Депрессия у детей и подростков – основные причины, симптомы и лечение патологии

Нет ничего печальнее для родителей, чем видеть ребенка в состоянии депрессии. Но так уж повелось, что этот психиатрический термин все чаще применяется необоснованно и взрослыми, и детьми. О плохом настроении мы часто говорим – депрессия. На самом деле периоды стресса и неважного настроения к клинической депрессии отношения не имеют. А настоящая депрессия обязательно нуждается в помощи врача. В этом материале речь пойдет о том, как родители могут выявить у ребенка депрессию и как помочь ему выбраться из этого состояния.

Депрессия у детей и подростков – причины, симптомы и лечение

Детская и взрослая депрессия – серьезное психическое расстройство, главным проявлением которого является не только плохое настроение на протяжении долгого времени, но и утрата способности получать удовольствие от того, что раньше нравилось. Настоящая клиническая депрессия имеет характерные симптомы, а потому выявить ее несложно.

Нужно понимать, что депрессия у детей – явление не такое частое. Обычно она носит ситуативный характер и является временной реакцией детской психики на неблагоприятные события.

Клиническая депрессия, склонная к тому, чтобы перейти в хроническую, пожизненную, обычно начинается в подростковом возрасте, то есть с 11-12 лет и старше.

Депрессию психиатры относят к группе аффективных расстройств. Она неплохо поддается лечению, если помощь будет оказана своевременно.

Само слово произошло от латинского «давить». Именно подавленное состояние и отличает детей с депрессией от ровесников. В общей массе детских психических расстройств депрессии отводится около 15%.

В последнее время детские психиатры бьют тревогу – случаи истинной детской депрессии стали встречаться все чаще.

Так, у детей в возрасте до 3 лет распространенность болезни – около 0,7% от общего количества детей, а уже к подростковому возрасту распространенность доходит до 23%.

Наиболее часто депрессии у детей стартуют осенью и зимой. Считается, что предрасполагающим фактором является недостаток солнечного света, но в основе всегда лежит изначальная эмоциональная нестабильность.

Депрессия у детей и подростков – причины, симптомы и лечение

Если у взрослых причину депрессии почти в половине случаев установить не удается, то у детей с этим все несколько проще, ведь до определенного возраста аффективное расстройство вообще не свойственно здоровому ребенку в силу особенностей организации психики и нервной системы.

Если речь идет о детях до трехлетнего возраста, до депрессии в этом случае почти всегда носят патологический характер и обычно связаны с одним из следующих факторов.

  • Поражением центральной нервной системы. Нарушение настроения в этом случае находится в тесной взаимосвязи с повреждением клеток головного мозга. Такое наблюдается при длительной гипоксии во время беременности, если ребенок перенес внутриутробную инфекцию, если в процессе родов он испытал удушье, острую гипоксию, а также после рождения в случае перенесенного тяжелого менингита и других нейроинфекций. Состояние, при котором головной мозг испытывает нехватку кислорода, особо опасно, поскольку нередко ведет к церебральной депрессии новорожденного.
  • Патологическими отношениями. Анаклитическая депрессия иногда развивается у детей 6-15 месяцев, если они разлучены с мамой, реактивная депрессия больше свойственна детям 2-2,5 лет, которые разлучаются с семьей, которых при отсутствии готовности к посещению яслей отдали в них и т. д. На фоне нехватки материнского внимания депрессия у ребенка развивается довольно быстро. Причиной психической патологии сможет стать семейное насилие, скандалы, тяжелая эмоциональная обстановка, агрессия близких.
  • Наследственность. Предрасположенность к депрессивным расстройствам тоже передается по наследству. Необязательно, что ребенок женщины, страдающей психическими нарушениями, наркоманией, алкоголизмом, будет иметь аффективные расстройства психики, но вероятность этого довольно высока.

Депрессия у детей и подростков – причины, симптомы и лечение Как только малыш достигает дошкольного возраста, он получает первый опыт взаимодействия с обществом – это начало посещения садика, секций, кружков. В этом возрасте жизнерадостный ранее ребенок может начать страдать депрессией по таким причинам.

  • Отношение родителей и их стиль воспитания. Насилие, чрезмерный контроль, слишком много опеки, как и равнодушие, незаинтересованность в успехах малыша, в его делах могут привести к утрате интереса и смысла от всего, что происходит. В этом случае ребенок вполне может впасть в депрессию с тревожными проявлениями.
  • Отношения с ровесниками. Малыши, которым сложно построить отношения с себе подобными, испытывают постоянный стресс, что становится причиной отчуждения, попыток ухода от общения, замкнутости и в итоге развития депрессии.
  • Семейные конфликты и нездоровый психологический климат, при котором ребенок не чувствует себя дома в безопасности.

Депрессия у детей и подростков – причины, симптомы и лечение

Дети школьного возраста могут испытывать клиническую депрессию по тем же причинам, вот только отношения у школьников и подростков усложняются, усложняется и механизм психического нарушения.

Нередко дети «перегорают» и утрачивают интерес к собственной жизни на фоне повышенных требований родителей, учителей, существенных нагрузок на учебе и во внеучебное время.

Чем чаще склонный к депрессии ребенок сталкивается с неудачами, тем быстрее прогрессирует психическое расстройство.

На уровне физиологии, биохимии депрессия развивается у детей при нехватке в организме гормонов серотонина, норадреналина. При стрессе и переживаниях вырабатывается кортизол, избыток которого также приводит к нарушениям психического состояния. Есть предположение, что на вероятность депрессии также влияет уровень мелатонина.

Какие дети наиболее подвержены депрессии:

  • недоношенные;
  • с врожденными пороками развития, аномалиями центральной нервной системы;
  • страдающие неврозом;
  • тяжело адаптирующиеся в новых обстоятельствах и условиях;
  • склонные к страхам, тревожные, ранимые;
  • интроверты.

Депрессия у детей и подростков – причины, симптомы и лечение Депрессия у детей и подростков – причины, симптомы и лечение

Дети еще не умеют оценивать свои эмоции объективно, а потому им самим бывает очень сложно сформулировать и дать понять родителям, что с ними происходит. Симптомы детской депрессии поэтому называют замаскированными.

Но это не значит, что внимательная мама не разглядит их, если захочет.

Дело в том, что депрессия на психическом уровне часто проявляется соматическими болями на телесном уровне, и именно такие боли (которые не имеют медицинских причин и объяснений) должны стать важным тревожным признаком.

Если речь о детях маленьких, стоит обратить внимание на повышенную тревожность, она почти не проходит.

У ребенка с депрессией обычно нарушается сон, неважный аппетит, недостаток веса, часто наблюдаются расстройства дефекации (то поносы, то запоры), сердце бьется учащенно.

Малыш жалуется на боль то тут, то там, но обследования не показывают каких-то нарушений в работе органов и систем. Малыши не обманывают, не придумывают – они действительно испытывают психосоматические боли.

Малыши неохотно идут в садик, без энтузиазма относятся к идее мамы сходить в выходной в парк или зоопарк. Они как бы равнодушны, внешне спокойны, но и радость у них вызвать очень сложно.

Депрессия у детей и подростков – причины, симптомы и лечение

Младшие школьники начинают заострять внимание на своем странном состоянии, могут придумать себе болезни. Тревожность усиливается. Если у взрослых депрессия проявляется в основном в утреннее время и повторяется изо дня в день, то у детей обычно симптомы снижения настроения наблюдаются к вечеру. Такого ребенка сложно заинтересовать.

Подростки в депрессии утрачивают способность радоваться даже любимым вещам – музыке, сладостям, друзьям. Могут перестать следить за собой, соблюдать гигиенические нормы, они не хотят общаться, замыкаются в себе, не верят в свои силы, страдают низкой самооценкой, не имеют мотивации. Подростковая депрессия существенно повышает фактор суицидального риска.

Отличительный признак клинической депрессии – ее систематичность. То есть эпизоды снижения настроения повторяются каждый день или почти каждый день на протяжении не менее трех недель.

На фоне депрессии дети часто испытывают самые разнообразные страхи, которые растут вместе с ними и при отсутствии своевременной помощи могут привести к формированию стойких фобий и панических атак.

Депрессия у детей и подростков – причины, симптомы и лечение

Если вы заметили у ребенка признаки депрессии, не стоит уповать на собственные познания детской психологии, а также на всезнающий интернет – выйти из депрессии самостоятельно даже для взрослых задача очень тяжелая.

Малыша или подростка обязательно нужно показать врачам – педиатру, неврологу, психиатру.

Только эти специалисты смогут выяснить, есть ли депрессия на самом деле, какая она, насколько она тяжела и как лечиться.

Основными методами лечения являются психотерапия и медикаментозная поддержка при необходимости. Вывести ребенка из этого состояния поможет комплексный подход и терпение – лечение может быть длительным.

Для изменения биохимического депрессивного фона используют специальные препараты – антидепрессанты. Психотерапевт или психолог помогают ребенку научиться проговаривать свои эмоции, не держать их в себе, также применяется релаксационная терапия – массаж, плавание. Малышам показана арттерапия, игровая терапия.

​​​​Большое значение имеет коррекция семейных отношений. Помочь ребенку выйти из депрессии – это означает устранить все факторы риска, которые могут влиять на ее развитие и поддержание.

К сожалению, даже при правильном лечении до 25% детей потом испытывают рецидивы психического нарушения уже в течение года. В течение двух лет до 40% ребят снова страдают депрессией, в течение 5 лет с рецидивом сталкиваются до 70% детей и подростков. До 30% ребят вырастают во взрослых с биполярным расстройством личности.

А потому очень важно озадачиться вопросами профилактики рецидивов, в связи с чем родителям бывает необходимо устранить все семейные недоразумения, создать благоприятный и доверительный климат, заручиться поддержкой детского психолога, который в любой неприятной ситуации сможет своевременно помочь ребенку, не допуская повторения болезни.

Источник: https://o-krohe.ru/psihologiya-psihiatriya/depressiya/

Депрессия у подростков и детей

  • У всех детей бывают взлеты и падения, но если ваш ребенок необычайно раздражительный, грустный или замкнутый в течение длительного периода времени, у него могут быть признаки депрессии.
  • Депрессия — это больше, чем настроение, она может повлиять на все аспекты жизни ребенка, включая поведение, аппетит, уровень энергии, характер сна, отношения и академическую успеваемость.
  • На этой странице вы найдете экспертную информацию о том, как определить и понять различные виды депрессии у детей и подростков, а также о том, как наиболее эффективно лечить ребенка с психическим расстройством такого плана.

Каковы симптомы депрессии у подростков и детей?

Поскольку у подростков часто бывает капризное настроение, бывает трудно распознать, когда ваш сын или дочь впали в депрессию, и им может понадобиться помощь. Первое, что люди обычно замечают, — это отстранение или когда подросток перестает делать то, что ему обычно нравится.

Могут быть другие изменения в настроении, включая грусть или раздражительность, или в поведении, включая плохой аппетит, уровень энергии, характер сна и успеваемость.

Если присутствуют некоторые из этих симптомов, будьте бдительны в отношении вероятности депрессии у подростков.

Депрессия у детей и подростков – причины, симптомы и лечение

Это особенно важно, потому что к тому времени, когда члены семьи и другие люди вокруг подростка отмечают отсутствие интереса к большинству вещей, или к тому, что мы называем ангедонией, ребенок обычно находится в депрессии в течение уже некоторого времени.

Читайте также:  Тошнота в первом триместре – признак высокого iq (айкью) ребенка

Депрессия — это интернализующее расстройство, то есть расстройство, которое нарушает эмоциональную жизнь пациента, а не экстернализующее, которое принимает форму разрушительного или проблемного поведения. Таким образом, требуется время, чтобы не только другие осознали это, но и сам подросток осознала, что его мышление и эмоциональные реакции нарушены.

Обратите внимание, что на самом деле существует два вида депрессии. При большом депрессивном расстройстве — наиболее известной форме депрессии — симптомы проявляются в тяжелых эпизодах, которые могут длиться от 7 до 9 месяцев.

Но есть и другая форма депрессии, называемая дистимия, при которой симптомы слабее, но длятся они дольше, даже годы.

Таким образом, в то время как дистимия может быть менее изнурительным для ребенка, риск состоит в том, что будет больше накопленного вреда, больше времени, в течение которого ребенок остается вне процесса здорового развития.

Признаки депрессии у ребенка:

  • необычная грусть, сохраняющаяся, даже когда обстоятельства меняются;
  • сниженный интерес к деятельности, которой она или он когда-то наслаждались; сниженное чувство предвкушения;
  • непроизвольные изменения в весе;
  • изменения в структуре сна;
  • медлительность;
  • плохая самооценка («Я уродливая. Я нехорошая. Я никогда не найду друзей».);
  • мысли или попытки самоубийства.

Депрессия плюс беспокойство

Депрессия у детей и подростков – причины, симптомы и лечение

Важно понимать, что у подростка, который находится в депрессии, может также развиться беспокойство, и, возможно, потребуется лечение от двух разных расстройств. Может случиться так, что депрессия приводит к беспокойству — негативное состояние ума депрессивного подростка поддается неопределенности. Если ребенок плохо себя чувствуете, или не уверен в себе, в безопасности беспокойство может найти благодатную почву. Это также может быть связано с тем, что области мозга, затронутые тревогой и депрессией, находятся близко друг к другу и подвержены взаимному влиянию.

Двумя серьезными проблемами, которые непосредственно связаны с подростковой депрессией и тревогой, являются суицидальные мысли (или поведение) и злоупотребление психоактивными веществами.

Самоубийство является третьей по значимости причиной смерти среди подростков и молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет, и мы знаем, что большинство детей, совершающих самоубийства, страдают психическими заболеваниями. Особенно подвержены риску подростки, которые скрывают свою депрессию и беспокойство от родителей и друзей.

Вот почему важно быть внимательным к признакам этих расстройств — абстиненции, изменениям в школьной успеваемости, привычкам питания, привычкам сна, вещам, которые им нравятся — даже когда подростки не рассказывают о своих чувствах.

Аналогичным образом, большинство подростков, у которых возникают проблемы со злоупотреблением психоактивных веществ, также страдают психическими расстройствами, в том числе, чаще всего, тревогой или депрессией, что является еще одной важной причиной своевременного лечения.

Лечение депрессии у подростков и детей

Начало лечения депрессии может быть трудным. Часто сама депрессия мешает. Ребенок, находящийся в депрессивном состоянии, может чувствовать себя подавленным, усталым и безнадежным.

Возможно, девочка или мальчик несправедливо обвиняют себя или свои обстоятельства в том, что она чувствует.

Это некоторые из характерных симптомов и мыслей, которые сопровождают депрессию, и они могут мешать подростку, находящемуся в депрессии, говорить и просить о помощи, или верить обеспокоенным родителям, когда они говорят, что лечение депрессии может помочь им.

Но лечение может действительно помочь детям и подросткам, борющимся с депрессией, включая несколько различных видов терапии и лекарств, которые, как доказали, были эффективными. Вид лечения, рекомендуемый вашему ребенку, будет зависеть от его симптомов и предпочтений, а также от опыта врача.

Существуют различные виды терапии, которые считаются «основанными на фактических данных» для лечения депрессии, что означает, что они были изучены и клинически доказали свою эффективность. Вот некоторых из них:

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)

Депрессия у детей и подростков – причины, симптомы и лечение

Когнитивно-поведенческая терапия является золотым стандартом терапии для лечения детей и подростков с депрессией. КПТ работает, помогая справляться с такими симптомами, как подавленное настроение и бесполезные мысли (например, «я никому не нравлюсь» или «все всегда будет так»). При КПТ психотерапевты активно работают для достижения поставленных целей, таких как улавливание этих бесполезных моделей мышления и улучшение способности решать проблемы.

Главное в лечении — научить детей тому, чтобы их мысли, чувства и поведение были взаимосвязаны, поэтому изменение одного из этих пунктов может изменить все три. Например, одна техника, называемая «поведенческая активация», побуждает людей участвовать в занятиях, а затем наблюдать влияние, которое они оказывают на их настроение.

Диалектическая поведенческая терапия (ДБТ)

Для подростков с более тяжелой депрессией может быть полезна диалектическая поведенческая терапия. ДБТ — это форма КПТ, которая была адаптирована для людей, испытывающих затруднения при управлении очень болезненными эмоциями и могут участвовать в рискованном поведении, причинении себе вреда, таких как порезы, и суицидальных мыслях или попытках самоубийства.

Чтобы управлять интенсивными эмоциями, люди, участвующие в ДБТ, учатся практиковать осознанность и развивают навыки решения проблем, такие как терпение, решение трудных ситуаций и более эффективно взаимодействовать с друзьями и семьей. ДБТ — это высоко структурированное лечение, которое включает индивидуальную терапию.

Интерперсональная (межличностная) психотерапия (ИПТ)

Когда человек в депрессии, его отношения также могут страдать. Межличностная терапия работает, затрагивая отношения ребенка, чтобы сделать его более здоровым и поддерживающим.

В ходе этой терапии дети приобретают навыки, позволяющие лучше донести свои чувства и ожидания, они развивают навыки решения проблем для разрешения конфликтов и учатся наблюдать, когда их отношения могут влиять на их настроение.

ИПТ был адаптирован для подростков с депрессией для решения общих проблем подростковых отношений, включая проблемы общения с родителями или сверстниками. Эта специализированная форма межличностной терапии, называемая ИПТ-А, обычно составляет от 12 до 16 недель.

Медикаментозное лечение

Дети и подростки с депрессией также могут принимать лекарства, и врачи часто назначают препараты при лечении более тяжелой депрессии или когда лечение само по себе не помогает.

Депрессия у детей и подростков – причины, симптомы и лечение

Лекарства, которые чаще всего назначают для лечения депрессии, — это селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС), такие как Золофт®Прозак® и Ципралекс®, и ингибиторы обратного захвата серотонина и норадреналина (СИЗСиН), такие как Страттера® и Симбалта®. Эти лекарства также известны как антидепрессанты. Врач вашего ребенка может также назначить атипичный антидепрессант, такой как Велбутрин.

Правильное лекарство в правильной дозе редко вызовет у ребенка побочные эффекты, не изменит то, кем он является, и поможет побороть симптомы депрессии. Также антидепрессанты редко вызывают привыкания. Когда приходит время прекратить прием антидепрессантов, люди редко имеют постоянные симптомы абстиненции, если они осторожно сокращают прием лекарств и под наблюдением врача.

Дозировка и побочные эффекты

Человек редко остается на той же дозе, которую ему изначально прописали.

Вместо этого врачи корректируют дозировку один раз каждую неделю или каждые две недели в начале, так как лекарствам нужно накапливаться в мозге для достижения необходимого терапевтического эффекта.

В течение этого времени врач вашего ребенка будет задавать вопросы о том, как она переносит прием лекарств, включая побочные эффекты, которые он может испытывать.

Из побочных эффектов дети могут испытывать:

  • головную боль;
  • бессонницу.

Пациенту может потребоваться некоторое время, чтобы почувствовать полный эффект антидепрессанта. Медикаментозное лечение может начать действовать через две-четыре недели.

Уход от лекарств

Чтобы избежать рецидива депрессии, желательно продолжать принимать лекарства в течение как минимум года после того, как ребенок перестанет чувствовать какие-либо симптомы депрессии. Также важно подумать об «оптимальном» времени, чтобы прекратить прием лекарств.

Важно постепенно снижать уровень антидепрессантов под руководством врача, который проследит и убедиться, что ребенок полностью здоров.

Источник: https://tvojajbolit.ru/psihiatriya/depressiya-u-podrostkov-i-detej/

Депрессия у детей и подростков. Виды депрессии. Причины депрессии

Депрессия у детей и подростков – причины, симптомы и лечение

Депрессия является психологическим расстройством, связанным с потерей или неудачей. Это клинический синдром («букет» симптомов), из различных чувств, когниция (процесс познания) и поведения. До шестидесятых годов прошлого века считалось, что депрессия не может появиться до позднего подросткового возраста. Считалось, что дети и подростки в основном невосприимчивы к депрессии, потому что детство это «счастливый и беззаботный период и нет никаких оснований для депрессивной реакции.» Было известно, что подростки часто реагируют эмоционально и быстро меняют настроение, и это считалось частью взросления.
Сегодня депрессия является наиболее распространенными психическим расстройством среди детей и подростков. Считается, что около 10 до 15% детей подросткового возраста имеют некоторые из симптомов и признаков депрессии.

Клиническая депрессия

Дети и подростки, страдающие депрессией, имеют различные симптомы:

  • аффективные симптомы — печаль или подавленное настроение, которое у детей и подростков может быть выражено как раздражительность
  • искаженные способы мышления (пессимизм, обобщение — составление обобщенных выводов из одного события, прогнозы негативных последствий)
  • ангедония (отсутствие интереса к деятельности, которые ранее были приятны к, что может привести к апатии и избеганию социальных контактов)
  • синдром дефицита внимания (трудности концентрироваться на задачах)
  • трудности в принятии решений
  • расстройства пищевого поведения, которые могут привести к значительному увеличению или уменьшению массы тела
  • нарушения сна (бессонница или чрезмерное количество часов сна)
  • соматические симптомы (головная боль по неясной причине, боли в животе, мышечные судороги)
  • поведенческие проблемы (агрессия, вспышки гнева, психомоторное возбуждение — беспокойство, плаксивость, апатия, токсикомания)
  • чувство личной неадекватности, бесполезности, безнадежности, беспомощности и вины
  • мысли о суициде, зацикливание на идее смерти и/или попытки самоубийства

Депрессия у детей и подростков – причины, симптомы и лечение

Виды депрессии

Большая/сильная депрессия. Это самая тяжелая форма депрессивного расстройства и длится в среднем от 7 до 9 месяцев у подростков.

Симптомы совпадают с симптомами депрессии у взрослых в соответствии с клиническими проявлениями (печаль или раздражительность, расстройства сна и аппетита, снижение концентрации, потеря интереса к обычной деятельности, который ранее приносил удовольствие, размышления о самоубийстве или попытки суицида.

Некоторые из этих симптомов могут быть особенно заметными (например, неумеренное потребление пищи и слишком много сна), в то же самое время другие симптомы остаются не достаточно видимыми для окружающей среды.

Дистимия. Это хроническая форма депрессивного расстройства, с симптомами, которые имеют низкую интенсивность. Длительность такого расстройства продолжается в среднем несколько лет.

Подростки с дистимическим типом расстройства — меланхолики с пониженной энергией, не имея положительных чувств, им трудно сосредоточиться на выполнении какой-либо задачи, также имеются проблемы с аппетитом и сном.

Несмотря на то что на первый взгляд, течение болезни проходит доброкачественно, дистимия часто более коварная, чем депрессивный эпизод, потому что она длится дольше и оказывает существенное негативное влияние на социально-психологическом развитии молодых людей, и очень часто устойчива к терапевтическому лечению.

Читайте также:  Аллергия на салицилаты – частые симптомы и особенности лечения заболевания

Биполярное расстройство. Характеризуется необычными изменениями в настроении и поведении, существенно проявляется в маниакальных и депрессивных симптомах, иногда в очень коротких промежутках времени.

Реактивная депрессия.

Это наиболее распространенный и наиболее доброкачественный вид расстройства настроения у детей и подростков и имеет свои корни в трудности адаптации к трагическим событиям в жизни, такие как смерть члена семьи, развод родителей или любой другой случай, который ребёнком оценивается как очень негативный, на пример неприязнь со стороны сверстников. Этот тип депрессии является наиболее подходящим для профилактики и лечения с помощью когнитивно-поведенческих методов.

Рэпт теория о причинах депрессии

Депрессия у детей и подростков – причины, симптомы и лечение

  1. Селигман объясняет, что дети и подростки с самым высоким риском депрессии считают, что причины плохих событий, которые происходят с ними постоянны (постоянство) по сравнению с ограниченным во времени событиями. Таким образом, они считают, что неудачи и потери являются постоянными, то есть никогда не станет лучше.
  2. Дети и подростки с депрессивными расстройствами ошибочно полагают, что неудача или потеря в одной жизненной сфере обобщена на все области в жизни. Рассмотрим как подростки принимают неудачу распространяющуюся в конкретной ситуации (например: два ученика участвуют в конкурсе и приложили много усилий чтобы в нём выиграть, но ни у одного из них это не получается. Один ученик считал себя полным неудачником, у которого никогда ничего не получается, но другой ученик, так не думает, он осознаёт неудачу, но для него она не распространяется на все области его жизни и в этом случае он понимает, что хотя он не выиграл в данный конкурс, это не означает, что он полный неудачник и что он не умеет ничего правильно делать).
  3. Индивидуализация означает, что когда что-то плохое происходит дети и подростки должны винить себя или других. Когда это происходит, они чувствуют себя подавленными, им стыдно, появляется чувство вины, в отличие от детей, которые реально оценивают ситуацию, они в состоянии отделить свою личность от своих поступков.

Лечение депрессии

Кроме самого ребёнка/подростка, терапевтический процесс должен включать родителей, семью и учителей в школах, всё в целях объяснить природу заболевания и проявления у молодых людей. Очень важный момент вовремя определить что нужна помощь профессионала.

Многие депрессивные расстройства в подростковом возрасте просто причисляют к ряду способов привлечения внимания.
Многочисленные исследования показали, что в лечении депрессии у молодых людей, лучшие результаты даёт когнитивный приступ в психотерапии.

Источник: http://tvojpsiholog.ru/ru/detskaya-psixologiya/depressiya-u-detej-i-podrostkov.html

Депрессия у детей

Депрессия у детей и подростков – причины, симптомы и лечение

Депрессия у детей – психическое аффективное расстройство, характеризующееся сниженным настроением, неспособностью переживать радость, моторной заторможенностью, негативным мышлением. Заболевание проявляется тревогой, страхами, фобиями, навязчивыми действиями, нарушениями социальной адаптации, соматическими симптомами (головной болью, недомоганием, нарушениями пищеварения). Диагностика осуществляется с использованием метода клинической беседы, опроса родителей, проективных психологических тестов. Лечение включает психотерапию, социальную реабилитацию, применение медикаментов.

Слово «депрессия» имеет латинское происхождение, означает «давить», «подавлять». Патология занимает значительное место в структуре детских психических расстройств. Распространенность колеблется от 0,5% до 5%. Отмечается тенденция роста заболеваемости, снижения среднего возраста пациентов.

Частота аффективных расстройств возрастной группы до трех лет составляет 0,6-0,9%. Первичные проявления эмоциональной нестабильности малышей являются предвестниками депрессии дошкольников, школьников, взрослых.

Отмечается сезонность обострений, пик заболеваемости приходится на осенне-зимний период.

Причины депрессивных состояний определяются возрастом. Для детей до 3 лет они подразделяются на:

  1. Поражения ЦНС. Аффективное нарушение развивается в результате повреждений клеток мозга при внутриутробной гипоксии плода, внутриутробных инфекциях, родовой асфиксии, энцефалопатии новорожденных, перенесенных тяжелых заболеваниях, нейроинфекциях.
  2. Наследственную предрасположенность. Дети, близкие родственники которых страдают психическими и неврологическими заболеваниями, более подвержены депрессии.
  3. Патологические семейные отношения. Причиной депрессивного состояния становится разрыв контакта с матерью: физическое отделение (детский дом, стационар), эмоциональное отчуждение (алкоголизация матери, увлеченность другими сферами жизни). Тяжелая семейная обстановка является провоцирующим фактором. Частые скандалы, проявления агрессии, насилие, алкоголизм, наркомания родителей формируют чувство подавленности, угнетенности.

В дошкольном возрасте ребенок переживает первый опыт социализации – начинает посещать детский сад, секции, творческие студии, устанавливает контакты со сверстниками. Депрессия может развиться вследствие биологических причин, сложных межличностных отношений. Эмоциональное нарушение формирует:

  1. Стиль воспитания. Причиной детской депрессии нередко становится отношение родителей: применение насилия, гиперконтроль, гиперопека, равнодушие, недостаточная заинтересованность жизнью ребенка. Повышается уровень невротизации, проявляющийся депрессивным состоянием.
  2. Социальные отношения. Усложняющиеся межличностные контакты становятся источником стресса. Отвержение сверстников, требование подчиняться указаниям педагогов негативно отражаются на эмоциональном состоянии дошкольника.

У детей младшего школьного возраста сохраняются перечисленные выше причины и добавляются новые. Они представлены усложнением социальных взаимоотношений, ростом учебной нагрузки, особенностями психического развития. Состояние утяжеляется при неспособности справиться с требованиями взрослых, невозможности достичь поставленных целей, оценке себя как слабого, глупого среди сверстников.

Депрессия у детей – многофакторное заболевание, обусловленное биологическими, генетическими, психосоциальными причинами.

К числу биологических патогенетических факторов относится дефицит серотонина, норадреналина, повышенное содержание кортизола ночью, дисбаланс синтеза мелатонина.

Существует катехоламиновая теория, согласно которой депрессия развивается при нарушениях гипоталамо-гипофизарных взаимодействий, дефиците нейротрансмиттеров ЦНС, отвечающих за обратную передачу сигналов.

Существуют психофизиологические и личностные особенности, способствующие возникновению депрессии. Эмоциональное расстройство развивается на фоне повышенной нервозности, нарушений адаптации, страха, интровертированности, тревожности.

Воздействие негативных средовых факторов – патологических отношений, неудачного опыта – увеличивает риск развития болезни. Ребенок становится уязвимым к негативным событиям, замыкается, хуже адаптируется к внешним условиям.

Иногда патогенетическим механизмом депрессии является чувствительность к климатическим условиям (сезонность), изменение биохимических процессов в головном мозге.

Существует несколько вариантов классификации депрессии у детей. По продолжительности, полноте проявлений заболевание подразделяют на депрессивную реакцию, депрессивный синдром, депрессивное расстройство.

По характеру течения выделяют адинамическую форму болезни, для которой свойственна вялость, медлительность, монотонность, и тревожную форму, характеризующуюся двигательным беспокойством, фобиями, страхами, плаксивостью, нарушениями сна, ночными кошмарами.

В российских руководствах по психиатрии для классификации детской депрессии рекомендуется использовать следующие рубрики МКБ-10:

  • Тревожное расстройство, обусловленное разлукой. Ключевой диагностический критерий – отделение ребенка от близких людей, проявляющееся эмоциональными и соматическими нарушениями.
  • Фобическое расстройство детского возраста. Диагностируется при наличии страхов, специфических для определенного возрастного периода.
  • Социальное тревожное расстройство. Тревога, депрессия развиваются при взаимодействии с малознакомыми людьми, новыми социальными ситуациями.
  • Смешанные расстройства поведения и эмоций. Тревога, боязливость, навязчивости, компульсии, ипохондрия дополняются нарушениями поведения – агрессивностью, замкнутостью, пренебрежением социальными нормами.

Характерной чертой заболевания является маскированность. Маленький пациент еще не оценивает эмоции, не осознает их, не предъявляет жалоб. В раннем детстве центральное место занимают соматические симптомы, тревожность.

Часто наблюдаются нарушения сна, снижение аппетита, недостаточная масса тела, диарея, запор, боли различной локализации (головные, абдоминальные, суставные, мышечные), учащенное сердцебиение. Дети дошкольного возраста говорят об усталости: «ножки не хотят идти», «хочу полежать».

В младшем школьном возрасте к физическому недомоганию может добавиться идея наличия болезни, повышенное внимание к собственному состоянию, тревога даже при незначительном недомогании. Диагностические исследования (лабораторные анализы, УЗИ, МРТ) без изменений.

Эмоциональное состояние характеризуется тревожностью. Напряженность, страхи усиливаются вечером, достигают пика в ночное время. Тревога беспредметна, беспричинна, при нарастании трансформируется в оформленный страх. Малыши кричат, плачут.

Панику вызывает уход мамы, новая обстановка, незнакомые люди (врач, друг семьи). Дети плохо адаптируются к детскому саду, переживают, что мама забудет забрать их домой. Чем старше становится ребенок, тем более страшные картины рисует его воображение.

Появляется страх смерти родителей, несчастного случая, войны. В тяжелых случаях тревога генерализуется, все события выглядят угрожающими. Формируются фобии – боязнь замкнутых пространств, внезапной смерти, темноты, высоты.

Развиваются панические атаки – приступы учащенного сердцебиения, головокружения, удушья.

У младших школьников депрессия проявляется поведенческими изменениями: нарастает замкнутость, безразличие, снижается интерес к играм, урокам, общению. Появляются жалобы на скуку: «мне скучно», «хочется плакать», «я ничего не хочу». Снижение интереса к жизни является явным признаком депрессии.

Дети становятся слезливыми, заметен эмоциональный регресс: ребенок плачет без мамы, успокаивается при укачивании. Депрессия выражается дистимией – мрачностью, угрюмостью, озлобленностью, высказыванием упреков, обвинениями.

Снижение заинтересованности учебой и общее недомогание влекут за собой школьную дезадаптацию: нарастает учебная неуспеваемость, отсутствует желание посещать школу.

В 20-50% случаев депрессия у детей со временем отягощается другими расстройствами настроения и поведения. 30-80% пациентов имеют тревожное расстройство, 10-80% – нарушения поведения, 20-80% – дистимию, 18-30% – субстанционную зависимость.

Наиболее опасным исходом депрессии является суицид. Примерно у 60% больных детей появляются мысли о самоубийстве, 30% совершают попытки, часть из них завершается летальным исходом.

Своевременная диагностика, периодический контроль врача снижают вероятность возникновения осложнений.

Диагностика депрессии у детей включает комплексное обследование педиатром, детским неврологом, психиатром.

До четырехлетнего возраста заболевание выявляется методом исключения и определения факторов риска (пре- и постнатальных повреждений ЦНС, наследственности).

В старшем возрасте становится возможным выявление эмоциональных изменений, социальных причин, провоцирующих расстройство. Процесс постановки диагноза включает следующие мероприятия:

  • Консультация врача-педиатра. Специалист осматривает ребенка, опрашивает родителей, выдает направление на стандартные исследования для исключения соматических заболеваний.
  • Консультации узких специалистов. Врачи профильных направлений (гастроэнтерологи, дерматологи, хирурги) используют необходимые клинические, лабораторные, инструментальные методики для окончательного исключения соматической патологии.
  • Консультация невролога. Врач проводит осмотр, направляет на инструментальные исследования: УЗИ, ЭЭГ, МРТ головного мозга. Результат позволяет определить наличие биологической основы развития депрессии.
  • Консультация психиатра. Когда соматические болезни исключены, пациент направляется к психиатру. Специалист оценивает эмоциональные реакции, поведенческие особенности, выясняет наличие психологических причин депрессии, анализирует данные обследований невролога и клинического психолога, устанавливает диагноз.
  • Клинический психолог. Определение депрессии после 3-4 лет проводится с использованием специальных психодиагностических методик – рисуночных тестов, методов, предполагающих интерпретацию образного материала. Эмоциональная сфера, особенности социальных взаимодействий оцениваются по результатам рисунка человека, несуществующего животного, методики «дом-дерево-человек», «моя семья», теста Розенцвейга.

Признанными методами лечения являются детская психотерапия и лекарственная терапия. Параллельно проводятся социально-реабилитационные мероприятия. Комплексный подход предполагает:

  • Прием антидепрессантов. Наиболее распространено применение селективных ингибиторов обратного захвата серотонина. Они обезболивают, успокаивают, сглаживают панические проявления, фобии. Вероятность побочных эффектов низкая. Терапевтический эффект наблюдается через несколько недель.
  • Когнитивно-бихевиоральную терапию. Наиболее эффективными являются когнитивно-поведенческие методы: ребенок научается осознавать, выражать и переживать эмоции, рассказывать о травмирующем опыте, получать поддержку, изменять поведение и настроение при помощи различных техник. Основу работы составляют методы расслабления – дыхательные упражнения, телесно-ориентированная терапия. Проективные методики (рисунки, лепка, сказкотерапия) помогают пережить и осознать негативные чувства. Игровая терапия вырабатывает эффективные поведенческие навыки.
  • Семейную психотерапию. Встречи родителей, ребенка и психотерапевта направлены на восстановление гармоничных семейных отношений, поиск «общего языка» между членами семьи. Родители научаются помогать ребенку преодолевать трудности, создавать условия для скорейшего выздоровления.
Читайте также:  Невралгия – почему возникает дискомфорт в грудной клетке, сердце и спине?

Лечение проводится амбулаторно, при тяжелом течении болезни (психотические эпизоды, попытки самоубийства) требуется стационарный режим. После устранения тяжелых симптомов пациента выписывают.

Родителям советуют сообщить о заболевании педагогам, подчеркнуть важность толерантного отношения, помощи, поддержки в период выздоровления. Следует предупредить их о конфиденциальности информации о болезни.

Отмечается высокий риск развития повторного эпизода депрессии: 25% детей имеют рецидивы заболевания через год, 40% – через два года, 70% – спустя пять лет. У 15-40% во взрослом периоде диагностируется биполярное расстройство личности.

Профилактика депрессии у детей позволяет снизить вероятность развития первого эпизода, при установленном диагнозе – уменьшить риск рецидивов. Основной профилактической мерой является создание благоприятной семейной обстановки, поддержание доверительных близких отношений, поддержка, участие в делах ребенка.

Важен периодический врачебный контроль, систематический прием назначаемых лекарств, посещение психотерапевтических занятий. Самостоятельная отмена лечения недопустима, даже если пациент выглядит здоровым.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/children/depression

Депрессия у детей и подростков: лечение, симптомы, причины, психотерапия, как вывести из этого состояния

Вопросу о лечении депрессии у детей раньше не придавали особого значения, считая, что они не переживают столь глубоких душевных состояний, какие бывают у взрослых. Однако рост количества суицидов, совершенных детьми и подростками в последние годы, заставил психотерапевтов по-другому взглянуть на проблему.

Депрессия у детей и подростков – причины, симптомы и лечение

Возможно, из-за элементарного невнимания к детским проблемам, а может и потому, что они больше чем взрослые склонны скрывать чувства и замыкаться в себе.

Депрессивные состояния проявляются многочисленными устойчивыми симптомами, такими как подавленное настроение, негативные жизненные установки, нарушения поведения, мышления, снижение физической активности.

Ранее специалисты считали, что дети до 12 лет депрессией не страдают. Однако выяснилось, что такому состоянию могут быть подвержены даже дети до года, но в каждом возрасте заболевание проявляется по-своему.

Причины

Причины депрессии у детей всегда связаны с внешними негативными факторами, чаще механизм запускается под влиянием проблем социально-психологического характера:

Иногда родители, чаще мать, проявляют к ребенку сверхопеку. Дети, которых чрезмерно опекают, в будущем плохо адаптируются в обществе и окружающем мире. Лишенные материнской поддержки, они не способны принимать решения и абсолютно беспомощные.

Дети из неполных семей страдают от недостатка родительской заботы,  лишены возможности делиться проблемами. Ребенок сам вынужден нести груз своих проблем, который иногда оказывается непосильным.

Если ребенок живет в полной семье, но постоянно находится в конфликтной ситуации, то начитает думать, что его жизнь – обуза для родных, возможно, без него родителям было бы лучше, что все проблемы из-за него.

Частые переезды также не идут на пользу психике ребенка. Дети нуждаются в друзьях, которым они могут довериться, общаться. Если родители часто переезжают у ребенка длительное время не сформируется полноценный круг общения. Он будет ограждать себя от новых привязанностей, боясь вновь потерять друзей.

Многие дети впадают в депрессию из-за проблем в школе. Современная система образования перегружает детей, не все успешно справляются с учебным процессом. Плохие оценки формируют мнение одноклассников о ребенке, снижают самооценку, изолируют от сверстников.

В поисках альтернативных источников самоутверждения дети находят утешение в онлайн-общении в Интернете.  Им на помощь приходят ролевые онлайн-игры, в которых можно быть каким угодно: сильным, уверенным, бесстрашным. Онлайн-игры – основные причины сужения круга интересов.

Хрупкая детская психика прячется в виртуальной реальности, стараясь подавить угнетенное депрессивное состояние, но в результате лишь усугубляет его.

В подростковом возрасте основные причины возникновения депрессии – гормональные изменения в организме. Переизбыток гормонов провоцирует агрессивный настрой у подростков. Период гормонального созревания – время активной социализации и самоутверждения детей.

Более активные подростки с твердой самооценкой становятся лидерами, диктуют моду и образ жизни. Если другие не соответствуют критериям, то не попадают в круг общения, становятся изгоями.

У отвергнутого сверстниками подростка появляется ощущение отчужденности, возникает комплекс «гадкого утенка».

В подростковом возрасте наступает пора первых сексуальных экспериментов. Если родители не смогли или не успели привить ребенку адекватное сексуальное воспитание, первые контакты могут шокировать и разочаровать подростка.

Под словом воспитание имеется в виду не запреты и попытки подавить пробуждающуюся сексуальность, а осознанное понимание, что ребенок повзрослел и нужно обучить его строить нормальные отношения, соответствующие его возрасту.

Подросток имеет право обладать достаточным уровнем информированности о сексе, чтобы этот аспект жизни не вызвал у него негативной реакции.

Отсутствие полового воспитания позволяет ребенку совершать ошибки, негативно сказывается на самооценке, ведет к замкнутости, депрессии.

Ребенок и так озабочен личностными проблемами, успеваемостью в школе, отношениями со сверстниками, самореализацией, поэтому каждый сильный стресс переживается очень болезненно.

Депрессивные состояния вполне ожидаемы, если в семье происходит развод, при болезни или смерти одного близких людей, ссоре с родителями или друзьями.

Если видимые причины социальной дисгармонии отсутствуют, депрессию связывают с нарушением нормального течения биохимических процессов в мозге.

Известно, что дети, которые перенесли гипоксию, получили родовые травмы, становятся особо чувствительными к климатическим изменениям и страдают сезонными депрессиями. Основные физиологические причины депрессии – гипоксия, асфиксия, энцефалопатия и внутриутробные инфекции у новорожденных.

Симптомы

Признаки депрессии у детей проявляются ощущением всеобъемлющей печали и осознанием бессмысленности происходящего, возможно возникновения мыслей о самоубийстве.

Признаки депрессии обнаруживаются уже в возрасте 6-месяцев, в ситуациях, когда ребенка надолго изолируют от матери – аналитическая депрессия.

У ребенка до года при аналитической депрессии наблюдают: отрешенность, вялость, психомоторную заторможенность, отказ от установления контакта, двигательное беспокойство, плач, крик, отсутствие аппетита, нарушения сна, рвота, повышение температуры. Случаи депрессии у детей до года редки. Заболеванию в основном подвержены дети в возрасте 12–16 лет.

Депрессия у детей и подростков – причины, симптомы и лечение

  • Снижение настроения. Утром ребенок может чувствовать себя вполне удовлетворительно. Но на протяжении дня, сталкиваясь с трудностями, ощущаю спад настроения. Пик приходится на вечер: начинает болеть голова, ребенок жалуется на проблемы, ничто не радует, все происходящее воспринимается в черном цвете. Возможны кратковременные вспышки хорошего настроения, сменяющиеся еще более глубоким унынием.
  • Снижение активности. Ребенку не хочется двигаться, только лежать или сидеть в характерной сгорбленной позе. Физическая активность не вызывает интереса, состояние вялое, апатичное. В школе начинаются проблемы с успеваемостью, наблюдается снижение интереса к развлечениям, хобби, ничто не радует.
  • Снижение мышления. Ребенок говорит тихо, медленно, с трудом подбирая слова, возникают проблемы с выстраиванием ассоциативного ряда (например, лето-жара-солнце-море). Дети не хотят отвечать на вопросы, ограничиваясь короткими фразами или кивком головы. Характерно застраивание на одной негативной мысли: все очень плохо, меня не любят, я не нужен, я ничего не могу, все хотят обидеть.
  • Нарушения сна. Детей мучает бессонница, негативные мысли мешают заснуть. Засыпая, спят беспокойно, поверхностно, не могут полностью выспаться, просыпаются разбитыми, усталыми.
  • Суицидальные мысли. Желание покончить с собой возникает постепенно, если депрессивное состояние длится более года. Мысль постепенно превращается в конкретный план действия, ребенок начинает тщательно продумывать свой уход из жизни. Такая ситуация очень опасна, рано или поздно, не получив должного внимания, ребенок может осуществить задуманное.
  • Соматические расстройства. При депрессии у детей наблюдают соматические признаки: снижение аппетита, слабость, сердечные и головные боли, повышение температуры.

Методы диагностики

Диагностика депрессии у детей и подростков проходит с применением опросников, но золотой стандарт – клиническое интервью, проведенное специалистом с ребенком и его родителями, знакомыми, которые замечали развитие заболевания. В целях ознакомления приводим популярные опросники, используемые при диагностике депрессивных состояний:

Лечение

Лечение легких форм депрессии у детей проводят дома. Ребенку, который проходит курс лечения,  полезно оставаться в привычной обстановке, посещать школу, выполнять домашнюю работу, например, сходить за продуктами в магазин.

Тяжелые случаи заболевания, сопровождаемые попытками суицида или мыслями о самоубийстве, лечить нужно только в условиях стационара.

Антидепрессанты

Глубокая депрессия у детей лечится антидепрессантами. Наиболее оптимальный препарат – Адаптол. Дети хорошо переносят препарат, сонливости и побочных эффектов не возникает. Лекарство способствует нормализации сна, настроения, дает возможность усилить сопротивление организма стрессам и позволяет быстрее выйти из состояния депрессии.

Также применяется лекарство тенотен – гомеопатический препарат, снижающий ощущение тревоги, нормализующий сон и аппетит. Тенотен улучшает концентрацию внимания, нормализует память.

Чтобы вывести ребенка из тяжелой депрессии назначают дозировки амитриптилина, азафена, пиразидола, которые нужно употреблять только в условиях стационара под контролем врача.

Психотерапия

Когнитивная поведенческая психотерапия помогает побороть эмоциональный стресс, снять негативное настроение, помочь адаптироваться в социуме и вывести из депрессивного состояния.

Индивидуальная психотерапия учит ребенка не скрывать свои переживания, раскрываться людям, говорить о проблемах и побороть их. Если депрессия у детей была вызвана внутрисемейными отношениями, семейная психотерапия помогает родителям установить нормальное общение с ребенком.

Лечение депрессии у детей завершится успехом, только если будут позитивные изменения в семье. Родителям нужно научиться принимать своего ребенка, понять его потребности и интересы, не перекладывая на него своих шаблонов и ожиданий.

Помощь родителей

Депрессия у детей и подростков ведет к снижению самооценки, трудностям в общении с родителями, педагогами, сверстниками. Но только родители могут оказать нужную ребенку поддержку и понимание. Только родители достаточно хорошо знают своих детей и должны помочь им побороть трудности, стать «посредниками» между ребенком и окружающей средой.

Пока ребенок не избавится от гнетущего состояния, нужно поговорить с педагогами, предупредить о трудном жизненном периоде, попросить толерантного отношения. Также нужно попросить учителей сохранить проблемы ребенка в секрете, чтобы ровесники не узнали о болезни. Лишние насмешки принесут дополнительный стресс.

Депрессивное состояние делает человека ранимым, он ощущает собственную ненужность, неуклюжесть, непохожесть на остальных. Одно небрежно брошенное слово в сторону ребенка может усугубить состояние депрессии, поэтому таких ситуаций лучше не допускать.

Периоды обострения должны сопровождаться повышенным вниманиям к ребенку. Родителям рекомендуется следить за тем, как они высказываются в сторону ребенка, своими словами и поведением показывать, что он самый лучший, любимый и нужный. Такое отношение оказывает целебный эффект и помогает быстрее вывести ребенка из депрессии.

Прогноз

Если подросток однажды впал в депрессию, то появляется высокая вероятность, что ситуация повторится через некоторое время:

  • 25% детей вновь впадают в состояние депрессии спустя год;
  • 40% — спустя 2 года;
  • 70% — спустя 5 лет.

Источник: https://LechenieDetej.ru/psixologiya/depressiya.html

Ссылка на основную публикацию