Методика расчета и оценка показателей деятельности станции скорой медицинской помощи

Настоящие методические рекомендации ставят своей целью ознакомить организаторов здравоохранения  с методикой вычисления и анализа показателей, характеризующих организацию экстренной медицинской помощи населению на догоспитальном этапе.

 Анализ качества и эффективности службы экстренной медицинской помощи должен быть комплексным, а статистическая информация  достоверной, что возможно лишь при четкой организации контроля за сбором и обработкой статистического материала.

1. Показатели обеспеченности:

1.1.Обеспеченность населения выездными бригадами

-число круглосуточных бригад х 10000, численность обслуживаемого населения

В соответствии с приказом МЗ РФ от 20.06.2013 № 388н - норматив  – 1,0 бригада на 10 тыс. нас.

В структуре выездных бригад определяется удельный вес отдельных типов бригад (общепрофильные, фельдшерские, БИТ, психиатрические и др.)

1.2.Обеспеченность населения медицинскими кадрами.

-число штатных должностей (врачебных или средних мед. кадров) х 10000, численность обслуживаемого населения

1.3.Занятость выделенных должностей (их укомплетованность) независимо кем заняты основными работниками или совместителями

-число занятых должностей х 100, число штатных должностей 

1.4. Коэффициент совместительства (физическими лицами считаются те сотрудники, трудовые книжки которых находятся в данном учреждении)

-число занятых должностей х 100, число физических лиц

1.5.Обеспеченность населения телефонными линиями «103»

-до 100 тыс. населения – 2 аппарата,

-от 100 до 500 тыс. – 4-6 аппаратов.

1.6.Показатель обеспеченностью радиосвязью

-число радиофицированных машин х 100общее число автомашин ЭМП

1.7.Показатель обеспеченности станций санитарным транспортом

-число санитарных автомашин  х 10000, численность обслуживаемого населения

1.8.Расчет простоя машиночасов

число часов недопоставки часов на линию : число дней : 24

Пример: в г.Симферополе в 2010 г. недопоставлено на линию 36433 час. Чтобы определить сколько это в круглосуточных машинах, необходимо: 36433:365:24 =4,1, т.е. ежесуточно 4,1 машины отсутствовали на линии.

2. Показатели объема деятельности.

2.1.Главным показателем является уровень обращаемости или нуждаемости населения в экстренной медицинской помощи.

-число обращений х 1000, среднегодовая численность населения

 2.2.Удельный вес отказов в выезде бригад.

-число отказов х 100, общее число обращений

2.3.Показатель  выездов:

-число выездов х 1000, среднегодовая численность населения

 -удельный вес выездов,  выполненных отдельными видами бригад:

число выездов, выполненными общепрофильными бригадами х 100, общее число выездов

2.4. Удельный вес безрезультатных и технологических выездов:

-абсолютное число безрезультатных х 100, общее число выездов

2.5. Число лиц, которым оказана помощь при выездах, попутно и амбулаторно – определяется так:

- число выездов минус (безрезультатные + технологические) + (попутно+ амбулаторно). Вначале выполнить действия в скобках.

2.6. Удельный вес доставленных бригадами следует  считать от числа лиц, которым оказана помощь при выездах, попутно и амбулаторно.

-число доставленных бригадами х 100, общее число лиц, которым оказана помощь при выездах, попутно и амбулаторно

 Число доставленных следует делить на доставленных  в травмпункт, роддом и в стационар, определяя удельный вес от общего числа доставленных.

число доставленных в травмпункт х 100, общее число доставленных больных

2.7. Удельный вес госпитализированных считать только от числа доставленных в стационар

-госпитализировано х 100, общее число доставленно в стационар

3. Показатели оперативности.

3.1. Основным показателем оперативности является показатель своевременности оказания экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе.

-число доездов до 10-и  (20-и мин.) х 100, общее число выездов

Определяются также опоздания по группам и отдельным нозологическим формам заболеваний и травм, все это позволяет определить необходимые мероприятия по обеспечению своевременности оказания медицинской помощи.

3.2. Важным показателем оперативности является среднее время, затрачиваемое бригадой на 1 вызов.

общее время работы на линии в смену (по ленте слежения), число выездов, выполненных за это время

Данный показатель определяется для каждого профиля бригад.

3.3. В группу показателей оперативности входят:

-средний радиус обслуживания ( в км)

расстояние до самого отдаленного пункта+расстояние до ближайшего пункта, 2

-средний километраж на 1 вызов

число километров за смену (по спидометру), число вызовов

3.4. Коэффициент загруженности

-среднесуточная нагрузка х  среднюю оперативность х 100, 1440 (количество минут в сутках)

Данный показатель определяет % времени занятого врачом (фельдшером) с больным из общего количества времени ( 12- 24 часов).

4. Показатель оценки качества медицинской помощи.

4.1. Удельный вес вызовов, выполняемых врачебными, фельдшерскими или специализированными бригадами, в т.ч. по каждому профилю бригад:

-число вызовов, выполненных бригадами х 100, общее число выполненных выездов

4.2. Летальность на догоспитальном этапе, как в целом, так и по нозологическим формам:

-число умерших в присутствии работников СМП х 100, общее число обслуженных больных

-число умерших от ОИМ х 100, общее число больных ОИМ, обратившихся на СМП

4.3. Структура расхождений диагнозов анализируется методом построения таблицы Бена, где на линии абсцис откладываются клинические диагнозы, а на линии ординат – диагнозы при направлении. В точках пересечения одноименных диагнозов будет число совпавших диагнозов, по горизонтальным линиям – гипердиагностика, по вертикальным – гиподиагностика.

4.4. В группу показателей качества можно отнести показатели повышения квалификации аттестации медицинских работников:

-число врачей, имеющих высшую (I, II) категорию х 100

-общее число врачей.