоциями

Перестанете сравнивать себя другими

Проработаете свои комплексы и страхи

Соедините свои цели с ежедневными действиями

Будете полныэнергии и позитива

Научитесь видеть в проблемах стимул

Научитесь адекватно реагировать на любые ситуации

Переведёте отношения на новый уровень

Трудностиперестанут вас ломать

Освободитесь от негативных эмоций

Для кого полезен курс«Эмоциональный интеллект.

Эмоциональная зрелость»:

Вы мечтаете об интересной,насыщенной и яркой жизни.

Но не верите, что достойны её.

Однако такая жизнь открыта каждому.

Вания прошла большой путь, который начала в 13 лет, в обычной семье обычных родителей. Она открыла свой смысл жизни, стала уверенной и самодостаточной. У неё международная команда и ученики по всему миру.

Вы хотите качественных перемен, на 100 000%: максимально развиваться, хорошо зарабатывать, открыть своё предназначение.Но вам не понятно, как?

Чтобы так улучшить свою жизнь, нужно знать себя, свои желания, мечты, способности. Вания поможет вам познать все эти грани вашего «я», внутреннюю силу и скрытые таланты, которые помогут вам создать грандиозную жизнь.

Все ответы есть внутри вас. Вы научитесь их понимать.

Мечтаете об успешной и счастливой жизни, но вас сковывают страхи. Вы боитесь одиночества, ошибок и неудач, предательства.

Вы разберетесь, как преодолеть и трансформировать страхи.

Научитесь смело идти к своим целям, используя свои сильные качества. Перестанете бояться общения и сравнивать себя с другими.

Вы стараетесь быть хорошим родителем/ любящим супругом/ внимательным другом/заботливым ребенком, но…

Не можете сдержать гнев и раздражение на близких и любимых людей. Конфликты стали нормой вашей жизни. Вас душат ревность, обиды, претензии, требования и ожидания.

Вы увидите скрытые убеждения, установки и схему своих реакций. И научитесь управлять своими эмоциями и чувствами, и наконец все ваши отношения будут наполнены миром, любовью и доброжелательностью.

Что же мешает жить жизнью своей мечты?

Вания Маркович создала точный ответ на этот вопрос — комплексный практический курс «Эмоциональный интеллект.Эмоциональная зрелость»

Вы проведете генеральную уборку своих страхов и комплексов

А также сомнений и неуверенности, зависимости и ревности, лени и самооправданий, контроля и недоверия, гнева и конфликтности.

Во время обучения получите глубокую проработку на 3-х уровнях

● Ум. Проработка, вычищение и исцеление установок и блоков, убеждений и подсознательных программ.● Эмоции и чувства. Перезагрузка внутреннего состояния.

● Действия. Выбор правильных, адекватных действий в правильном состоянии.

Пройдёте колоссальную трансформацию и переход на новый уровень жизни

● Точно поймете, что вам нужно.● Мечты, желания, цели начнут сбываться.● Обретете неиссякаемый и независимый источник энергии.

● Примете и полюбите себя, станете по-настоящему автором своей жизни

Интенсивной программы

В прямом эфире с автором курса и сильной командой тренеров

32 года личного пути и 23 года обучения других

Трансформационных практик, упражнений и медитаций

Особая педагогика

Прямая передача через уровень бытия

Эмоциональный интеллект – зрелость и безграмотность

Каждый день

Практические задания по ключевым темам курса

Эмоциональный интеллект – зрелость и безграмотность

Поддержка в закрытом чате

Обратная связь по каждому заданию

Личный кабинет

Закрытая удобная платформа и полная конфиденциальность

Вдохновение и энергия

Поддержка и общение с единомышленниками

Специальная структура

Курс разворачивается поэтапно, от простого к сложному

Самые эффективные

Техники и методы: проверены практикой в течение 6000 лет

Восток иЗапад

https://www.youtube.com/watch?v=7DvrrkJEltw

Квинтэссенция методов

Намерения. Почему сбываются только они

Три способа восприятия мира: эмоциональный, интеллектуальный и физический

Что такое «Быть автором своей жизни»

Влияние внешних событий на внутренний мир

Как устроен человек: структура личности и духовная составляющая

Истинная природа: двойная природа человека

Темперамент и черты характера

Главные и доминирующие черты

Чувства и эмоции, передающиеся нам через поколения

Глубинная проработка страхов, гнева, неуверенности в себе, ревности, зависимости от людей и от чужого мнения

Открыть свои таланты, способности и ценность себя

Найти своё предназначение и призвание

Закон творческого процесса или как реализовать любую цель со 100% результатом

Техника снятия телесного напряжения для проработки внутреннего состояния

Секреты монахов Шаолиньского монастыря

Методика работы с мыслями

Отношения с другими людьми

Законы, управляющие отношениями

Как найти общий язык с любым собеседником

Что такое осознанность. Практики осознанности

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Обучение в Школе осознанной жизни

Вания Маркович

Автор и ведущая курса

Помогает сделать то, к чему пришла сама: обрести состояние полного счастья и благополучия.Присоединяйтесь, если вам важно бережное и мягкое ведение, проверенные тысячелетиями подходы и практики.Коуч и наставник, духовный и системный психолог.Педагог.3 высших образования: педагогика, история и философия религии; связи с общественностью; психология.Более 15 лет помогает людям достичь уверенности в себе и своих силах, финансового успеха, реализовать потенциал и таланты, создать счастливые отношения.Создала 2 успешных образовательных учреждения: Школу осознанной жизни «Симург» и Международную Академию Расстановок, в России и Израиле.Автор 20 курсов и марафонов. На своих программах обучила больше 10.000 человек по всему миру. Более 17 000 человек изменили свою жизнь после расстановок с Ванией.Знает всё о создании жизни мечты и эмоциональной зрелости: с 13 лет лично практикует лучшие техники самореализации и создания успешной жизни, и сегодня точно знает, как этого достичь.• Опубликовала 50+ статей в Наша психология, YogaJournal, Vegetarian, Генеральный директор, Управление персоналом, Летидор, Iamcreator, Мир-24, HR-tv, Foodandthecity, На Невском• Спикер конференций «Пространство смысла» и Охта Lab, постоянный эксперт в телепередаче «Полезная консультация» (канал Санкт-Петербург)• Регулярно проводит масштабные офлайн встречи с учениками (2000+ участников)

С 18 лет обучается у Джима Рона, Робина Шарма, Тони Роббинса, Брайана Трейси, Роберта Кийосаки, Майкла Роуча, Идриса Лаора и многих других.

Менторы курса

Помогают в сложных ситуациях, проверяют все ваши задания, корректируют и направляют вашу работу в сторону лучших результатов!

  • ментор курса «Эмоциональный интеллект»
  • куратор и ментор курса «Бесконфликтное общение»
  • системный расстановщик
  • сертифицированный коуч ICF
  • коуч успеха и благополучия
  • инструктор йоги Samadeva
  • ментор курса «Бесконфликтное общение» и «Эмоциональный интеллект»
  • системный расстановщик
  • ментор курса «Эмоциональный интеллект»
  • педагог
Читайте также:  Диета против поноса – что есть и каких продуктов избегать?

Результаты наших учеников 7 предыдущих потоков:

Источник: https://simurg.life/emotional-intellekt-kurs

Глава 15 ВО ЧТО ОБХОДИТСЯ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗГРАМОТНОСТЬ

Это началось как несерьезный спор, но — слово за слово — дальше все пошло по нарастающей. Йен Мур, выпускник средней школы Томаса Джефферсона в Бруклине, и Тайрон Синклер, на год моложе Йена, поссорились со своим пятнадцатилетним приятелем Халилом Самптером, а потом начали его дразнить и угрожать. И вот чем это закончилось.

Халил, перепугавшись, что Йен и Тайрон собираются его избить, однажды утром прихватил с собой в школу пистолет 38-го калибра и в пятнадцати футах от школьного надзирателя выстрелами в упор убил двух парней, когда те шли по коридору.

Это трагическое происшествие можно расценить как еще одно свидетельство того, сколь велика необходимость научить людей, и особенно детей, тому, как следует управлять эмоциями, разрешать конфликты мирным путем и просто поддерживать хорошие отношения.

Преподаватели, давно обеспокоенные низкими оценками по математике и чтению у учеников младших классов, приходят к пониманию, что существует и другой, более тревожный недостаток, каковым является эмоциональная безграмотность.

И тогда для повышения уровня подготовки прикладываются достойные похвалы усилия, этот новый и весьма неприятный дефицит никак не учитывается в стандартной школьной программе.

Как отметил один из преподавателей школы в Бруклине, «нас больше заботит, насколько хорошо дети научатся читать и писать, чем доживут ли они до следующей недели».

Признаки этого недостатка видны в диких выходках вроде расстрела Йена и Тайрона, становящихся все более привычными в американских школах. Но они представляют собой нечто большее, чем отдельные случаи; об усилении беспорядков, чинимых подростками, и бедах, сопутствующих детству, говорит статистика по Соединенным Штатам, являющимся провозвестником мировых тенденций.

В 1990 году в Соединенных Штатах отмечен наивысший по сравнению с двумя предыдущими десятилетиями процент задержаний несовершеннолетних за насильственные преступления; удвоилось чисто арестов подростков за изнасилование с применением физической силы; в четыре раза возросла доля убийств, совершаемых подростками, главным образом из-за применения огнестрельного оружия. За те же самые два десятка лет количество самоубийств среди юношества утроилось, так же как и количество детей до четырнадцати лет, становящихся жертвами убийства.

Девочки-подростки теперь беременеют чаще и во все более юном возрасте.

С 1993 года в течение пяти лет подряд наблюдался устойчивый рост коэффициента рождаемости среди девочек от десяти до четырнадцати лет: некоторые называют их «детьми, имеющими детей», как и доли нежелательных подростковых беременностей и случаев принуждения со стороны сверстников к занятию сексом. Заболеваемость венерическими болезнями среди подростков утроилась за последние тридцать лет.

Хотя эти показатели и обескураживают, но если говорить об афроамериканской молодежи, особенно в негритянском гетто, то они вообще беспросветно мрачны — все цифры гораздо выше, иногда вдвое, иногда втрое или и того больше.

К примеру, употребление героина и кокаина белой молодежью возросло на 300 процентов за два десятилетия до начала 1990-х годов; а для молодых афроамериканцев этот показатель подскочил ошеломляюще, в 13 раз превысив показатель двадцатилетней давности.

Самой распространенной причиной нетрудоспособности среди подростков является психическое заболевание. Симптомы депрессии любой степени тяжести обнаруживаются примерно у трети юношей и девушек; у девочек число случаев заболевания депрессией удваивается в период полового созревания. Частота случаев нарушений питания у девочек-подростков стремительно возросла.

В конечном итоге если положение дел не изменится, то долгосрочные перспективы относительно вступления в брак и удачной и стабильной совместной жизни для нынешних детей с каждым поколением становятся все более удручающими.

Как уже говорилось в Главе 9, если в период между 1970-ми и 1980-ми годами показатель количества разводов составлял примерно 50 процентов, то с началом 1990-х годов прогноз для молодоженов гласил, что два из трех браков, заключенных молодыми людьми, кончатся разводом.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава

Источник: https://psy.wikireading.ru/47506

Эмоциональный интеллект и эмоциональная грамотность. Статья. Самопознание. Самопознание.ру

В последнее время многие говорят об эмоциональном интеллекте. Сейчас это стало даже модным. Давайте разберёмся, что же это, и для чего нам нужно? Разделим и проясним отличие эмоционального интеллекта от эмоциональной грамотности.

Итак эмоциональный интеллект(EQ) как термин был введён психологами Питер Сэловей и Джон Майер, исследователями хотевшими и почти достигшими количественного измерения EQ, ключевое почти. Эмоциональный интеллект не может быть исчислен. Мы можем предполагать, но не можем дать конкретных цифр или данных.

Эмоциональная проницаемость помогает решить множество проблем. И она может использоваться человеком по-разному. Если цель напугать кого-то, мы воспользуемся нашими знаниями об эмоциональном интеллекте и применим их в качестве эмоционального насилия. Как это делали с древних времён инквизиция, гестапо и др.

? Если цель что-то продать, мы также воспользуемся этими знаниями, что, собственно говоря, и делают нынешние специалисты по рекламе и маркетингу, умело играя человеческими эмоциями и чувствами.

В личной жизни мы можем использовать свои эмоциональные навыки для самоконтроля и спокойствия, а можем управлять чувствами других через манипуляции и контроль. Как видите, формы и способы применения эмоционального интеллекта достаточно разнообразны и имеют разные цели применения.

Давайте проясним же, что такое эмоциональная грамотность, и чем она отличается от EQ. Термин эмоциональная грамотность был введён и впервые опубликован в 1979 году известным психологом Клодом Штайнером. Если коротко, эмоциональная грамотность — эмоциональный интеллект, находящийся в сердце.

Главная цель развития эмоциональной грамотности — помочь людям сотрудничать, не применяя манипуляцию и насилие, используя эмоции сопереживания для объединения и улучшения качества жизни. Любовь!.. Мы все понимаем важность любви как чувства, но даже специалисты редко обсуждают её в подробностях. А ведь любовь занимает центральное место в эмоциональной жизни людей. Ради неё и для её получения человек способен на многое, и не всегда хорошее.

Обучение эмоциональной грамотности сосредоточено на любви и состоит из пяти основных навыков:

  1. Знание собственных чувств.

Знаете ли вы свои истинные чувства? Многие люди не умеют определять те чувства, которые они испытывают, и даже назвать их, не могут назвать причину, почему чувства появились, или на сколько они сильны. Если вы не может определить эмоции, которые вы испытываете, их силу и последствия от них, вы не можете сказать, в какой степени эти чувства влияют на вас и окружающих вас людей.

  1. Умение искренне сочувствовать.

Вам знакомы чувства других людей? Вы понимаете, почему люди испытывают те или иные чувства? Большинство людей имеют очень поверхностное представление о чувствах других людей. Когда мы сочувствуем другим, мы интуитивно чувствуем, что это за чувства, насколько они сильны, и что их вызвало.

  1. Умение управлять своими эмоциями.

Вы контролируете свои эмоции? Знаний о наших и чужих эмоциях недостаточно, чтобы стать эмоционально грамотным. Мы должны знать, когда и как выражение эмоций или их отсутствие влияет на других людей. Мы должны научиться закреплять свои положительные эмоции, например, надежду, любовь, радость.

Да, да, нам часто не разрешено испытывать именно положительные чувства, и нам приходится этому учиться иногда заново.

Мы должны также знать и как выражать негативные эмоции, такие, как гнев или страх, чтобы никому не навредить при этом, но и извлечь пользу из ситуации, или, наоборот, отложить решение проблемы на другое время.

  1. Возмещение эмоционального ущерба.

Вы знаете, как лучше извиниться и загладить свою вину? Ведь все мы люди, мы не совершенны, и мы можем совершать ошибки, мы можем спровоцировать не очень хорошие чувства у других, но не так уж часто мы исправляем эти ошибки.

Мы должны научиться признавать, что мы поступили неправильно, и исправлять свои ошибки. Это очень не просто для нас, ведь тогда нам нужно признать свою ответственность за случившееся, попросить прощения и загладить свою вину.

Это очень нелегко, но если мы будем избегать этого, эти ошибки совсем отравят наши отношения с людьми.

  1. Объединение всех навыков.

В итоге, если вы приобретаете достаточно навыков, то развиваете способность, которую Клод Штайнер назвал — эмоциональной интерактивностью. Это значит, что вы сможете настроиться на чувства окружающих вас людей, понимая их эмоциональное состояние и зная, как эффективно взаимодействовать с ними.

Что же такое эмоциональная грамотность?

Если мы эмоционально грамотны, мы можем привлечь свои эмоции на помощь нам и окружающим нас людей, а не против нас. Мы учимся контролировать сложные эмоциональные ситуации, которые часто приводят к борьбе, лжи, нападкам и ранят духи людей, а взамен наслаждаться такими эмоциями, как любовь, надежда и радость.

К сожалению, мы часто подвержены эмоциональным травмам — большинство из них вызваны простыми повседневными трудностями жизни, некоторые — предательством и разочарованием.

Без эмоционально грамотного выхода эмоций эта эмоциональная боль заставляет нас заморозить свои чувства, чтобы защитить себя, при этом прячась, мы теряем связь с нашими чувствами и уже не можем понимать или контролировать их.

Мы жаждем эмоциональных переживаний и хотим получить их разными способами. Обучение эмоциональной грамотности является прямым и эффективным способом восстановления контакта с нашими чувствами и их силой, особенно силой любви.

Всё чаще в социальных сетях разгораются споры на тему: «Должны ли мы (дети) что-то родителям?». Поговорим?Для начала хочу прояснить, что же означает это всемогущее «должен»! Итак, мой любимый толковый словарь Ожегова просвещает нас:

  1. Обязан сделать что-нибудь. Должен подчиниться приказу.
  2. О том… Читать дальше
Нас никогда не учили тому, как строить и поддерживать здоровые, наполненные любовью отношения. А ведь мы так нуждаемся друг в друге, и зачастую отношения между мужчиной и женщиной становятся одними из самых значимых в жизни человека.Из детства мы приносим багаж воспоминаний, родительских установок… Читать дальше
Вы встречали людей, всё время чем-то недовольных? При любой возможности ноющих о том, как им плохо?С одной стороны, кажется, что человеку нужно помочь. С другой стороны, сложно находиться длительное время рядом с такими людьми.Из-за чего?Человек, который жалуется, на самом деле сейчас пытается… Читать дальше
  • Дети не очень внимательно слушают старших, но не упускают ничего в подражании им.
  • Случайно подслушанный диалог:
  • » — Саша, хватит болтать по телефону, ты ещё уроки не сделал!

— Мам, а ты почему с тётей Светой болтаешь каждый день, и мы из-за этого опаздываем в музыкальную школу? Ругают-то меня!»Что… Читать дальше

Об истинной природе страха.— Какая дорога правильная, отче? — Спросил он наконец. — Как распознать её среди других дорог?— Если движешься в том направлении, в котором твой страх растёт, ты на правильном пути.Милорад Павич.Эту фразу, разобрав в различных вариантов на цитаты, публикуют умничающие… Читать дальше Страх является неизменным спутником большинства людей, особенно в современных городских условиях, где насилие и противостояние друг к другу вошли в норму. Из всех эмоций, которые только в состоянии испытывать человек, лучше всего мы знакомы со страхом, т.к. именно страх оказывает на нас наибольшее… Читать дальше

Источник: https://samopoznanie.ru/articles/emocionalnyy_intellekt_i_emocionalnaya_gramotnost/

Эмоциональный интеллект: что это? — Журнал "Город женщин"

То, что эмоции влияют на наше мышление, на наши реакции и поведение, – давно известный факт. Однако большинство людей «эмоционально неграмотны», то есть не способны определить и понять, каким образом их собственные эмоции и эмоции других людей влияют на то, что они думают и делают в данный момент. Наша культура и наше воспитание превратили эмоции в плохое слово. 

Еще в далеком 1912 году немецкий психолог Вильям Штерн предложил измерять интеллектуальные способности человека с помощью теперь уже широко известного коэффициента IQ (Intelligence Quotient).

Спустя 83 года американский психолог Дэниел Гоулман произвел настоящий фурор, заявив, что более важную роль, чем IQ, играет коэффициент EQ (Emotional Quotient или Emotional Intelligence) – эмоциональный показатель интеллекта.

Связано это с тем, что управление собственными эмоциями и способность правильно воспринимать чужие чувства характеризуют интеллект точнее, чем способность логически мыслить.

Согласно определению Дэниела Гоулмана, «эмоциональная компетентность – это способность осознавать и признавать собственные чувства, а также чувства других, для самомотивации, для управления своими эмоциями внутри себя и в отношениях с другими».

Опираясь на исследования этого ученного, эксперты пришли к одному знаменательному выводу: наш успех определяется этим коэффициентом на 85% и только на 15% – с помощью IQ. Если мы не задумываемся об эмоциональной компетентности, то результаты нашей работы могут стать плачевными как для карьерного роста, так и для личной жизни.

Развитые навыки EQ позволяют нам рассматривать свои эмоции и эмоции других людей как ресурс и благодаря этому повышают эффективность в общении с окружающими людьми, с партнерами, подчиненными, клиентами, семьей; способствуют личностному развитию, продвижению по карьерной лестнице, креативности и продуктивности, улучшают здоровье, создают ощущение удовлетворенности и счастья. EQ – особый параметр, который не связан с «эмоциональностью» кого-либо в привычном для нас понимании. Эмоциональный темпераментный человек вполне может обладать низким EQ, что связано с его неумением анализировать свои эмоции и управлять ими. В то же время человек спокойный, уравновешенный может демонстрировать высокий уровень эмоционального интеллекта.

Что же принципиально нового содержит в себе понятие «эмоциональный интеллект»? Ответ – в названии, а именно в сочетании слов «эмоциональный» и «интеллект». Он подразумевает: 1) возможность погрузиться в свои эмоции, чтобы осознать и почувствовать их, 2) необходимость рационального анализа эмоций и принятия решения на основе этого анализа.

Эмоции несут в себе огромный пласт информации, используя которую мы можем действовать гораздо эффективнее. Практика показывает, что наибольшего успеха в жизни добиваются те, кто в состоянии в критический момент взять себя в руки и не поддаться гневу, раздражению или унынию.

Интересно, что если у человека развиты подобные качества, то они распространяются на все жизненные ситуации, а не только на область, связанную с работой.

Методика Н. Холла для определения собственного уровня EQ

Ниже вам будут предложены высказывания, которые так или иначе отражают различные стороны вашей жизни. Пожалуйста, отметьте звездочкой или любым другим знаком тот столбец с соответствующим баллом справа, который больше всего отражает степень вашего согласия с высказыванием.

  • Обозначения баллов:
  • Полностью не согласен (-3 балла).
  • В основном не согласен (-2 балла).
  • Отчасти не согласен (-1 балл).
  • Отчасти согласен (+1 балл).
  • В основном согласен (+2 балла).
  • Полностью согласен (+3 балла).
Высказывание Балл (степень согласия)
-3 -2 -1 +1 +2 +3
1 Для меня как отрицательные, так и положительные эмоции служат источником знания о том, как поступать в жизни.
2 Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в моей жизни.
3 Я спокоен, когда испытываю давление со стороны.
4 Я способен наблюдать изменение своих чувств.
5 Когда необходимо, я могу быть спокойным и сосредоточенным, чтобы действовать в соответствии с запросами жизни.
6 Когда необходимо, я могу вызвать у себя широкий спектр положительных эмоций, таких как веселье, радость, внутренний подъем и юмор.
7 Я слежу за тем, как я себя чувствую.
8 После того как что-то расстроило меня, я могу легко совладать со своими чувствами.
9 Я способен выслушивать проблемы других людей.
10 Я не зацикливаюсь на отрицательных эмоциях.
11 Я чувствителен к эмоциональным потребностям других.
12 Я могу действовать успокаивающе на других людей.
13 Я могу заставить себя снова и снова встать перед лицом препятствия.
14 Я стараюсь подходить творчески к жизненным проблемам.
15 Я адекватно реагирую на настроения, побуждения и желания других людей.
16 Я могу легко входить в состояние спокойствия, готовности и сосредоточенности.
17 Когда позволяет время, я обращаюсь к своим негативным чувствам и разбираюсь, в чем проблема.
18 Я способен быстро успокоиться после неожиданного огорчения.
19 Знание моих истинных чувств важно для поддержания «хорошей формы».
20 Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже если они не выражены открыто.
21 Я хорошо могу распознавать эмоции по выражению лица.
22 Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать.
23 Я хорошо улавливаю знаки в общении, которые указывают на то, в чем другие нуждаются.
24 Люди считают меня хорошим знатоком переживаний других людей.
25 Люди, осознающие свои истинные чувства, лучше управляют своей жизнью.
26 Я способен улучшить настроение других людей.
27 Со мной можно посоветоваться по вопросам отношений между людьми.
28 Я хорошо настраиваюсь на эмоции других людей.
29 Я помогаю другим использовать их побуждения для достижения личных целей.
30 Я могу легко отключиться от переживания неприятностей.
  1. Ключ к методике Н. Холла на эмоциональный интеллект
  2. Шкала «Самосознание» – пункты 1, 2, 4, 17, 19, 25.
  3. Шкала «Самоконтроль» – пункты 3, 7, 8, 10, 18, 30.
  4. Шкала «Самомотивация» – пункты 5, 6, 13, 14, 16, 22.
  5. Шкала «Эмпатия» – пункты 9, 11, 20, 21, 23, 28.
  6. Шкала «Управление отношениями» – пункты 12, 15, 24, 26, 27, 29.

Подсчет результатов. По каждой шкале высчитывается сумма баллов с учетом знака ответа (+ или –). Чем больше плюсовая сумма баллов, тем больше выражено данное эмоциональное проявление.

  • 14 и более – высокий.
  • 8–13 – средний.
  • 7 и менее – низкий.

Интегративный (общий) уровень эмоционального интеллекта – сумма ответов на все вопросы с учетом доминирующего знака:

  • 70 и более – высокий.
  • 40–69 – средний.
  • 39 и менее – низкий.

Итак, согласно тесту, основными «ингредиентами» эмоциональной компетентности являются:

  • самосознание (self-awareness);
  • самоконтроль (self-management);
  • самомотивация (self-motivation)
  • эмпатия (empathy);
  • управление отношениями (relationship skills).

Самосознание – главный элемент эмоционального интеллекта. Человек с высокой степенью самосознания знает свои сильные и слабые стороны и умеет осознавать собственные эмоции. Самосознание означает глубокое понимание самого себя, своих потребностей и побуждений.

Самоконтроль – это следствие самосознания. Человек, которому свойственна эта черта, не только «познал себя», но и научился управлять собой и своими эмоциями. Ведь, несмотря на то что нашими эмоциями движут биологические импульсы, мы вполне можем управлять ими.

Если мы способны контролировать свои эмоции, мы адекватно ведем себя в общении с коллегами по работе и окружающими нас людьми, принимаем взвешенные, не подверженные эмоциональным влияниям решения, не испытываем дискомфорта в состоянии неопределенности.

Самоконтроль означает не подавление, а выбор эмоции – из всех возможных вариантов реагирования на ту или иную ситуацию выбирать ту, которая заведомо приведет к ожидаемому результату.

Умение управлять своими эмоциями проявляется в следующем поведении: отходчивость, слушание, эмпатия, смелость, гибкость, вовлеченность. Низкий уровень эмоционального интеллекта характеризуется таким поведением: обвинение, защита, скованность, осуждение, отрешенность.

Успешное взаимодействие с другими людьми невозможно без эмпатии. Это умение ставить себя на место другого, учитывать в процессе принятия решений чувства и эмоции других людей.

Управление отношениями включает в себя способность воодушевлять, вести за собой, содействовать изменениям, разрешать разногласия и конфликты. Это умение наладить взаимоотношения с другими людьми таким образом, чтобы это было выгодно для обеих сторон.

Алена Сысоева, бизнес-тренер, коуч, эксперт по эмоциональному интеллекту, консалтинговая группа «Живое дело»

Источник: http://gorodw.by/eq-chto-eto/

Ссылка на основную публикацию