Работа опорных пунктов скорой медицинской помощи в Крыму

На протяжении ряда лет до 1980 года Министерством здравоохранения Автономной Республики Крым было обращено внимание, на уровень обращаемости в скорую медицинскую помощь жителей сельской местности в 2.5 раза ниже, чем в городах. Отделения СМП и ЦРБ были маломощными, имея в своем составе, в среднем 2 фельдшерские бригады и обслуживали, как правило, жителей районных центров и ближайших сел. В отдаленные от райцентров села эти бригады выезжали в 10% случаев, только по вызову медработников ФАПов или амбулатории. Поэтому сеть учреждений СМП в сельской местности не удовлетворяла потребности жителей в экстренном догоспитальном виде медицинского обслуживания.

 

 С целью приближения данного вида помощи к жителям сельской местности в 1982 году МЗ АРК начала работу по созданию так называемых опорных пунктов СМП.

Первоначально они создавались на долевых началах с участием средств колхозов и совхозов, за счет которых производилось приобретение санитарного транспорта, ГСМ и оплата труда водителей.

К 1994 году общее количество ОП было доведено до шестидесяти.

С 1995 года в связи с дефицитом финансирования здравоохранения началось сокращения опорных пунктов.  к 2004 году их количество составило 31.

21 опорный пункт организован на базе врачебных амбулаторий и 9 – на базе участковых больниц.

В общей сложности на 31 ОП работают 28 бригад СМП (в круглосуточном исчислении), из которых 3 врачебные. Режим работы следующий: 12 опорных пунктов, имеющие по одной бригаде работают в круглосуточном режиме, остальные 19 – работают с 17-00 до 8-00, то есть на них зарегистрировано по 3,5 фельдшерские должности или 0,75 бригады.

Организация опорных пунктов имела ряд положительных моментов: прежде всего цель, с которой они создавались, была достигнута. Об этом свидетельствовал рост обращаемости сельского населения в учреждения СМП. За период с 1983 по 1990 год в сельских районах она выросла более чем 40 %, в то время как в городах – на 5,9 %.

Кроме того, был замечен экономический эффект от создания ОП. Были сокращены пробеги автотранспорта, экономия ГСМ и авторезины, а также снижение опозданий на вызовы.

Однако, существующие в настоящее время опорные пункты плохо оснащены медаппаратурой, нередко отсутствуют даже кислородные ингаляторы. Крайне мало выделяется средств на ГСМ и медикаменты. Поэтому в некоторых регионах пользуются «давальческим» бенаином и медикаменты продаются по-ампульно на дому выездными бригадами (Красногвардейский, Джанкойский (Азовск), Черноморский, Судакский (Грушевка) и др. районы).

  Штаты ОП укомплектованы физическими лицами полностью. Всего работает 103 фельдшера, из них 86% аттестованы от подлежащих аттестаций, 27% - имеют высшую категорию, 30% - первую, 30% - вторую категорию. Сроки учёбы и аттестации соблюдаются.

  Материально-техническая база.

  Все ОП размещены в приспособленных помещениях. В них периодически проводятся косметические ремонты.

  Наиболее неблагоприятная ситуация на ОП с транспортом.

  Из 31 автомобиля, занятых на ОП, с 2000 г. по настоящее время только 11 ед. обновлены.

  За 6 мес. 2004 г.  новые автомобили СМП в количестве 7 ед. из 38 поступивших на СП направлены на ОП: сс. Семисотка Ленинского района; Николаевка, Пионерское Симферопольского района; Клепинино Красногвардейского района; Вилино, Куйбышево Бахчисарайского района, Воинка Красноперекопского района.

  20 автомобилей работают на ОП с истекшим сроком эксплуатации, а на таких ОП, как Медведево и Кировское Черноморского района, Славное и Новоселовка Раздольненского района, Владиславовка Кировского района – работают автомобили ГАЗ-69 без носилок, которые не могут быть использованы в экстренных ситуациях.

  Неблагополучная ситуация на ОП с ГСМ. Только в 4-х районах (Бахчисарайском, Джанкойском, Ленинском, и Красноперекопском районах) этот вопрос решен положительно.

  Неблагополучна ситуация с ОП в Сакском р-не, расположенном на базе филиала Сакской поликлинике в г. Евпатория. Из-за отсутствия ГСМ данный ОП работает только 2 суток в неделю (вторник и четверг).

  Транспорт опорных пунктов в своём большинстве не радиофицирован. Лишь 12 опорных пунктов оснащены радиостанциями. Остальные 18 бригад не радиофицированы.

  Плохо обеспечены ОП аппаратурой. Ни на одном ОП нет ножных отсосов, наркозной дыхательной аппаратуры, а там где есть аппараты – нет закиси азота. 13 бригад не имеют кислородных аппаратов, аппаратов АМБУ. Это ОП Раздольненского, Черноморского, Красноперекопского р-нов. На Медведево Джанкойского района нет никакой аппаратуры. Электрокардиографы нередко используются поликлинические, т.к. на ОП их нет (Завет Ленина, Скворцово, Донское, Ново-Андреевка и др.).

  Санитарный транспорт – 18 ед. требует замены; - обеспечение ГСМ – недостаточное, - оснащение медаппаратурой – неудовлетворительное.

  Из Медаппаратыры: на 31 ОП – 15 ЭКГ, 12 КИ-ЗМ, 26 АМБУ.

  Особенно неблагополучно на ОП Черноморского, Раздольненского, Кировского районов.

  Оснащение медикаментами недостаточное в Красногвардейском Черноморском Кировском судакском раадональненском районах где медикаменты по- ампульно продаются бригадам СМП.

 Бригадами скорой помощи опорных пунктов за 6 мес. т.г . выполнено 43896 выездов или 13,6 %  от общего количества  выездов по Крыму.. В том числе 1426  выездов (3,4%) на несчастные случаи и 3225 выездов (76,7%) -  на внезапное заболевание. Удельный вес обслуженных при выездах больных с хроническими заболеваниями составляет 4,8 %  (2028 чел.) при среднем по Крыму 12,5 % .

 Среднесуточная нагрузка на 1 бригаду  ОП   составляет 8,4% при среднем по крыму – 12,8%.

Следует отметить, что фельдшерами этих пунктов выполняется большой объем амбулаторной помощи, которая не учитывается в показателе среднесуточной нагрузки.

Жалоб от населения на работу ОП за прошедшие 5 лет не было.

Анализируя работу опорных пунктов скорой помощи Крыма можно сделать следующие выводы:

1) Основная цель, с которой создавались опорные пункты достигнута. Этими пунктами  ежегодно осуществляется около 15% от общего количества выездов.

2) В связи с недостаточным финансированием, связанным с отсутствием внимания к этому вопросу органов местного самоуправления, состояние материально-технической базы и оснащения ОП находится в крайне неудовлетворительном состоянии и требует серьезного укрепления в Нижнегорском, Черноморском, Раздольненском Суданском районах. Недостаточное материально-техническое обеспечение в Симферопольском, Бахчисарайском, Джанкойском и Кировском районах.