Дислексия у детей – проблемы с обучением чтению и письму

Последние исследования дают новую надежду тем, кто страдает этим недугом

Восьмилетний Сережа Каледин* успевал по математике, неплохо рисовал, был ловок в спортивных состязаниях, а вот чтение и письмо были для него сущим наказанием. Даже к концу 2-го класса Сережа оказался не в силах запомнить, как пишутся простейшие слова, и не мог пересказать текст.

Дислексия у детей – проблемы с обучением чтению и письму

Учительница заподозрила неладное и посоветовала родителям Сережи обратиться к специалисту. Логопед поставил диагноз дислексия.

Это означает частичное расстройство процесса овладения чтением, которое проявляется в повторяющихся ошибках.

«В последние годы количество детей с дислексией существенно увеличилось, — говорит профессор московского НИИ коррекционной педагогики Г. В.Чиркина. — Высокий темп обучения, интенсивные программы выявляют все больше таких детей».

По мнению Л.В.Лопатиной, заведующей кафедрой логопедии Санкт-Петербургского ГПУ им. Герцена, дислексия нередко выявляется тогда, когда нарушения приобретают стойкий характер и у ребенка возникает масса сопутствующих проблем: процесс чтения вызывает отвращение, формируется низкая самооценка, возникают трудности с адаптацией в коллективе.

Многие родители неверно представляют себе, что такое дислексия.

Мамы и папы вздыхают с облегчением, когда ребенок начинает разбирать по слогам слова и даже читать целые предложения, а ведь дислексия в неострой форме может оставаться незамеченной до старших классов.

Другие же начинают бить тревогу, заметив, что маленький ребенок пишет букву «Я» или цифру 3 задом наперед, — они просто не знают, что почти все дети на определенной стадии развития переворачивают буквы.

— Примерно восемьдесят процентов проблем с чтением у первоклассников связано с неумелой помощью родителей и с тем, что программа школы не согласована с подготовительной программой детского сада, — считает Е.Ю.Климонтович, логопед с 26- летним стажем, специалист Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков.

Дислексия — явление всех языков и культур. Хотя ученые не пришли к общему мнению относительно частоты ее встречаемости, многие называют цифру от пяти до 15 процентов.

«Все зависит от того, где провести черту, — говорит д-р Чиркина. — Имеем ли мы в виду понимание прямого смысла прочитанного или же понимание иносказаний, аллегорий.

С уверенностью можно говорить лишь о том, что дислексия начинается с трудностей овладения техникой чтения».

Многие дети, имея хорошую память, просто скрывают, как тяжело дается им чтение.

Специалисты задавались вопросом, не связана ли дислексия с недостатком словесного общения. «У детей из семей с низким социально-экономическим положением чаще наблюдается педагогическая запущенность, — рассказывает д-р Лопатина. — Такие семьи, как правило, позже обращаются за помощью. Но постепенно, если в основе нет биологических факторов, проблему с чтением возможно решить».

Вероятность дислексии зависит и от уровня развития интеллекта ребенка. По мнению д-ра Чиркиной, дети с нарушениями гораздо сложнее усваивают навыки чтения.

И если предъявлять такому ребенку завышенные требования или держать его в условиях общеобразовательной школы, то, безусловно, отставание от одноклассников будет очень заметно.

Но существуют методики, по которым таких детей можно успешно научить читать и писать.

Дислексия нередко выявляется у детей с дефицитом внимания.

«Синдрому дефицита внимания и гиперактивности часто сопутствуют запаздывание процессов созревания высших психических функций и, следовательно, специфические трудности обучения», — считает к. п. н. А.Л.

Сиротюк, автор книги «Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения». Однако дислексия встречается и у детей с пониженной активностью. А причиной может стать переживание из-за неспособности читать и учиться.

Мальчики обычно бывают импульсивнее и проявляют в классе чрезмерную активность, поэтому их чаще направляют на обследование — тогда нередко и вскрываются проблемы с чтением. Однако исследования показывают, что пол не особенно влияет на способности к чтению.

В большинстве случаев причина дислексии заключается в нарушениях процесса обработки звуков и звуковых комбинаций, так называемой фонологической обработки, считает д-р Чиркина. Тогда ребенок с трудом понимает, что слова делятся на отдельные звуки, и медленнее учится манипулировать звуками. Например, ребенка может поставить в тупик просьба произнести слово «крот» без звука «к».

Ученые обнаружили, что, когда страдающие дислексией дети читают, некоторые участки мозга не активизируются.

Возникает вопрос: что вызывает этот нейробиологический сбой? Оказывается, на скорость и автоматизм, с которым читающий человек переводит буквы в звуки речи, влияют гены. У людей, которым тяжело это делать, обычно есть родственники с такими же проблемами.

Еще одной вероятной причиной дислексии считается гипоксия плода, недостаток кислорода в период внутриутробного развития. «Это распространенное явление, в особенности у городских жителей, — считает д-р Климонтович.

— В результате гипоксии нарушается обмен клеток мозгового вещества, вследствие чего у ребенка могут возникнуть некоторые мозговые дисфункции». Однако, по мнению Г. В.

Чиркиной, «говорить, что дислексия напрямую связана с гипоксией, очень некорректно».

Хотя трудности в переводе букв в незнакомых словах в речь и имеют под собой генетическую основу, наиболее эффективно справиться с дислексией помогает не медицина, а коррекционная педагогика.

Наука выдвигает все новые аргументы в пользу раннего вмешательства. Теперь в большинстве детских садов работают логопеды.

Они проводят скрининг-тесты, позволяющие определить, у кого из детей высокий риск отклонений.

По мнению специалистов, выявление дислексии в 1-2-м классе способствует развитию чтения в 82 процентах случаев, в 3-м классе — в 46, а в 5-7-м классе — лишь в 10-15 процентах случаев. Доктор Сиротюк считает, что чем позднее начата коррекционная работа, тем более выраженно проявляются вторичные расстройства: протестная реакция, тревожность, неврозная симптоматика и так далее.

Если у родителей появились основания заподозрить дислексию, не стоит ждать. Сейчас во всех крупных городах и регионах есть детские консультационные центры. Можно обратиться и к логопеду поликлиники.

Ольга Тарасова, мама семилетнего Гриши, была обеспокоена: к середине 1-го класса ее сын так и не сумел усвоить элементарные навыки чтения и письма. Кроме того, обычно веселый мальчик стал тревожным, раздражительным и плаксивым. Тарасова обратилась к логопеду, который определил у Гриши формирующуюся дислексию и дисграфию.

Как оказалось, причиной всех бед мальчика была педагогическая ошибка: учительница по старинке заставляла мальчика-левшу писать правой рукой. Это вызвало у ребенка тяжелый невроз, последствия которого привели к трудностям в освоении программы. После курса занятий проблемы мальчика удалось успешно разрешить.

Некоторые родители считают, что могут уверенно исключить возможность дислексии, если в начальных классах дети не отстают от сверстников. Хотя известно, что многие дети, имея хорошую память, просто скрывают, как тяжело им дается чтение. Проблемы становятся очевидными в старших классах, когда приходится читать более сложные тексты.

Как своевременно распознать дислексию? «Критерий очень простой, — объясняет Е.Ю.Климонтович. — Если ребенок не просто читает медленно, но при этом пропускает буквы, искажает окончания, плохо понимает смысл прочитанного, не может рассказать, о чем он только что прочитал, мы считаем, что у ребенка формируется дислексия».

Как только выясняется, что у ребенка трудности с чтением, перед родителями встает вопрос, какую программу обучения выбрать.

— Для полноценного слухового фонематического развития необходимо тесное взаимодействие двух анализаторов речи: слухового и речедвигательного, — рассказывает Г. В.Чиркина. — Нами разработана специальная программа для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. По этой программе сейчас эффективно работают многие отечественные логопеды.

Следует учитывать, считает А. Л.Сиротюк, что у детей с дислексией поздно формируются познавательные интересы и долго сохраняется игровая мотивация. Наибольшей эффективностью обладают ролевые игры с включением действий, необходимых для развития требуемого навыка. При этом чтение становится не самоцелью, а средством достижения игровой цели.

  • * Имена пациентов изменены.
  • Марта Петрова, Статья предоставлена журналом
  • Дислексия у детей – проблемы с обучением чтению и письму

Источник: https://www.7ya.ru/article/Disleksiya-vazhno-zametit-vovremya/

Трудности чтения: дислексия у ребенка

Дислексия у детей – проблемы с обучением чтению и письмуДислексия у детей – проблемы с обучением чтению и письму

Дислексия – это частичное специфическое нарушение процесса чтения. Проявляется в затруднениях опознания, узнавания букв, слияния букв в слоги и слогов — в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова. Кроме того, дислексия проявляется в непонимании прочитанного. Ребенок не может правильно прочитать слово, связать букву со звуком, не понимает текст, который он прочитал.

Но не спешите с выводами: понятие нормы довольно широко трактуется и в педагогике, и в психологии. Те трудности, которые потом окажутся непреодолимыми, в норме часто обязательно встречаются на самых первых этапах обучения чтению.

В 5-6 лет многие дети пишут зеркально и путают буквы. И как бы взрослые ни пытались форсировать события, до 6 лет ребенок имеет полное право не уметь читать. Для того, чтобы он читал без ошибок, должны созреть определенные структуры головного мозга. Это происходит в определенном возрасте – обычно ближе к 7 годам.

Потому у детей, которых учили читать с 1,5 лет, к 6,5 годам будут те же результаты, что и у малышей, впервые открывших букварь в 6 лет. Если 4-хлетний карапуз, у которого в соответствии с возрастом развита речь и все в порядке с фонематическим слухом (то есть со способностью распознавать на слух звуки речи), не может соединить слоги в слова, наберитесь терпения.

Пройдет года полтора-два, ребенок немного повзрослеет, и все у него получится.

Когда же специалисты выявляют у малыша несформированность фонематического слуха или общее недоразвитие речи, срочно начинайте работать над устранением этих проблем.

Такие дети входят в группу риска по развитию дислексии.

Родителям также следует обратить особое внимание на формирование навыков чтения и письма и в том случае, если до 3,5 лет ребенку ставили диагноз «задержка речевого развития».

И еще одно немаловажное замечание. Дислексия не болезнь, жить с ней можно. Окончив школу, повзрослевший ребенок найдет способ, как обойти проблему. В конце концов ничто не помешает ему выбрать профессию, напрямую не связанную с чтением и письмом.

А информацию спокойно можно получать и обрабатывать из телепередач, слушая радио или аудиокниги, используя диктофон или компьютер. Тем не менее показать ребенка, испытывающего непреодолимые трудности при чтении, специалисту необходимо.

Занятия с профессионалами помогут если не окончательно избавиться от нарушения, то хотя бы снизить остроту проблемы. И в любом случае они будут очень полезны для ребенка.

Существует теория о связи дислексии с гениальностью. Можно верить в это, или нет, но список знаменитых на весь мир людей, страдающих дислексией (а порой еще и дисграфией) впечатляет:

Леонардо Да Винчи, Ганс Христиан Андерсен, Томас Эдисон, Альберт Эйнштейн, Майкл Фарадей, Агата Кристи, Уолт Дисней, Стив Джобс (Apple), Генри Форд, Энтони Хопкинс, Дастин Хофман, Том Круз, Киану Ривз, Гай Ричи, Мерлин Монро, Квентин Тарантино, Орландо Блум, Лив Тайлер, Кира Найтли, Федор Бондарчук.

Возможно, трудности чтения в детстве активизируют внутренний потенциал ребенка, и заставляют его искать компенсацию в творчестве, науке, искусстве. А, может, дислексия и впрямь идет рука об руку с талантом?

Нейропсихологи говорят о нарушении связей между теми отделами головного мозга, которые воспринимают зрительную информацию, и теми, которые ее обрабатывают, распознают и наполняют осмысленным словесным содержанием. В таком случае зрительный образ не ассоциируется со словом.

Специалисты подчеркивают, что это не болезнь, а особенности развития, формирования мозговых структур и работы головного мозга, которые возникают с момента рождения.

Их причиной могут стать острая нехватка кислорода в момент родов у младенца, травмы и микротравмы шейного отдела позвоночника, генетические нарушения, любые заболевания, которые ребенок тяжело переносит.

Все эти обстоятельства повышают риск развития дислексии (так же, как и многих других речевых и неречевых трудностей), но совсем не обязательно приводят к ней.

Травмы и микротравмы шейного отдела позвоночника приводят к хроническому кислородному голоданию нервных структур, которые из-за этого неправильно формируются. Что до генетических нарушений, то здесь информации меньше.

Есть риск передачи дислексии по наследству, но сам механизм передачи еще недостаточно изучен. В некоторых семьях дислексия прослеживается на протяжении нескольких поколений. С другой стороны, довольно часто дети с таким нарушением не имеют родственников-дислексиков.

В группу риска по развитию этого нарушения попадают также малыши, которые тяжело перенесли грипп, коклюш, любую простуду.

Ребенок, только-только осваивающий чтение, имеет право на ошибку. Он может путать буквы, не запоминать прочитанное до тех пор, пока не созреют его головной мозг и нервная система. Мы же предъявляем к речи 3-хлетнего малыша те же требования, что и к речи 5-летнего карапуза.

До каких пор ждать? Вы сильно удивитесь, но специалисты советуют, если у ребенка нет других нарушений (в порядке фонематический слух, он четко произносит звуки, его речь развита в соответствии с возрастом) не делать поспешных выводов до завершения первого полугодия обучения в первом классе.

Читайте также:  Радость от жизни – как научить её испытывать

Образовательная программа большинства школ предполагает, что к этому времени ребенок должен знать практически все буквы и иметь первоначальные навыки чтения, даже если он в сентябре еще не знал буквы и не умел читать и писать.

И – внимание! – только к концу первого года обучения ребенок должен читать и писать, знать все буквы и понимать прочитанное.

Если же у карапуза есть проблемы с речевым развитием, фонематическим слухом, не мешкая, начинайте от них избавляться. Промедление чревато нарушениями письменной речи.

Также стоит обратить внимание и на умение дошкольника ориентироваться в окружающем его пространстве.

Риск развития дислексии довольно высок, если 5-6-летний ребенок плохо понимает, где правая, а где левая сторона, плохо запоминает дорогу, у него проблемы со зрительной памятью, с концентрацией и управлением своим вниманием. Например, он не может запомнить и выполнить простейшие инструкции.

Довольно часто такие дети потом путают буквы и не в состоянии понять прочитанное и запомнить его. Они не могут связать прочитанное с тем образом, которые стоит за словом, и по этой причине не воспринимают письменную речь.

В таком случае надо обязательно проконсультироваться у логопеда. Каждый случай индивидуален, и только специалист сможет сказать, действительно ли это дислексия или все в порядке и надо чуть-чуть подождать, пока созреют соответствующие структуры головного мозга.

Конечно, первое, что порекомендует учитель, если ребенок никак не может освоить чтение, это проконсультироваться у логопеда. Не пренебрегайте этим советом. Логопед подробно расспросит маму об особенностях развития ребенка, чтобы понять, какие еще трудности, кроме чтения, он может испытывать.

Трудно ли ему ориентироваться в пространстве, легко ли он запоминает стихи, как общается со сверстниками, может ли контролировать свои эмоции? Поинтересуется, у каких докторов ребенок наблюдался и как его лечили. Чтобы поставить правильный диагноз, надо учесть много факторов.

Окончательный же диагноз можно поставить только в том случае, если у ребенка уже есть навык чтения и письма.

При подозрении на дислексию логопед порекомендует проконсультироваться у невролога и нейропсихолога.

Если невролог не обнаружит серьезных неврологических нарушений, с ребенком будут работать и заниматься логопед и нейропсихолог. Последний, конечно, очень редкий специалист.

Его можно найти в крупных коммерческих медицинских центрах и в государственных специализированных центрах, занимающихся серьезными нарушениями в развитии речи.

Логопед, чтобы проверить, соответствует ли навык чтения и письма возрасту, предложит тестовые задания и начнет разбираться в причинах. Возможно, ребенку трудно сконцентрировать внимание, у него плохая память, а может быть, это последствия задержки речевого развития.

Так же подробно о проблемах, которые испытывает ребенок, расспросит и нейропсихолог. Этого специалиста будет интересовать, как и в какой последовательности малыш овладевал простыми навыками – в соответствии с возрастом, с опережением или с некоторым опозданием.

Нейропсихолог также проверит, владеет ли ребенок всеми необходимыми по возрасту навыками. Например, попросит запомнить небольшую последовательность слов, что-то нарисовать, выполнить определенный набор движений в заданной последовательности.

После таких тестов логопед и нейропсихолог наметят пути решения проблемы.

Виды дислексии:

  1. Фонематическая. При этой форме дислексии ребенок обычно путает звонкие и глухие, мягкие и твердые, свистящие и шипщие согласные, а также похожие по звучанию гласные: например, «ж-ш» (вместо «жар» читает «шар», вместо «у» читает «о» и т.д.).

    Кроме того, ребенок читает по буквам, а не по слогам, пропускает при чтении буквы, переставляет звуки и слоги.

  2. Семантическая (так называемое механическое чтение). Ребенок читает все правильно, но понять смысл прочитанного не может.

    В процессе чтения каждое слово он воспринимает отдельно и не связывает его с другими словами. Соединить их в связное предложение он не может.

  3. Аграмматическая.

    Ребенок не может согласовать род, число и падежные окончания существительных и прилагательных, а также род глаголов прошедшего времени единственного числа: например, «девочка пел», «интересный песня», «около дому»

  4. Оптическая.

    Путает сходные по начертанию буквы или буквы, состоящие из одинаковых, но различно расположенных элементов: например, «В-З», «Н-И-П», «Р-Ь», «Ъ-Ь» и т.д.

  5. Мнестическая. Ребенок не знает, какая буква соответствует тому или иному звуку, потому не запоминает их.

С ребенком, у которого обнаружена дислексия, в идеале параллельно должны заниматься два специалиста – нейропсихолог и логопед. Курс коррекционных занятий длится полгода, занимаются с ребенком 2 раза в неделю. Даются и домашние задания.

Нейропсихолог порекомендует упражнения на формирование произвольных движений, развитие двигательных навыков. На занятиях с ним будут отрабатываться точность и координация движений, способность переключаться. Упражнения будут постепенно усложняться. Все это поможет сформировать у ребенка необходимые пространственные представления и произвольную саморегуляцию.

Очень полезны для дислексиков любые игры с мячом. Они помогают тренировать зрительно-моторную реакцию, координировать движения и постепенно ребенок приучается самостоятельно действовать по определенным правилам, запоминает их последовательность и контролирует свои движения.

Перед нейропсихологом стоит задача добиться, чтобы ребенок мог более-менее самостоятельно выполнять сложные инструкции.

Скажем, для 6-летнего ребенка сложными будут инструкция, в которую включены 3 последовательных действия, или выполнение действия, которое предполагает 2 или 3 ограничения, без подсказок со стороны взрослого.

Логопеду надо соединить звук и букву, научить ребенка соединять буквы в слова и делить слово на отдельные буквы и звуки.

Так что на занятиях с логопедом ребенок будет отрабатывать написание букв и учиться правильно произносить звуки, отличать их один от другого. Он будет лепить, вырезать, раскрашивать, всячески обыгрывать зрительный образ буквы.

Много времени будет посвящено слиянию букв в слоги. На такую работу у учителя обычно не хватает времени, так что логопед в какой-то мере выступает как помощник учителя.

Проблема считается решенной, когда ребенок «догоняет» возрастную норму. Он выучил алфавит, читает, понимает прочитанное, научился писать.

Актриса Кира Найтли является официальным лицом Британской ассоциации по борьбе с дислексией. Этот диагноз ей поставили уже в 6 лет. Девочка оказалась очень упрямой: она засела за учебники, чтобы доказать всем, что она «не дура», и может справиться с проблемой. Мечтой Киры была карьера актрисы, и родители пообещали ей, что наймут агента, если она будет хорошо учиться. Мечта Киры сбылась. Но она до сих пор испытывает определенные трудности с чтением, неизбежные для дислексиков

Советы родителям ребенка с дислексией

Дислексикам полезно играть в классики, выполнять развороты по команде и составлять планы. Собираетесь в магазин? Попросите ребенка проговорить, а потом на бумаге нарисовать схему движения. Вы вышли из подъезда – куда затем идти? Направо? Налево? Прямо? Какие ориентиры можно выбрать, чтобы не сбиться с пути?

Попросите ребенка найти спрятанную в квартире вещь по нарисованной схеме. Можно сделать и по-другому: руководствуясь схемой, ребенок доходит до определенного пункта и находит там записку-указание, куда идти дальше: повернуть налево и сделать 3 шага, потом – направо и сделать 2 шага и т.д.

Сформировать у ребенка представления о последовательности действий, чтобы он понимал, что было сначала, что – потом, помогает составление планов на сегодня или на завтра. Вечером попросите его вспомнить, что он последовательно делал в течение дня, что удалось сделать, что – нет, как он справился с заданиями, наметьте и обсудите план действий на следующий день.

Пока школьник преодолевает трудности, поговорите с учителем, объясните ему проблему и попросите по возможности дополнительно проговаривать задания устно, предлагать ребенку с дислексией схемы, сделать обучение более наглядным и меньше опираться на текст.

С ребенком, испытывающим трудности при чтении, полезно отрабатывать следующие упражнения.

Попросите четко прочитать слоги: «ам, ат, ак», «от, ок, ом», «ла, ра, ма», «су, му, жу» и т.д. Распределите их по столбикам, попросите прочитать столбик сверху вниз, затем снизу вверх и т.д. Или четко и ясно читать слоги парами – «ар-ра», «ул – лу», «кро – орк» и т.д.

Попросите ребенка закрыть глаза, возьмите его ладонь и нарисуйте на ней букву. Ребенок должен ее «опознать».

Привлеките ребенка к «творческому» созданию букв: предложите дописать букву по пунктирным линиям, переделать ее, переставив элементы: «Что нужно сделать, чтобы из Л получилась И? Из Щ – Ц, из П – Г?»

Выложите перед ребенком ряд из 3-4 букв и попросите запомнить их последовательность. Ребенок закрывает глаза, а вы одну букву убираете или меняете буквы местами, или добавляете еще одну букву.

Ребенок должен сказать, что изменилось, и воспроизвести первоначальный вариант.

Можно выкладывать короткие слова, затем переставлять их местами, «терять» буквы из слова и просить ребенка слово восстановить.

Положите перед ребенком карточки со слогами, например: «ЛА, МА, КУ, ДА», попросите назвать лишний слог и объяснить свой выбор. В данном случае это «КУ», так как остальные слоги с гласной А.

Положите перед ребенком карточки со слогами, например: «ТА, НА, РА, СА». Произнесите слово, не договаривая последний слог. Ребенок должен найти и прочитать конец слова. Например, «воро-ТА, ро-СА, кварти-РА».

Из перепутанных слогов попросите составить слово: КА-МУ (МУ-КА).

Литература в помощь родителям:

  • Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников»
  • Семенович А.В. «Эти невероятные левши»
  • Жукова Н.С. «Букварь», «Магнитная азбука», «Уроки чистописания и грамотности», «Я пишу правильно», «Уроки правильной речи и правильного мышления»
  • Безрукова О.А. «Грамматика русской речи» 1 и 2 части, «Слова родного языка»

Фонематический слух: слух, без которого не будет слов Фонематический слух очень важен для ребенка. Без него нельзя отличить один звук речи от другого, правильно воспринимать слова и правильное их понимать.

Специалисты советуют развивать такой слух у малыша с первых дней жизни. Читать далее

Почему детей с дефектами речи становится все больше Еще 30 лет назад речевые дефекты были у каждого 4-го ребенка дошкольного возраста, а сегодня трудно найти дошкольника без нарушений речи. Почему это происходит, кто виноват и что с этим делать — рассказывают логопеды и дефектологи. Читать далее

Научите меня читать С утверждением, что ребенок должен уметь читать еще до школы, спорить трудно. Ведь не владеющего этим навыком будущего первоклассника вряд ли примут в приличную школу, да и в обычной школе учиться ему будет нелегко. Но при этом важно понимать, когда пора учить малыша грамоте и как именно это делать. Читать далее

Источник: http://www.parents.ru/article/trudnosti-chteniya-disleksiya-urebenka/

Трудности обучения: дислексия и дисграфия

Речь идет об особых трудностях при обучении письменной речи — чтению и письму, трудностях, которые тянут за собой проблемы с чтением и орфографией.

Дислексия чаще встречается у мальчиков, чем у девочек, ею страдают от трех до десяти процентов детей школьного возраста, ее наличие или отсутствие совершенно не зависит от социальной среды, в которой живет ребенок.

Характерные признаки дислексии

«Перевернутые» слова. — Неверно построенные фразы.Замена букв, похожих по звучанию (3-С, Ц-С, К-Х, С-Ш, П-Б, Ж-Ш) или внешне (Х-Ж, В-3, Т-Г, Р-Ь, П-Н-И).

— Перестановка букв в словах («мерто» вместо «метро») или пропуск буквы («мето» вместо «метро»). — Неуверенное, отрывистое и иногда малоразборчивое чтение вслух.

— Ребенок сосредоточивается на расшифровке слова, ему трудно понять и запомнить то, что он читает. — Часто этому сопутствуют нарушения латерализации1, трудности формирования пространственно-временных ориентировок и недостаток внимания.

— Если ребенок четырех-пяти лет «коверкает» слова, переставляя в них буквы, — это только похоже на дислексию, но это не дислексия, это нормальное явление для такого возраста.

— Даже если он и дальше продолжает переставлять буквы, это еще не патология, диагноз «дислексия» можно уверенно поставить не раньше семи лет. — Специалисты (логопед, нейропсихолог) могут помочь разобраться в истинных причинах затруднений ребенка, используя специальные тесты, в частности по методике французской исследовательницы С. Борель-Мэзонни.

Трудности с орфографией

Дислексия часто сопровождается дизорфографией2, иногда дизорфография является следствием дислексии, иногда у нее другие причины.

Дизорфография характеризуется перестановкой слогов или букв, а кроме того — их пропусками, зрительным или слуховым смешением.

— Заметны ошибки в членении текста: ребенок не чувствует, где кончается фраза. Очевидна связь с дислексией — если путаешь один звук с другим, записать их трудно.

— Переписывая текст, ребенок делает в нем орфографические ошибки, постоянно сомневается, пишет плохо, у него много помарок. Ему приходится делать дополнительные усилия, чтобы сосредоточиться на порядке букв.

  • — Для письма требуется использовать одновременно память и движение.
  • — Чтобы замаскировать свои трудности, некоторые дети заполняют лист каракулями — так они пытаются напомнить себе очертания буквы, в которой не уверены.
  • Трудности с орфографией сказываются в основном на школьном обучении, но влияют, кроме того, и на эмоциональную сферу ребенка, и на его социальную жизнь — ведь для него эта ситуация мучительна.

Дислексия у детей – проблемы с обучением чтению и письму

— Оценки за диктант способны только усилить стресс. — В понятии «орфографическая ошибка» ребенок прежде всего слышит слово «ошибка» и воспринимает это слово как моральную оценку, которая рождает в нем ощущение вины.

  1. Благодаря развитию педагогической практики сейчас обучение чтению сводят не к чтению вслух, но к пониманию смысла прочитанного, а об умении писать судят не только по результатам традиционных диктовок, — и это приносит в рассматриваемом нами аспекте некоторое облегчение для ребенка.
  2. — Приступать к диагностике можно только после обучения чтению: тестов на наличие дизорфографии, пригодных для детей до семи лет, не существует.
  3. — Раньше этого срока тщательное обследование может быть предложено лишь в том случае, если у ребенка прежде наблюдались расстройства речи.

Как понять, трудно ли ребенку учиться читать?

К концу первой четверти подготовительного класса учителя уже видят, как какой ребенок учится читать, но на этом этапе им легче выделить тех, у кого нет никаких трудностей. Одни дети усваивают знания быстрее, другие несколько медленнее, и нужно четко различать реальные трудности в обучении и индивидуальные вариации темпа обучения.

— Если вашему ребенку трудно учиться, подумайте, каковы могут быть медицинские или психологические причины: малыши иногда путают звуки и буквы из-за проблем со зрением или слухом.

— Кроме того, ребенок может с трудом отделять при чтении одну фразу от другой, если он с трудом ориентируется во времени и в пространстве. — Если ребенок во время чтения постоянно ошибается, не стоит дожидаться конца четверти: попросите квалифицированного логопеда провести диагностику его речи и дать назначения.

— На этой стадии важно исключить «ложную» дислексию и разобраться в истинных причинах трудностей с обучением.

  • Из числа факторов, влияющих на процесс обучения, не стоит исключать психологические: трудности с обучением чтению могут продолжаться достаточно долго из-за волнения, которое испытывает ребенок в связи с переходом в подготовительную группу или поступлением в подготовительный класс школы.
  • В таких случаях нет и речи об истинной дислексии, и чуть позже ребенок нагонит упущенное.
  • Может ли методика преподавания стать причиной трудностей при обучении чтению?

О методиках обучения чтению много спорят. Но то, что дислексия никоим образом не зависит от выбора методов обучения, споров не вызывает.

Тем не менее столь же очевидно, что некоторые дети-дислексики нуждаются в особой педагогической стратегии.

— Педагог должен быть полностью осведомлен обо всех проблемах вашего ребенка. — Логопед с вашего согласия может обсудить со школьными преподавателями оптимальную стратегию занятий.

Можно ли ребенку помочь?

— В первую очередь речь должна идти, конечно, о занятиях с логопедом, но для детей, страдающих дислексией, этого недостаточно. Впрочем, и в занятиях с логопедом порой необходимо делать паузы.

— У детей-дислексиков, которые меняют местами буквы и вследствие того не способны правильно выстроить для себя содержание текста, понять, что за чем следует, нередки проблемы с психомоторикой. — Ребенку может понадобиться поддержка психолога, психотерапевта.

— Важно обеспечить малышу достаточный психологический комфорт в семье: чем меньше дома обсуждаются вопросы обучения, тем лучше.

— Создавайте благоприятные условия для игр и развлечений во время досуга.

Источник: https://5psy.ru/roditeli-i-deti/trudnosti-obucheniia-disleksiia-i-disgrafiia.html

Дислексия. Как бороться с нарушением чтения и письма

Отношение к людям с дислексией в обществе неоднозначно: кто-то считает её признаком недостаточного умственного развития, другие же, напротив, уверены, что это чуть ли не симптомы гениальности. Адекватный подход к проблеме может облегчить жизнь дислексикам.

Корреспондент Lucky Child пообщался об этой актуальной проблеме и нюансах её выявления в раннем возрасте с одним из наиболее квалифицированных в Российской Федерации специалистов – автором книги «Дислексия мозга.

За гранью известного», руководителем Центра дислексии в Москве Татьяной Гогуадзе.

Самая актуальная и полезная информация для современных родителей — в нашей рассылке. С нами уже более 30 000 подписчиков!

– Татьяна Валерьевна, расскажите, пожалуйста, как давно Вы специализируетесь на дислексии?

– С проблемой дислексии я столкнулась ещё на первом году своего педагогического стажа, в 1989 году, когда мне, как молодому специалисту, дали в работу класс коррекции. Уже тогда я поняла, что классическая система обучения для детей со специфическими ошибками крайне неэффективна.

В моём первом коррекционном классе было 12 учеников, которые в свои 7 лет они были определены как необучаемые. Работая в этом классе с личным посылом помочь детям выйти из трудностей в обучении, я увидела, что более эффективной является система обращения к психологии, а не сама методика обучения.

Мне как педагогу важно было показать ребёнку, что он справится, надо только приложить усилия, и то, что учиться трудно – это нормально. Именно так и можно научиться – преодолевая трудности. Поэтому дети моего коррекционного класса успешно вышли в общую систему обучения. Работа с этими детьми вдохновила меня на дальнейшее развитие в этой области.

И второе высшее образование я получила дефектологическое – на кафедре олигофренопедагогики и логопедии МГОПУ имени Шолохова.

Получается, что 2019 год – это юбилейный год моей специализации на дислексии: 30 лет педагогического стажа и 20 лет научной работы в области дислексии и познания интеллектуального потенциала ребёнка с дислексией развития.

В 2002 году был открыт информационно-образовательный портал dyslexia.ru для публикации моих новых знаний об этой проблеме. Более 300 человек каждый день получают информационную помощь и поддержку на этом портале.

С 2002 года количество уникальных пользователей моего интернет-портала уже составило порядка 725 000 человек.

– Где обучают специалистов, занимающихся этой проблемой?

– В России нет государственных колледжей, вузов, факультетов, кафедр, на которых бы готовили специалистов для работы с детьми-дислексиками.

У нас только заговорили о дислексии, но печалит то, что на современном этапе развития науки основной фокус рассмотрения проблемы по-прежнему, как и 100 лет назад, сосредоточен на ошибках. Мои курсы по повышению компетенции специально разработаны для педагогов, готовых прийти на помощь ребёнку и его семье.

Такие курсы я провожу с 2016 года. Обучение прошли 11 педагогов, из которых четверо работают активно и очень успешно, демонстрируя свою работу в социальных сетях.

Чтобы в России появилась система государственной помощи таким детям, необходимо лоббировать изменения законодательства, добиваться появления в учебных заведениях кафедр, на которых бы обучали методологии и принципам работы с детьми с диагнозом «дислексия развития». Но ещё для этого родителям надо бороться с практикой отправлять детей в спецучреждения, коррекционные классы, потому что это не решает проблем повышения качества обучения школьников-дислексиков.

lucky-child.com/catalog/

– Как часто встречаются люди, страдающие дислексией?

– За свою многолетнюю практику изучения этого вопроса я очень часто встречала носителей дислексии, которые не испытывали проблем в чтении и письме.

Моими исследованиями и независимой базой данных подтверждается, что среди людей с дислексией мозга до 60% тех, кто не испытывает проблем с чтением и грамотностью на письме.

Так как я работаю с обращениями, у меня статистика не общая, а именно из тех людей, которые обратились за помощью для своего ребёнка. В России нет статистики по дислексии, нет единых критериев диагностики и крайне низкие результаты коррекции.

– В каком возрасте реально распознать дислексию у ребёнка? Возможно ли это сделать в домашних условиях?

– На современном этапе развития науки распознать дислексию можно уже в 3 года. В моей практике были такие ранние обращения родителей на предмет выявления дислексической природы у ребёнка.

Меня это очень радует, потому что родители искренне благодарны за те рекомендации, которые они получают по итогам комплексного биометрического исследования.

Мои наблюдения показывают, что родителям важно знать, есть ли у ребёнка дислексия или её нет, потому что в зависимости от этого будут совершенно разные прогнозы на обучение.

Выявлять дислексию в домашних условиях нельзя. Это некорректно, в первую очередь, по отношению к ребёнку, который мучается, страдает, при этом очень старается, но у него ничего не получается.

В случае если диагностика была проведена непрофессионально, и по анализу ошибок делается заключение о дислексии, то это приводит лишь к ухудшению ситуации как в обучении у ребёнка, так и в его психоэмоциональном состоянии.

Надо отметить, что выявить дислексию можно только исследуя генотип по узорам 10 пальцев рук. Это серьёзное экспертное исследование, которое я в своей педагогической практике использую с 2012 года.

Почему я вышла на эту методику? Потому что раньше при определении дислексии и дисграфии я ориентировалась на наличие специфических ошибок в чтении и письме и на описание педагогических проблем в обучении у ребёнка, подростка, взрослого.

Но позволю себе ответить честно: такая диагностика не давала эффективной коррекции, она была длительной, некомфортной для ребёнка, а результат оказывался минимальным по сравнению с теми усилиями, которые были затрачены. Результат получался неустойчивый и крайне нестабильный.

Поэтому как педагог с исследовательскими устремлениями я искала новые пути в диагностике, которые бы давали более конкретные пути решения проблем как для учителя, так и для родителей ребёнка.

В настоящее время сложилась пагубная практика ставить всем, кто пишет безграмотно, допускает специфические ошибки в чтении и имеет плохую память, диагноз «дислексия». Потому что классика логопедии до сих пор учит, что признаком дислексии, дисграфии является наличие специфических ошибок в чтении и письме.

Мало кто из педагогов, логопедов и родителей видит за ошибками в тетрадях ребёнка моторные трудности в письме. Я на своей диагностике очень часто наглядно показываю родителям, что ребёнку, которому трудно, тяжело и больно писать, уже не до контроля за своими ошибками на письме.

Он думает не о том, что пишет, а о том, как ему написать, чтобы хоть что-то появилось в тетради. Я определяю это как искаженное внимание взрослых на процесс письма, а не на психологию ребёнка. Именно моторные трудности провоцируют у него полное игнорирование контроля над ошибками, и поэтому на письме мы видим множество ошибок.

С чтением всё по аналогии: ребёнок со слабым артикуляционным аппаратом испытывает те же моторные трудности при переключении с одного звука на другой. Он, может, и видит текст нормально, но из-за моторных трудностей при произношении возникают множественные ошибки, перестановки, недочитывания, угадывающее чтение.

Всё это относят к признакам дислексии, а у ребёнка могут быть просто трудности переключения артикуляционного аппарата.

lucky-child.com/catalog/

– Обучение детей, страдающих дислексией, в обычной средней школе, на Ваш взгляд, возможно?

– Обучать детей с дислексией развития в общеобразовательных школах не просто возможно, но и нужно, потому что все отмечают, и наука признаёт, что у детей-дислексиков нет проблем с интеллектом.

Это обучаемые дети, и трудности в чтении и письме, которые они испытывают, можно успешно преодолевать. Просто диагностика должна быть профессиональной на ранних этапах, например, в 5 лет.

В этот период уже чётко проявляется дислексическая природа ребёнка, уже отмечаются трудности обучения, и именно в этот возрастной период коррекция является суперэффективной.

– Видел список многих знаменитых людей, подверженных дислексии. Каким же образом они добивались успеха в жизни, имея серьёзные проблемы с овладением навыками чтения и письма?

– Я в своей педагогической практике использую истории известных людей – таких, как Кира Найтли, Кэрол Грайден, принцесса Виктория, Ричард Брэнсон.

Они добились успеха в жизни, потому что уже в детстве родители научили их преодолевать школьные трудности, связанные с чтением и письмом.

Преодоление трудностей закаляет характер, формирует у ребёнка те черты характера, которые ему позволят по жизни добиться успеха, поэтому очень важно школьников, которые сталкиваются с трудностями в обучении, ориентировать на то, что они смогут, справятся с трудностями.

– Каковы главные причины проявления дислексии у человека?

– Первая и основная причина проявления дислексии – это рассогласованность в работе полушарий головного мозга. Так как при дислексии развития одинаково активны оба полушария головного мозга, нет чёткой доминации в работе полушарий, то часто возникает рассогласованность. Поэтому буквы пляшут, строчки прыгают, и трудно удержать линейную последовательность букв, слов в чтении и письме.

Следующая причина проявления дислексии – это методы обучения, которые не учитывают такую работу мозга при дислексии и психологию школьника с дислексией развития, что и провоцирует трудности обучения.

Классические приёмы обучения: строгость, жёсткий контроль, высокая требовательность и полное игнорирование эмоционального состояния ребёнка в учебном процессе – всё это провоцирует трудности. При дислексии развития очень выражен эмоциональный фактор в обучении.

При позитивном настрое ребёнок всегда лучше выполняет задания, читает, меньше делает ошибок, но как только преобладают отрицательные эмоции, резко увеличивается количество ошибок, ухудшается читабельность почерка.

Из этого вытекает третья причина, по которой проявляется дислексия, – это отсутствие специальных приёмов воспитания. Эмоциональное состояние ребёнка нужно учитывать, но не идти на поводу у этих эмоций. Очень часто родители приходят с жалобой, что дети манипулируют ими именно через настроение, через эмоции.

Им становится жалко своих детей, а, оказывается, в этих случаях нужно применять особые методы воспитания и переключать ребёнка на более конструктивное поведение. Очень важный нюанс в воспитании дислектика – не заставлять его что-то делать, а вдохновлять его, увлекать учебными заданиями, показывать, как это здорово – преодолевать слабости собственного тела, добиваться лучшего исполнения.

Этому мастерству воспитания и вдохновения на учебу нужно учиться и родителям, и педагогам.

– Какой методики Вы придерживаетесь в борьбе с дислексией? Имеются ли какие-то универсальные способы её лечения?

– С дислексией важно не бороться, а принять её, чтобы познать лучшие ресурсы своего интеллекта.

В связи с таким пониманием дислексии и в связи с тем, что классические приёмы коррекции дислексии крайне неэффективны, я разработала свою авторскую диагностику причин трудностей в обучении и методику профилактики и коррекции трудностей в обучении при дислексии развития у детей, подростков и взрослых.

Универсальные способы поддержания эффективности в учебном процессе, которые я перечислю, имеют основной своей задачей поддержание согласованности в работе мозга. К общедоступным известным способам относятся ходьба, пешие прогулки, которые должны быть ежедневными в режиме дня. Во время ходьбы эффективно стимулируется межполушарная координация.

Второй универсальный и обязательный для всех дислексиков способ – это утренняя зарядка с упражнениями на координацию. Также при дислексии развития очень важны дневной отдых, сон. Практика речевого дыхания и уроки графокоррекции.

Уроки графокоррекции – это мой авторский метод, высокоэффективный, который зарекомендовал себя уже на протяжении многих лет не только в моей практике, но и в практике педагогов, которые у меня обучились.

Быстрая регистрация Получите 5% скидку на первый заказ!

Спасибо «Lucky Child» за возможность рассказать о такой актуальной проблеме, как дислексия у детей. Очень надеюсь, что эта статья поможет многим родителям. Подписывайтесь на мой канал Яндекс.Дзене и следите за новыми материалами по этой теме.

А вы сталкивались с дислексией? Поделитесь в х!

Источник: https://lucky-child.com/blog/mezhdu-strok-chto-vazhno-znat-o-disleksii/

Проблемы с учебой и изолированность. Как живут дети с дислексией

Проблемы школьника с чтением и письмом часто списывают на лень и нежелание учиться, но иногда они могут свидетельствовать о нейрологическом нарушении, которое называется дислексия. Как распознать дислекцию у ребенка и помочь ему с ней жить и полноценно развиваться – в материале «АиФ-Черноземье».

«Балавайка» и «амма»

«Раньше мы жили в Подмосковье, и дислексию у старшей дочери выявил логопед. В частности, Катя проглатывала звук «р», сейчас она может произносить его чётко в словах только в том случае, если сконцентрируется.

Казалось бы, это несущественно, но она может сказать «балавайка» вместо «балалайка», при том, что ей уже десять лет, — рассказывает курянка (имя не указывается по ее просьбе – ред.) — С лёгкостью читает короткие слова справа налево: вместо «он» может прочесть «но» – и наоборот.

Люди такого типа вообще переставляют слоги и иногда начинают прочтение с середины слова, например, произнося «амма» вместо «мама». И хотя Катя уже в четвёртом классе, её чтение на уровне начала второго – конца первого классов. На прочитывание текста дочь тратит слишком много сил, зачастую даже не понимая смысла фраз.

Особенно это касается специальных предметов, например, таких, как окружающий мир, где речь идёт о сложных понятиях – республика, демократия, конституция. А прочитав задачу, часто не понимает её сути. Предлагаю Кате от 14 отнять восемь. Она отвечает: 32. Начинаем разбираться. Оказывается, 14 спутала с цифрой 40, потому что для неё это просто символы». 

Катя может написать «лос» вместо «лось», «Татяна» вместо «Татьяна», «врота» вместо «ворота».

Ей сложно даётся перенос слов с одной строки на другую, не всегда просто понять, где закончился предлог и что началось уже новое слово, поэтому в ее тетради порой появляются такие необычные слова, как «вморе» или «третьеоктября».

Английские и русские буквы может отзеркаливать, то есть надо писать «с», а она начинает писать «э». Может спутать «б» и «д» или «в» и «д». 

«Мой муж – переученный левша, а у обеих дочерей наблюдаю скрытая леворукость, — объясняет собеседница, — при том, что обе знают, где право и лево, могут не в ту сторону провести линию на графическом диктанте, когда учитель диктует, на сколько клеток и в какую сторону нужно провести ручкой, чтобы вышел рисунок какой-либо фигуры.

Если будем долго-долго повторять названия страны «Монголия» и её столицы «Улан-Батор», Катя через десять минут их уже не вспомнит.

Прочитав о дислексии, я поняла, что с возрастом такие люди, благодаря усилиям, выучивают слова и их написание, и проблема отступает, но возникает снова именно на письме и чтении при изучении иностранного языка. Я стала придумывать, как помочь своему ребёнку.

Ей сложно запомнить, что «кастрюля» пишется через «а», и у этого слова в нашей семье появилось проверочное слово – «каша», потому что она варится в кастрюле, а «корзина» через «о», потому что в неё можно сложить «коржики» и «кости». То есть важно развить ассоциативный ряд». 

Из-за своей особенности Катя оказалась изолирована от других детей. Друзей у неё нет, говорит мама. В частности, только к концу первого класса, почти через год обучения, она смогла запомнить, как кого зовут.

А если с ней знакомится другая девочка, она произнесёт своё имя, но её не спросит и отойдёт в сторону. Игры тоже крайне необычные – в мыслях.

Вместо того чтобы передвигать куклу по ступеням замка в реальности, она, например, может взять её в руки и ходить от стены к стене, воображая этот сюжет в своей голове. На вопрос: «Катя, что ты делаешь?» – ответит: «Играю».

Младшая дочка курянки пошла в первый класс, у неё тоже сложности с чтением, но не такие значительные – она по нескольку раз повторяет каждое слово, прежде чем перейти к следующему. Логопед выявил у неё лишь дислалию – проблему со звукопроизношением. 

«Очень обидно, что многие не понимают таких особенных детей и считают их ненормальными», — говорит курянка.

Да Винчи, Эдисон, Эйнштейн…

В большинстве европейских стран в понятие «дислексия» включают все проблемы, связанные с письменной речью. Но российская логопедия каждой из них даёт своё определение: проблема с овладением навыком чтения – дислексия, навыком письма – дисграфия, в целом с грамотностью – дизорфография, овладением арифметикой – дискалькулия, нарушение моторики и координации – диспраксия.

Существует ещё одна разновидность дислексии — дислексия букв, которая проявляется в виде нарушения последовательности рядом стоящих букв при написании текста. Однако общее и наиболее часто употребляемое название всех этих расстройств – именно «дислексия».

Кстати, с трудностями в обучении в разных формах, по информации Международной ассоциации дислексии, сталкивается каждый пятый житель планеты.

Сам термин введён в конце XIX немецким офтальмологом Рудольфом Берлином в отношении мальчика, у которого наблюдались трудности в обучении чтению и письму, несмотря на нормальные интеллектуальные и физические способности.

Особенность восприятия информации у таких детей вполне сочетается с образным мышлением, высоким уровнем интеллекта и способностью к нестандартным решениям. Дислексию даже называют «болезнью гениев».

Среди людей с такими нарушениями – Альберт Эйнштейн, Ганс Христиан Андерсен, Леонардо да Винчи и «королева детектива», написавшая более 80 книг, Агата Кристи. Далеко не всем известно, что маленькая Агата никак не могла научиться писать.

Она делала столько ошибок и писала так медленно, что родители забрали её из школы, где над ней все потешались. Благо, дома царила атмосфера добра и принятия.

Судьбу изобретателя лампы накаливания Томаса Эдисона тоже во многом определила любящая мать, которая в детстве по-своему прочитала ему письмо от учителя, заменив сочетание «умственно отсталый» на слово «гений»: «Ваш сын – гений. Эта школа слишком мала, и здесь нет учителей, способных его чему-то научить. Пожалуйста, учите его сами».

В «Британском медицинском журнале» в 1896 году дислексию назвали «врождённой словесной слепотой». Люди с такой особенностью воспринимают информацию иначе: они видят текст в виде наложенных друг на друга букв или переставляют буквы местами, не замечая разницы.

В результате изменения поля зрения слово воспринимается ими не как единое целое, а как набор отдельных букв, возникают сложности с точным или беглым их распознаванием.

Также они могут читать тексты слева направо и справа налево с одинаковой скоростью, у десятой части исследованных скорость чтения «наоборот» оказалась даже выше.

У дислексии есть свой ген

В основе этого расстройства лежат нейробиологические причины. В частности, у таких людей менее активны определённые зоны мозга, наблюдаются нарушения межполушарных связей.

В 1970-х была выдвинута популярная ныне на Западе теория о том, что дислексия является результатом дефектов фонологического развития (физиологических аспектов при восприятии и воспроизведении звуков).

В наше время также подтвердились давние догадки учёных о наследственности недуга, был обнаружен ген дислексии.

Симптомы расстройства, казалось бы, сегодня можно отыскать у любого среднестатистического школьника – плохие навыки чтения, чтение наугад и с ошибками, непонимание прочитанной информации, трудности в пересказе текста и написании слов, допущение множества ошибок даже при списывании, проблемы с памятью и почерком, неуклюжесть.

А среди психологических особенностей – повышенная раздражительность, перепады настроения, проблемы самоидентификации, тревожность, рассеянность, мечтательность, желание уйти от действительности, сложности с концентрацией, быстрая потеря интереса, склонность к скуке и «витанию в облаках».

И даже такие, как страх ошибки, обострённый эстетический вкус и выраженное чувство справедливости. 

Ну как, казалось бы, не «улететь в облака», когда в классе скучный урок, или не заступиться за друга, если вокруг все неправы? А проблема неуверенности в себе – вообще общая для всех недорослей.

Но есть и особые признаки, которые должны насторожить родителей и заставить их обратиться к логопеду.

Например, выраженная моторная особенность, при которой ребёнок крайне необычно держит ручку в руках, что связано с отставанием в созревании двигательных функций.

В 2007 году в Болливуде сняли фильм «Звёздочки на земле» о восьмилетнем мальчике, который с детства отличался от всех и, несмотря на старания, никак не мог научиться читать и писать.

Достигнув предела своего терпения, отец отослал сына в интернат, посчитав, что дисциплина сделает его более усердным в учёбе. Дислексию у ребенка распознал учитель рисования, который сам страдал ею в детстве.

Он научил мальчика чтению и письму, стал ему другом и вернул веру в себя. 

Получивший множество наград в Индии, выдвинутый на премию «Оскар» и вошедший в топ-250 лучших картин мира, в 2014 году в рамках фестиваля индийского кино фильм был показан и в Курске. «Каждый ребёнок уникален» – такой слоган у семейной драмы со счастливым концом.

Источник: https://chr.aif.ru/health/problemy_s_ucheboy_i_izolirovannost_kak_zhivut_deti_s_disleksiey

Ссылка на основную публикацию